Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Южная Корея и США осудили запуск баллистической ракеты КНДР
Мир
Байден заявил о намерении баллотироваться на второй срок
Армия
Боевые корабли России и КНР завершили патрулирование в акватории Тихого океана
Мир
Экс-сенатор США допустил признание миром вхождения в РФ новых регионов
Армия
Российские беспилотники предотвратили наступление украинских диверсантов
Мир
NYT узнала об угрозе поддержке Украины после взрывов на «Северных потоках»
Армия
Военкоматы ЦВО отправили мобилизованных в пункты приема личного состава
Экономика
ЦБ может ужесточить требования к ипотеке под низкий процент
Мир
Во Франции заявили о готовности в ближайшие дни нового пакета антироссийских санкций
Армия
Призванные из запаса военнослужащие выполнили боевые стрельбы пушек «Гиацинт»
Мир
Выпущенная КНДР баллистическая ракета пролетела 4,6 тыс. км
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Киноиндустрия двинется в сторону интернета, и 2021 год может стать переломным для сериального экспорта. Россия имеет шансы войти в топ-5 поставщиков контента на мировом рынке. А вот традиционный кинопрокат рискует умереть вовсе или, по крайней мере, существенно сократится. Проще будет бюджетным учреждениям: по мнению экспертов, в новом году стоит ждать роста государственных трат на культуру минимум на 25–30% по сравнению с благополучным 2019-м. Оптимистично настроены и представители книжного рынка: они прогнозируют рост числа наименований примерно на 10% и дальнейшее расширение онлайн-форм дистрибуции. «Известия» разбирались, что ждет отечественную культуру в обозримом будущем.

Сериалы для мира

Никогда еще прогнозирование не было таким сложным и неблагодарным делом, как сейчас. Все опрошенные «Известиями» деятели культуры и эксперты признавались, что не могут ни о чем говорить с уверенностью, поскольку ситуация напрямую зависит от пандемии. Если распространение вируса удастся взять под контроль, например, к лету, положение вещей будет одним, если нет — другим. Много вопросов и об ограничительных мерах. Ослабят ли их или ужесточат? Будут ли они более локальными — в конкретных странах и регионах — или глобальными, как прошлой весной?

кино онлайн
Фото: ТАСС/Ведомости/Андрей Гордеев

Можно выделить отдельные тенденции, которые заданы уже текущим положением дел и с большой вероятностью окажутся актуальны для 2021 года при всех возможных сценариях. И, конечно, уже понятны ключевые опасности и проблемы. В случае с кинобизнесом это сокращение традиционного проката и рост онлайн-платформ.

— Сигналы пока что поступают тревожные, и они касаются не только Голливуда. Многие крупные студии, они же мейджоры, рассматривают сейчас переход в диджитал как основную стратегию, — рассказал «Известиям» продюсер, председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов. — Возможно, самые крупные американские фильмы будут выпускаться в кинотеатрах, но в основном все решительными шагами движутся в сторону интернета, стриминга.

Если снизится доля американского кино, кинотеатрам будет гораздо сложнее выжить, считает эксперт. Ведь именно оно приносит 70–80% сборов. Это может привести к тому, что в крупных городах, где есть несколько кинотеатров, останется примерно половина. А значит, кинобизнес ждут фундаментальные изменения.

Сельянов прогнозирует сокращение производственных бюджетов, поскольку их будет сложнее отбить, и переориентацию студий и дистрибуторов на онлайн-платформы. С ним солидарен Иван Кудрявцев, член экспертного совета Фонда кино, главный редактор программы «Индустрия кино». Но в этом процессе он видит заманчивые перспективы для отечественной сериальной продукции. Бюджеты же, по его мнению, могут даже вырасти.

