Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука и техника
Политолог сравнила использование ИИ в политике с электричеством
Мир
Взрыв произошел в мечети в Нигерии во время вечерней молитвы
Мир
Австралийский телеведущий Маккензи-Макхарг погиб в Лос-Анджелесе в 41 год
Мир
СМИ сообщили о задержании посла Польши во Франции по подозрению в коррупции
Мир
Макрон заявил о продолжении обсуждений гарантий безопасности Украине с января
Спорт
World Aquatics признала Мальцева лучшим синхронистом 2025 года
Происшествия
В Курской области мужчина пострадал при ударе дрона ВСУ по автомобилю
Мир
Умер сыгравший в сериале «Друзья» актер Пэт Финн
Общество
Суд арестовал директора пансионата в Видном по делу о массовом отравлении
Армия
Силы ПВО за семь часов уничтожили 132 беспилотника ВСУ над территорией России
Мир
При взрыве в мечети в Нигерии погибли по меньшей мере семь человек
Спорт
FIS предоставила нейтральный статус еще пяти российским спортсменам
Здоровье
Психолог объяснила увеличение количества звонков детей на телефон доверия
Происшествия
Житель Новой Каховки пострадал при ударе беспилотника ВСУ по автомобилю
Происшествия
Собянин сообщил об отражении атаки еще одного летевшего на Москву БПЛА
Общество
СК заявил об окончании работы над делом о хищении у МО более 500 млн рублей
Мир
Суд Болгарии одобрил экстрадицию россиянина Ивина в США
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Имя Пола Фейерабенда (1924–1994 годы), вероятно, не слишком известно широкой публике, но в академических кругах он не нуждается в представлениях. Один из главных философов прошлого столетия, человек, занимавшийся осмыслением теории науки и создавший концепцию «эпистемологического анархизма», вызывавшую в свое время немалый скандал в ученом сообществе. На русском языке его труды издавались еще в советские времена — для западного философа дело почти исключительное. Теперь же вышла и более доступная — да и интересная — стороннему человеку автобиография Фейерабенда, не менее провокационная, чем его философские сочинения. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели — специально для «Известий».

Пол К. Фейерабенд

Убийство времени. Автобиография

Москва, Rosebud Publishing, 2021. — Пер. с английского В. Зацепина — 368 с.

Единственный крошечный недостаток, к которому можно придраться в русском издании написанной в 1995-м автобиографии Пола Фейерабенда («одного из последних великих философов ХХ века», по словам переводчика и автора сопроводительной статьи Виктора Зацепина), — это опечатка в аннотации, где вместо 1924 года рождения героя обозначен 1910-й. Но, вероятно, сам Фейерабенд, по мемуарам производящий впечатление восхитительно легкого и покладистого в быту человека (вразрез со скандальной репутацией непримиримого «противника разума» и борца с рациональностью), ничуть не возражал бы против дополнительных 14-ти лет жизни. О том, что скоро умирать, он стоически рассуждает ближе к финалу книги: «...я гораздо лучше готов начать жить, чем 10 лет тому назад — но теперь я в конце своей жизни, плюс-минус несколько лет». Меньше всего при этом философа печалит, что какие-то книги и статьи останутся ненаписанными, а огорчает главным образом разлука с последней женой, Грацией, на которой он женился уже 65-летним, но которая всё же успела превратить его из «ледяного эгоиста в друга, компаньона и мужа».

Само название автобиографии заставляет заранее предположить, что в ней будет немало сожалений о потерянном времени, потраченном на какую-то ерунду, но это не так. Непредсказуемость — один из главных компонентов обаяния Фейерабенда-мемуариста и, судя по всему, профессора Фейерабенда, джетсеттера, скачущего по университетам между Европой, Америкой и Новой Зеландией и порой пугающего студентов нестандартной манерой преподавания. В его понимании лекторское выступление сродни актерскому, а преподаватель — своего рода чтец-декламатор, которому достаточно проштудировать пару книг по нужному предмету, а «остальную работу сделает адреналин», — как залихватски пишет Фейерабенд о том периоде, когда он вообще почти не готовился к лекциям, заранее набрасывая лишь несколько мыслей.

