Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Маршрут перестроен: на сделку «Яндекс.Такси» пожаловались в Генпрокуратуру
2021-04-05 18:14:42">
2021-04-05 18:14:42
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Профсоюз работников общественного транспорта «Таксист» пожаловался в Генпрокуратуру и ФАС на сделку «Яндекс.Такси» по покупке активов группы «Везет». Ранее организация уже просила антимонопольную службу провести проверку, но регулятор указал, что сделка не требует согласования. В профсоюзе настаивают, что она нарушает законодательство, и просят прокуратуру проверить обстоятельства покупки. В «Яндексе» и «Везет» не информированы об обращениях и не видят рисков для сделки. Совокупная доля обеих компаний на рынке может составить до 70% по всей стране, оценивали ранее в ФАС.

Попытка номер два

В Генпрокуратуру и в ФАС профсоюз обратился в конце марта, следует из копий писем, которые есть у «Известий». Организация просит «детально изучить условия сделки между «Яндекс.Такси» и «Везет», указано в обращениях. Председатель профсоюза Ярослав Щербинин подтвердил «Известиям» направление обоих писем.

«Яндекс» объявил о покупке активов группы «Везет» в феврале. Тогда профсоюз «Таксист» уже просил ФАС проверить сделку, но регулятор сообщил, что покупка не требует согласования, поскольку балансовая стоимость приобретаемых активов не превышала 400 млн рублей. Как отмечали в «Яндексе», речь о покупке только части активов: например, на программное обеспечение группы договоренности не распространялись, а основным приобретением стали call-центры конкурента.

ФАС
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Это уже вторая попытка корпорации приобрести активы «Везет». В 2019 году интернет-компания пыталась купить всю группу, но получила отказ ФАС.

Сделка приведет «к усилению позиции уже существующего монополиста в лице «Яндекс.Такси», ухудшению конкуренции на рынке легкового такси, что отрицательно скажется на положении водителей», уверены в профсоюзе. Хотя сейчас сделка формально соответствует антимонопольному законодательству, соглашение фактически подразумевает покупку всей группы «Везет», против чего ранее уже выступала ФАС, указано в письме.

В частности, формально не вошедшее в сделку приложение «Везет» в рамках слияния прекращает работу, а работающих в нем водителей «автоматически без их согласия» переводят на работу в приложении «Яндекс.Такси», отметили в профсоюзе. Там считают, что «наиболее ценной коммерческой информацией для агрегатора такси» скорее станет доступ к сall-центрам «Везет» за счет сведений о пассажирах, перевозчиках и водителях.

Авторы обращения утверждают, что «Яндекс» навязывает таксистам невыгодные им условия работы, в одностороннем порядке определяя комиссию, которую берет себе агрегатор — в некоторых случаях это до 50% стоимости поездки.

Стадия отрицания

В «Яндексе» и «Везет» не информированы о направлении обращений таксистов в Генпрокуратуру и ФАС, но категорически против высказанных в письмах претензий.

— Как мы уже говорили, сделка с ГК «Везет» не подпадает под критерии сделок, требующих согласования с антимонопольным органом, — заявили «Известиям» в пресс-службе «Яндекс.Такси».

Там добавили, что сделка закрыта, а интеграция двух сервисов должна завершиться во II квартале 2021 года. Представитель компании подчеркнул, что работа водителей с агрегатором происходит на добровольной основе, а комиссия, составляющая до половины стоимости поездки, невозможна. В среднем комиссия составляет 10% с учетом вознаграждений водителей, субсидирования поездок, сказал он.

такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Пользовательское и водительское приложения «Везет» вскоре станут недоступными, поэтому мы предлагаем нашим пользователям и партнерам воспользоваться приложениями «Яндекс.Такси», — добавил представитель «Везет», подчеркнув, что информация о том, что водителей принуждают перейти в «Яндекс.Такси», не соответствует действительности.

По мнению компании, многие шоферы уже используют сразу несколько агрегаторов такси, «поэтому говорить об ухудшении условий для водителей также некорректно», отметил представитель «Везет».

Как уточнили «Известиям» в пресс-службе ФАС, несмотря на то что регулятор видит в сделке риски для конкуренции на рынке такси, служба не имела оснований запретить «Яндексу» купить активы «Везет», потому что при согласовании сделки учитывается именно балансовая стоимость активов, а не сумма сделки. Регулятор уже предлагал учитывать оба параметра при согласовании сделок. Речь о разработанных ФАС поправках в закон о защите конкуренции («пятый антимонопольный пакет»), которые предусматривают необходимость согласования сделок, сумма которых превышает 7 млрд рублей, напомнил представитель регулятора.

Как отмечали в пресс-службе «Яндекс.Такси», сумма сделки по покупке активов «Везет» составляла $170 млн, что по действующему курсу составляет около 13 млрд рублей.

Совокупная доля обеих компаний на рынке после слияния может составить до 70% по всей стране, оценивали ранее в ФАС.

Недовольны не все

Не все организации в отрасли разделяют опасения профсоюза. Так, Общественный совет по развитию такси пока не видел ухудшений на рынке из-за сделки «Яндекс.Такси» и «Везет», рассказала «Известиям» председатель организации Ирина Зарипова. Она напомнила, что ранее агрегатор уже объединялся с другим крупным игроком, Uber, и «негативного сценария развития рынка не произошло».

ФАС может привлечь компании к ответственности, если у службы появятся сведения о непредоставлении в орган каких-либо сведений, необходимых для осуществления сделки, отметила член Ассоциации юристов России, юрист «Легес-Бюро» Ольга Эттлер. В этом случае регулятор составляет протокол об административном правонарушении (по ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ), и организации будет грозить штраф до 0,5 млн рублей. Также ФАС может подать иск в Арбитражный суд о привлечении к административной ответственности за несогласование сделки по слиянию.

такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Обращение профсоюза может стать поводом для внеплановой проверки, добавил основатель и глава консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.

— Если в ходе такой проверки будет вскрыт факт нарушения и сокрытия данных по сделке, то «Яндекс.Такси» может ждать разбирательство. Но если в компании докажут, что всё осуществлялось в рамках законодательства и обычного взаимодействия сторон на рынке, проблем быть не должно, — заключил юрист.

Представители ФАС и Генеральной прокуратуры подтвердили получение обращения профсоюза.