Недооценка ценностей: сможет ли курс рубля стать реалистичнее
Надежды на рост курса рубля в начале года не оправдались. Несмотря на в общем неплохие фундаментальные показатели — от темпов восстановления российской экономики до цен на нефть, отечественную валюту продолжало лихорадить. Ситуация останется неопределенной и во втором квартале года, когда россияне начнут потихоньку выбираться в заграничные отпуска (разумеется, в те страны, которые сейчас предоставляют такую возможность), считают опрошенные «Известиями» эксперты. В среднем они предсказывают расположение рубля в коридоре от 70 до 75 рублей за доллар.
Прошлый год для российской валюты стал одним из худших за последнее время. В течение 2020-го доллар укрепился на 12 рублей, достигнув в конце года отметки 73 рубля. Падение было ожидаемо: цены на нефть обрушились, а общая глобальная нестабильность из-за эпидемии привела к массовому оттоку средств с развивающихся рынков вообще и России в частности в более «спокойные» гавани, насколько вообще такое слово применимо к экономике в условиях всемирной пандемии. Наконец, угроза усиления санкций США и ЕС постоянно маячила над Россией, вынуждая инвесторов закладывать эти риски в стоимость российских активов.
Казалось, что в новом году ситуация изменится. Во-первых, успешные коллективные действия на нефтяном рынке привели к подъему цен в два раза. Во-вторых, появление сразу нескольких работающих вакцин позволило рассчитывать на скорое окончание пандемии. В-третьих, российская экономика показала относительно небольшой спад, а восстановление после кризиса оказалось хоть и не фантастическим по темпам, но довольно быстрым и уверенным. При этом международные резервы продолжили накапливаться, впервые в истории приблизившись к $600 млрд. Государство очень мало потратило из Фонда национального благосостояния, вокруг использования которого по-прежнему идут жаркие споры, и совсем немного увеличило государственный долг, так и не достигший даже 20% ВВП.
Тем не менее динамика в первом квартале оказалась не блестящей. В январе рубль поднялся с 74 до 76 рублей, после чего вернулся к исходным уровням. Но ненадолго. Во второй половине марта началось очередное бегство инвесторов с развивающихся рынков. Причина — новые локдауны в Европе, перспектива повышения налогов США и обвал турецкой лиры. Конкретно рубль в конце марта упал до минимума с начала года (76,2 рубля за доллар), что произошло при ценах на нефть выше 60 долларов за баррель. Нефть стала едва ли не самой дорогой в истории, если считать ее цену в рублях. Если исходить из хорошо известной формулы, рубль оказался сильно недооцененным, но реальность скорректировала теоретические выкладки. Российской валюте не помогло даже повышение ставки ЦБ, которое обычно оказывает весьма положительное влияние на курс.
О выгоде низкого курса для многих отечественных производителей (не только нефти, но и, например, продовольствия) говорят часто, но в сложившейся ситуации слишком слабый рубль тоже может нанести вред. Помимо очевидного ускорения инфляции и дыры в бюджетах российских потребителей отрицательный эффект чувствуют и производители, которым нужны импортная техника, оборудование, компоненты и иногда сырье. Кроме того, есть и косвенный негатив: одной из причин роста цен на продовольственном рынке России стала ситуация, при которой экспортировать оказалось слишком выгодно. Сможет ли ситуация с российской валютой исправиться в ближайшие три месяца?
Андрей Маслов, аналитик ГК «Финам»:
Важнейшими факторами влияния на рубль остаются все еще неблагоприятная эпидемиологическая обстановка в Европе, а также санкционное давление. Что касается пандемии коронавируса, то во втором квартале мы ожидаем смягчения ограничительных мер в Европе и постепенное снятие локдаунов. Третья волна коронавируса только началась, и ожидать ее завершения раньше конца второго квартала 2021 года пока не приходится, учитывая все еще серьезный недостаток вакцины в странах ЕС, который сопровождается длительными бюрократическими процедурами.
Также, безусловно, начало новой волны пандемии в Старом Свете негативно повлияло на рынок энергоносителей в общем и на котировки нефти в частности. Поэтому при улучшении эпидемиологической ситуации нефть, вероятно, снова вернется к пиковым значениям в $70 за баррель.