Эффектный заголовок (с двусмысленным намеком на «убивающее время» в английском оригинальном названии — Killing Time) — это, скорее, дань любви к парадоксам, связанной с главной чертой Фейерабенда, которую он сам и знавшие его люди определяли как «непоседливость». «Умник и бедокур — у него не голова, а бочонок с мартышками», — с явным удовольствием цитирует Фейерабенд характеристику, которую ему дал один из приятелей-философов, Герберт Райл. Ртутная подвижность натуры просматривается как в философских воззрениях Фейерабенда, отвергавшего всякое закостенелое и несомненное научное знание, так и в личной жизни (с множеством романов и увлечений, часто воображаемых), и в преподавательской работе. К последнему предмету он относился с изрядной долей цинизма как к заработку, довольно необременительному для человека с хорошо подвешенным языком:

Автор цитаты

«Позже, уже в Калифорнии, моя непоседливость приобрела межконтинентальный характер — работая там, я брал себе еще одну работу, а затем и следующую, так что вскоре большую часть времени я проводил в воздухе. Внешние вызовы окрыляли меня — и я увядал, когда вынужден был возвращаться восвояси. Почти целый год я ежедневно принимал секонал и спал дни и ночи напролет, за исключением собственных лекций и уроков пения. Я в буквальном смысле «убивал время». Может быть, я ждал, что моя жизнь вот-вот начнется — возможно, завтра, или на следующей неделе, или в следующем году всё встанет на свои места»

Впрочем, есть в этой автобиографии один явный момент, когда автор испытывает досаду из-за того, что потратил время зря — а именно ввязавшись в полемику с теми, кто раскритиковал его первую книгу-коллаж «Против метода», вышедшую в 1975-м:

Автор цитаты

«Я отвечал на рецензии, написал два сиквела к ПМ, составил сборник своих статей и приготовился написать книгу, которая более убедительно представит «мою позицию». Сочиняя и переписывая скучные главы о скучных вещах, я растранжирил драгоценное время, а ведь мог бы греться на солнце, смотреть телевизор, сходить в кино, или, может быть, даже написать несколько пьес»

Характерны эти презрительные кавычки вокруг слов «моя позиция» — в такие же Фейерабенд порой заключает и священное для многих слово «карьера»: «В начале 1955 года меня пригласили на собеседование в Бристоль. Так началось то, что формально известно как моя «карьера». Похоже, будь его воля, у Фейерабенда вообще половина самых пафосных слов стояла бы в кавычках, отражающих приблизительность и беспомощность любой лексики в описании такого странного и непостижимого явления, как человеческая жизнь, причем любая, даже самая бедная «событиями», «приключениями» или достигнутыми «целями». Самые, однако же, ненавистные этому «эпистемологическому анархисту» сакральные термины — «истина», «реальность» и «объективность». Борьба с этими деспотичными абстракциями, которые «сужают человеческое поле зрения и сокращают способы существования в этом мире», и стала по признанию автора, главным мотивом при создании книги «Против метода», как и благородное желание освободить людей от тирании философов-обскурантов.

В автобиографии Фейерабенд дарит читателю еще одну степень свободы, раскрывает еще один ее секрет читателю, которому хватит смелости не связывать свою самоидентификацию с карьерными успехами:

Автор цитаты

«Я думал, что писать статьи и читать лекции — одно дело, а жить — совершенно другое, и я советовал студентам искать центр тяжести вне какой бы то ни было профессии. <...> Я понимал, что отказ определять свою жизнь в терминах профессии или конкретной деятельности еще не наполняет ее содержанием, но, по крайней мере, я был осведомлен о том, что такое содержание существовало и помимо тех или иных частных видов деятельности»

Однако, чтобы на практике воспользоваться этим простейшим с виду советом, надо обладать врожденной мудростью самого Пола Фейерабенда, который еще в детстве на сакраментальный вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» вместо всяких романтических фантазий без запинки выдавал предельно рациональный ответ: «Я хочу уйти на пенсию».

Читайте также
Прямой эфир