Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Польше признали «потерю аппетита» у ЕС к антироссийским санкциям
Мир
Экс-советник Пентагона обвинил Зеленского в просчете под Артемовском
Общество
В Минтрансе заявили об отсутствии проблем с движением по Крымскому мосту
Интернет и технологии
Песков разделил позицию Медведева насчет недоступного в РФ западного контента
Мир
Глава МИД Китая заявил о настрое Пекина на взаимовыгодное сотрудничество с США
Мир
Британский генерал назвал предупреждение за 10 лет условием отражения атаки РФ
Общество
Росздравнадзор сообщил о продолжении поставок «Оземпика» до конца года
Спорт
ЦСКА проиграл клубу Медиалиги 2Drots
Армия
ВСУ пожаловались на разрушительный эффект российских ТОС «Солнцепек»
Спорт
Россиянка Демурчян выиграла золото женского чемпионата мира по боксу в Индии
Мир
Несколько полицейских машин сожгли в ходе беспорядков на западе Франции
Спорт
Боксер Чудинов предрек непредсказуемый бой Дацика и Джонсона
Спорт
ХК «Локомотив» обыграл ЦСКА и сократил отставание в серии Кубка Гагарина

Ставки больше есть

Управляющий активами Андрей Русецкий — о предстоящем заседании ЦБ по ключевому показателю
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

23 апреля предстоит плановое заседание Центробанка, на котором будет приниматься решение об уровне ключевой ставки. Исходя из ориентиров и заявлений регулятора, стоит рассуждать не о самом факте повышения показателя — полагаю, это вопрос решенный, — а скорее о шаге этого повышения, будет ли это 0,25 или 0,5 пункта. Я склоняюсь к уровню в 0,5 п.п., хотя буквально в декабре 2020 года инвестиционное сообщество и ЦБ РФ рассуждали о возможности понижения ставки, а спустя пять месяцев речь идет о накопленном повышении уже на 0,75. К сожалению, такова особенность денежно-кредитной политики в развивающихся экономиках, где высока доля сырья во внешней торговле, а у населения значительный объем расходов приходится на базовые нужды.

На стороне повышения выступают геополитические риски, высокая инфляция, продолжающийся значительный рост кредитования населения, отток средств нерезидентов из ОФЗ. В то же время все факторы повышенной инфляции носят временный характер, а часть объясняется относительно слабым рублем — при нормализации геополитической ситуации он укрепится и снизит импортируемую инфляцию.

Следует ожидать, что после повышения ставки ЦБ РФ возьмет паузу для оценки воздействия на инфляцию уже принятых решений. Пока мировые центральные банки остаются привержены мягкой денежно-кредитной политике, вряд ли стоит идти против общего тренда. Кризис 2020 года был общемировым и одинаковым для большинства стран — все экономики столкнулись с ростом безработицы и падением ВВП. Восстановление происходит достаточно бодро и быстро, а финансовые рынки уже в конце прошлого года обновили максимумы. Одновременно с этим мы имеем первый мировой кризис, когда располагаемые доходы населения выросли за счёт социальных трансфертов. Всё это формирует значительный отложенный спрос и временное давление на инфляцию — подобную картину мы видели в 2010–2011 годах.

В России мы наблюдаем рост инфляции выше целевых значений (5,8% против 4%) при одновременном повышенном уровне безработицы до 5,7% против 4,5% в 2019 году. Фактически инфляция вызвана разовыми факторами, а загрузка производственных мощностей остается на низком уровне.

Объявленный ЦБ РФ переход к нейтральной ставке — процесс, влияющий на долгосрочные и среднесрочные тренды. Заявленный ЦБ диапазон составляет 5–6%, хотя в текущих условиях он будет ближе к нижней границе. Таким образом, с нынешних уровней стоит ожидать повышения процентных ставок по кредитам и депозитам на соответствующие 1–1,5%, но о возврате к двузначным ставкам речи не идет, пока инфляция находится под контролем.

Для нейтральной денежно-кредитной политики можно подобрать два синонима — это реальные процентные ставки и качественный рост экономики. Россия в 1990-х — начале 2000-х долгое время жила в период отрицательных процентов, что привело к окончательному доминированию сырьевой составляющей в экономике и опережающему развитию отраслей с низкой добавленной стоимостью. Как только процентные ставки стали реальными, произошло резкое падение темпов увеличения экономики.

Согласно рейтингу Всемирного банка Doing Business 2020, Россия занимает 28-ю позицию по легкости ведения бизнеса — значительный прорыв по сравнению с 166-й позицией в 2005 году. В то же время средние темпы роста ВВП упали с 6–7% до 1,5–2% за этот же период.

Переход от количественного к качественному росту занимает длительный период времени и уровень процентов имеет на это прямое влияние, но не основное. Реальные ставки создают предпосылки к трансформации роста экономики из количественного в качественный. А вот скорость перехода в большей степени зависит уже не от Центрального банка, а от инвестиционной среды: легкости администрирования налогов, совершенства судебной системы, защиты частной собственности, привлекательности для прямых иностранных вложений и т.д.

Стоит отметить, что темпы роста ВВП снизились в последние 10 лет не только в России, но и в большинстве развивающихся стран — Мексике, ЮАР, Бразилии, Китае. Кстати, они также перешли к реальным процентным ставкам.

Но нельзя сказать, что страна стоит на месте. Простой пример: крупнейшие интернет-поисковые системы мира, которые доминируют на локальном рынке — это Google, Baidu и российский Яндекс. В Европе нет крупных локальных поисковиков и собственных IT-гигантов. Крупнейший банк в Европе по капитализации — Сбербанк, второй по выручке online ритейлер — Wildberries. Всё это российские несырьевые компании, которые появились либо развились в гигантов в последние годы и имеют мировое признание среди инвесторов.

Нам предстоит ещё долгий путь по формированию новой экономики, в основе которой будут лежать реальные процентные ставки, но они не будут основным фактором. Мы не первые, кто проходит данный путь — методы, средства известны и давно опробованы другими.

Автор — управляющий активами «БКС Мир инвестиций»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Реклама
Прямой эфир