Укрепление российской валюты сдерживается прежде всего санкционными рисками. Многие аналитики считают, что рубль недооценен, так как при ценах на нефть выше $60 за баррель российская валюта все еще слаба по отношению к доллару и евро, что является следствием серьезного недоверия инвесторов именно в отношении геополитических рисков. Помимо этого рубль снижается из-за роста доходностей американских «трежерис» и отрицательной реальной ключевой ставки по рублю вследствие высокой инфляции.
Курс рубля может укрепиться в течение года с учетом начатой ЦБ нормализации денежно-кредитной политики, если цены на нефть останутся выше $60 за баррель, ограничения на добычу будут постепенно ослабляться, а санкции не реализуются в жестком варианте. Таким образом, мы ожидаем, что российская валюта во втором квартале 2021 года будет находится в диапазоне 71–75 рублей за доллар и 87–91 рублей за евро.
Сергей Коныгин, главный экономист Газпромбанка:
В 2021 году основными факторами влияния на рубль будут: 1) геополитическая неопределенность, которая приводит в настоящее время к распродажам на рынке государственного долга со стороны нерезидентов; 2) дивидендный сезон (май-июнь), когда будет проходить выплата российских компаний в валюте иностранным держателям акций; 3) спрос Минфина на валюту, который определяется бюджетным правилом; 4) рост добычи нефти в рамках смягчения соглашения ОПЕК+. В итоге факторов влияния будет довольно много, что означает повышенную волатильность национальной валюты в 2021 году. В отсутствие эскалации геополитической напряженности курс рубля может укрепится к уровню 73–74 при текущих уровнях цен на нефть в 2021 году.
Антон Табах, главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА»:
Фундаментально рубль обречен на укрепление. Тут и комфортная цена на нефть, и подросшие ставки, но возросшие политические и финансовые риски в Турции и санкционные страхи мешают укреплению. Мы видим движение рубля к 72 за доллар, в налоговые периоды укрепление рубля будет более заметно по понятным причинам.
Пётр Пушкарёв, шеф-аналитик TeleTrade:
Исключать политические подножки со стороны администрации Байдена, разумеется, нельзя, однако поступившее на 22–23 апреля приглашение от Вашингтона для Путина поучаствовать в климатическом саммите на сегодня явно выглядит как попытка смягчить позицию и загладить эффект от недавней крайне недружелюбной риторики.
Угрозы в адрес российских долговых активов, похоже, больше не слишком беспокоят иностранных инвесторов и скорее остаются разве что в воображении определенных находящихся настороже представителей российского истеблишмента и бизнеса. На самом деле даже и теоретически запрет на покупку иностранцами новых порций ОФЗ Минфина обошелся бы бюджету в сумму порядка 1 трлн рублей ежегодно, а значит, он даже за пять-шесть лет съел бы не больше 10% от подушки золотовалютных резервов страны (величина некритичная), и для России сохранились бы все те же ассигнования на нацпроекты и иные важные векторы развития.
Но нужно признать, что тема санкций применительно к нашему рынку и к курсу рубля болезненно эмоциональная, поэтому, конечно, в таком случае последовал бы быстрый первоначальный всплеск курса доллара, возможно, до 82–85 рублей, а евро — до 96–98 рублей, и на окончательное успокоение поведения рубля потребовалось бы потом два-три месяца. Но в итоге, полагаю, доллар вернулся бы к тем же 75 рублям и при этом далеко, замечу, не базовом для рубля сценарии.
Обновление рекордов западных бирж еще долго будет важнее для курса российской валюты — и чем ставки ЦБ, и чем положение дел в нашей экономике: фактические темпы ее восстановления практически не влияют на валютные курсы, так как инвесторов в российские активы интересует лишь высокий размер премиальной доходности по нашим ОФЗ и гарантированные дивиденды по акциям крупнейших наших компаний. Более прямым способом вкладываться в российскую экономику мир основательно пока не готов, а это значит, чем выше индексы Уолл-стрит, тем для рубля лучше, а на действительно серьезное ослабление рубль могла бы спровоцировать лишь масштабная коррекция бирж США и Европы — на величины более 15%. Но пока что там вводят лишь все новые стимулирующие экономику программы, так что поддерживающий в том числе и рубль рост рынков на Западе куда более вероятен.