Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россия и ряд европейских государств предлагают пересмотреть Конвенции о дорожном движении, чтобы допустить на дороги беспилотные транспортные средства. Готова ли к этому инфраструктура и смогут ли беспилотники пережить российский снегопад, разбирались «Известия».

Точность определения

Россия и ряд других государств в рамках Экономического и социального совета (ЭСС) ООН инициировали пересмотр венской Конвенции о дорожном движении 1968 года.

«В конвенции, которая ратифицирована 91 государством, сказано, что автомобиль — транспортное средство с четырьмя колесами, двигателем внутреннего сгорания и живым человеком за рулем. Вот этот главный тезис нужно будет изменить, то есть нужно написать, что транспортное средство необязательно должно иметь за рулем человека», — пояснил «Известиям» пресс-секретарь НП «Глонасс» Ярослав Федосеев.

Снежные отношения

Свои беспилотники уже тестирует на улицах Москвы «Яндекс», а с недавних пор к нему присоединился и «Сбер». Разработчики уверяют, что внимание искусственного интеллекта беспилотного автомобиля всегда сконцентрировано на дороге. В «Яндексе» и «Сбере» говорят о всепогодности лидаров и радаров в сочетании с камерами, но испытания серьезным снегопадом беспилотники пока не проходили.

Беспилотный автомобиль «Сбера» во время испытаний в Москве

Беспилотный автомобиль «Сбера» во время испытаний в Москве

Фото: РИА Новости/Пресс-служба «Сбера»

«Если техническое зрение беспилотного автомобиля ограничивается погодными условиями — липким снегом и т.п., то беспилотный автомобиль на дороги общего пользования не допускается. Поэтому сейчас испытания в пургу не проводятся», — уточнил Ярослав Федосеев.

Зимой разметка видна не всегда и не везде, появляются сугробы, сужающие проезжую часть. Передвигающиеся по российским дорогам беспилотные автомобили не получают данные от ГЛОНАСС или GPS. Они ориентируются, используя высокоточные карты и собственное «зрение» — камеры, лидары, радары.

«Высокоточные карты включают в себя структуру дороги с детальной информацией о полосах, разметке, знаках и других объектах дорожной инфраструктуры, а также трехмерный слепок того, что находится вдоль дороги. Чтобы получить такой слепок, достаточно проехать по дороге с включенным лидаром и отсканировать пространство вокруг», — рассказала «Известиям» представитель пресс-службы беспилотных автомобилей «Яндекса» Юлия Швейко.

Без разметки и светофоров

Благодаря тому, что беспилотный автомобиль знает, на каком расстоянии от разных объектов находится, он сможет продолжить движение в своей полосе, даже если разметку заметет снегом.

«Как быть в ситуациях, когда для продолжения движения необходимо отступить от формального выполнения требований ПДД, например объезда препятствия через сплошную, если нет иных вариантов?» — задается вопросом участник рабочей группы по ТР ТС 018/2011 при общественном совете Росаккредитации Григорий Шухман.

Беспилотник попадает в сложную ситуацию один раз, уверен руководитель департамента разработки беспилотных ТС Cognitive Pilot Юрий Минкин.

разметка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

«Один раз нейронную сеть обучили, и дальше все беспилотники будут знать, как быть в подобных случаях. Необходимо набрать критическую массу таких ситуаций. Например, автомобиль едет и видит, что вот здесь должен стоять светофор. А его нет. Тогда автомобиль сообщает о ситуации в единый центр. Если три автомобиля сообщают о таком, это сигнал о том, что карту нужно проверить. Такая технология будет использоваться в будущем для обновления карт», — рассказал Минкин.

По словам эксперта, обучить беспилотники преодолевать снежные наносы с ходу или враскачку — тоже не проблема. Написание базового алгоритма займет две-три недели, далее останется адаптировать его к разным типам машин.

Автор цитаты

Интересный способ ориентации беспилотников зимой придумали в Массачусетском технологическом институте. Датчику GPS, который определяет общее положение машины, помогает почвопроникающий георадар (LGPR). Он излучает электромагнитные волны вниз и составляет карту для по находящимся под землей объектам, например корням и камням.

Три года без потерпевших

Беспилотники «буксуют» не из-за снега, а из-за отсутствия законодательной базы. Сейчас, например, в случае ДТП с человеческими жертвами, случившегося из-за использования автопилота, его разработчик полностью несет всю ответственность. Это предусмотрено постановлением правительства № 1415 от 26 ноября 2018 года. Под ответственностью понимается не уголовное наказание, а выплата страховки в размере 1 млн рублей.

автомобили в снегу
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

«Данный эксперимент будет проходить до марта 2021 года. В дальнейшем необходима более детальная проработка данного законодательства», — прокомментировал Ярослав Федосеев. По его словам, Минтранс работает над правовым урегулированием данного вопроса, но пока все находится в подвешенном состоянии. Не готова и дорожная инфраструктура.

«Ё-мобиль» и смена приоритетов

Под вопросом и коммерческое использование беспилотников: ни в одной стране мира они пока не зарекомендовали себя с точки зрения экономической эффективности. Научить робомобиль хорошо ориентироваться в пространстве — это очень дорого.

«Стоимость лидара с коротким расстоянием, 30–40 м, начинается от $10 тыс. А полный обвес с лидарами и вычислительными блоками может доходить от $200 тыс. до $500 тыс.», — рассказал «Известиям» Юрий Минкин. Возможно, робомобили не будут иметь успеха на дорогах общего пользования, но у них есть другие перспективные сферы применения.

«Мы склоняемся к тому, что беспилотные технологии будут в первую очередь коммерциализироваться на закрытых складских территориях или, скажем, на уборке территорий, как техника для ЖКХ», — проанализировал ситуацию Ярослав Федосеев.

город
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Есть и другие направления, где технологии автоматизированного управления транспортными средствами могут найти экономически оправданное применение. Так, Cognitive Pilot, совместное предприятие «Сбера» и Cognitive Technologies, приоритетное внимание уделяет именно разработке беспилотных систем управления сельхозтехникой и рельсовым транспортом.

В то же время «Сбер» не планирует отказываться от робомобилей: недавно он приобрел компанию «Ё-инжиниринг». Полученный при разработке гибридного «Ё-мобиля» опыт должен помочь в создании платформы для автономных транспортных средств.

Прямой эфир