Зеркальное отрешение: ответными санкциями Россия оставила диалогу с США шанс
Москва не стала вводить слишком жестких ответных ограничений против Вашингтона, оставив российско-американским отношениям возможность для налаживания диалога, заявили «Известиям» в Госдуме и Совете Федерации. 16 апреля глава МИД РФ Сергей Лавров объявил ряд мер, которые были приняты в качестве реакции на недружественные шаги США, сделанные накануне. Как и писали «Известия», на высылку 10 российских дипломатов Москва ответила зеркально.
Ответ необходим
России понадобился всего лишь день на то, чтобы сформулировать ответные санкции против США. 15 апреля Джо Байден ввел запрет для банков и других финансовых институтов США на приобретение на первичном рынке номинированных в рублях и иных валютах облигаций, выпущенных Банком России, ФНБ и Минфином после 14 июня 2021 года. Кроме того, Вашингтон предписал 10 сотрудникам дипмиссии РФ покинуть США, а также был сформирован санкционный список, куда попали 32 физических и юридических лица, которые якобы пытались повлиять на результаты президентских выборов в Штатах в 2020 году. Столкнулись с рестрикциями пять человек и три организации, причастные, по версии США, к «оккупации Крыма» и нарушениям прав человека в регионе. Также под ограничения попали шесть российских компаний из сферы высоких технологий.
Вечером 16 апреля глава МИД РФ Сергей Лавров объявил о российском ответе на действия Белого дома. Москва запускает процедуру, которая прекратит практику найма на работу в американские диппредставительства россиян и граждан третьих стран, а также остановит практику бесконтрольных краткосрочных поездок сотрудников для работы в дипмиссии США в России. Кроме того, помощник президента Юрий Ушаков рекомендовал послу Джону Салливану уехать в Вашингтон для консультаций. Между тем, как и писали «Известия», на высылку 10 дипломатов Россия ответила зеркально. И, наконец, в санкционный список попали восемь американских чиновников, среди которых генпрокурор США Мэррик Гарланд, министр внутренней безопасности Алехандро Майоркас, советник президента по внутренней политике Сьюзан Райс, директор ФБР Кристофер Рэй, глава нацразведки Эврил Хейнс и экс-помощник Дональда Трампа по нацбезопасности Джон Болтон.
Также в МИД РФ заявили, что намерены прекратить деятельность в России американских фондов и НПО, подконтрольных Госдепу и другим госструктурам США. Там пояснили, что такая работа ведется давно и будет доведена до конца, поскольку США не намерены сокращать размах своих подрывных усилий.
По словам Сергея Лаврова, санкции США России «по плечу», а у Москвы есть все возможности ввести болезненные меры против американского бизнеса. Но их РФ решила придержать про запас.
Любопытно, что российский ответ последовал после отдельного выступления Джо Байдена, посвященного России. Среди прочего, глава Белого дома в своей речи отметил, что пришло время для деэскалации в двусторонних отношениях, и подчеркнул, что очень рассчитывает на предложенный им саммит с Владимиром Путиным. По мнению опрошенных «Известиями» политиков и экспертов, было видно, что президент США пытался звучать миролюбиво, а его предложение о диалоге можно оценить только положительно, однако введенные им санкции не оставляли Москве выбора — Россия должна была ответить.
— Санкции в любом случае — даже ответные — не могут быть в русле деэскалации, о которой говорил Байден. Но дело в том, что сама политика Байдена на российском направлении очень противоречивая. С одной стороны, он выступает за снижение напряженности, с другой — тут же принимает санкции. Воспринимать это одновременно очень сложно. Поэтому естественно, что Москва ответила. И, конечно, санкционная политика осложняет представление, как в этой ситуации можно организовать личную встречу президентов, — сказал «Известиям» глава Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов.
Впрочем, по мнению эксперта, до лета еще есть время. Если санкционные обмены будут поставлены на паузу, то саммит вполне возможен. Другое дело, что для такой встречи надо четко проработать повестку, чтобы не получилось как в 2018 году с Дональдом Трампом.
— Хотя сама по себе встреча тоже важна. Они сядут, посмотрят друг другу в глаза. Но без каких-то решений, такой контакт глобально ничего не меняет в отношениях, — пояснил политолог.
Не в пользу каких-то прорывов говорит и тот факт, что Джо Байден фактически копирует политику Дональда Трампа на российском направлении.
— Утром Трамп говорил о желании поладить, а вечером подписывал санкции. Сейчас то же самое, хотя и немного по-другому. В такой конструкции Москве сложно идти выверенным курсом: с одной стороны, ты должен взять протянутую руку, а с другой — бить по другой руке, которая тебе пакостит, — подытожил Валерий Гарбузов.
Готовы к диалогу
Тем не менее российский ответ на действия США можно считать мягким и оставляющим пространство для переговоров с Вашингтоном. По словам зампреда комитета Госдумы по международным делам Алексея Чепы, Москва делает всё для того, чтобы ослабить напряженность в мире, поэтому и не ввязывается в ожесточенные санкционные бои с Западом.
— Не мы развязываем политическую войну, не мы на протяжении нескольких лет обвиняем Америку в противоправных действиях. Мы видим попытки вмешательства в наши внутренние дела, нагнетание обстановки на наших границах. Мы видим поддержку террористических организаций на протяжении многих лет. При этом США обвиняют во всем нас. Это всё вызывает дополнительную эскалацию в мире. А мы делаем всё, чтобы ее снизить, — объяснил «Известиям» санкционный ответ России депутат.
Он привел еще один пример мудрой реакции Москвы на очередной выпад США: когда Джо Байден в интервью утвердительно ответил на вопрос журналиста, считает ли он Владимира Путина «убийцей», президент России лишь пожелал ему здоровья.
— И Сергей Лавров, делая заявление об ответных мерах, не сжигает все мосты, оставляет надежды на разум со стороны США и ЕС, — подытожил Алексей Чепа.
Кроме того, Москва понимает, что, прежде чем вводить какие-либо меры, необходимо продумать наперед — как их потом отменять. Именно поэтому Россия и не вводит слишком жестких ограничений в ответ на рестрикции со стороны американцев, отметил член комитета Совфеда по международным делам Александр Бабаков.
— Прежде чем зайти в партнерство, надо понять, как из него выйти, так и наоборот. ЕС и США уже ввели огромное количество мер в отношении России, и сейчас их главная головная боль — не придумать новые, а понять — как от этих уже «навороченных» мер уйти. Россия же мыслит наперед, — сказал политик «Известиям».
Что касается ранее предложенной встречи двух лидеров на полях третьей — европейской — страны, то в таких вопросах Москва всегда придерживалась позиции, что диалог необходим в любом случае, напомнил депутат.
16 апреля Россия также предписала пятерым дипломатам из Польши покинуть страну. Это вновь произошло в ответ на «солидарную» с США высылку российских дипломатов из этого государства днем ранее.