кинотеатр онлайн
Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Разумный

— 2021 год станет переломным для экспорта российских сериалов. Мы начинаем снимать продукцию мирового качества за счет мирового же сбыта, и не за горами «русское кинематографическое чудо» — под стать недавно свершившемуся корейскому, — оптимистичен Кудрявцев. — Спрос гарантирован: изоляция заставила зрителя исследовать библиотеки онлайн-платформ вглубь, и тут не обойтись без крутого продукта от «свежих» территорий. Так что это будет год начала других продаж и — как следствие — других производственных бюджетов русского кино.

Эксперт предрекает попадание России в топ-5 поставщиков контента на мировом рынке в среднесрочной перспективе. Осталось только дожить до этого счастливого момента. И тут 2021-й будет «моментом истины».

— Наступивший год — определяющий. Он покажет, выживет ли киноиндустрия. 2020-й мы выдержали, но он был тяжелым. Мне кажется, что в плане производства 2021-й будет примерно таким же, — сказал «Известиям» режиссер, народный артист, глава студии «Рок» Алексей Учитель. — Если говорить о нашей студии, то я, честно говоря, даже не знаю, как мы будем справляться. Запущено много фильмов, и если не помешает тотальная эпидемия и локдауны, мы их закончим. Но большой вопрос, смогут ли все участники рынка это сделать со своими проектами.

Толстые книги, худые кошельки

Смотрят в сторону онлайн-дистрибуции и книгоиздатели. Причем новых релизов, возможно, станет даже больше.

— Мы прогнозируем рост числа наименований примерно на 10%. Развитие сегмента электронных и аудиокниг сохранится, в 2020 году они показали выдающиеся результаты. В 2021-м мы планируем существенно увеличить количество выпускаемых аудиокниг, — отметил гендиректор издательства «Эксмо» Евгений Капьев.

Покупательница в одном из книжных магазинов
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Впрочем, жить легче не станет — ни писателям, ни издателям, признают собеседники «Известий». И в этих непростых условиях многие из них возлагают надежды на объединение под крылом новой профессиональной организации, появившейся в конце 2020 года — Ассоциации союзов писателей и издателей России, созданную по инициативе пяти крупнейших, прежде конкурировавших организаций: союзов писателей России, российских писателей, писателей Москвы, писателей Санкт-Петербурга и Российского книжного.

— Раздор и разобщенность в писательской среде длятся уже 30 лет, — напомнил председатель Ассоциации, прозаик, главный редактор журнала «Юность», зампред Комитета по культуре Госдумы Сергей Шаргунов. — Важно, что инициатива объединения шла добровольно и снизу: главные творческие союзы начали сшивать единое русское литературное пространство.

Среди главных задач Ассоциации Шаргунов называет возвращение профессионального статуса литератора, который до сих пор юридически не был закреплен, защита и спасение толстых журналов, поддержка литературной провинции, работа с молодыми авторами, организации просветительских поездок в школы, вузы, библиотеки. Член наблюдательного совета, замглавы Роспечати Владимир Григорьев добавляет к этому продвижение отечественной литературы на мировые рынки, для чего планируется возрождать институт переводчиков на зарубежные языки.

электронная книга
Фото: TASS/PA Images/FA Bobo/PIXSELL/Lauren Hurley

Что же касается самого творческого материала, здесь можно ожидать существенной смены и жанров, и тематики.

— Литературный урожай 2021-го будет в немалой степени связан с опытом самоизоляции, неожиданной смертью родных и близких людей, тревогой, практически закрытыми границами, четырьмя стенами, в которых мы в основном и провели год ушедший, — уверен писатель, лауреат премии «Ясная Поляна» Роман Сенчин. — Конечно, эта история вдохновляет пишущих людей. Плоды этого вдохновения мы наверняка будем наблюдать и в новом году, и позже. А поскольку многие люди покинули города, переселились на дачи, в деревни, вспомнили о земле, мы увидим всплеск если не деревенской прозы, то книг не о городах. Мегаполисная проза с ее клубами, офисами, ресторанами и тому подобном и так выходит из моды. Наверняка ситуация с коронавирусом процесс этот ускорит.

Также писатель ждет усиления фантастики, с одной стороны, и реализма — с другой, и возвращения моды на большие романы. Человек явно устал от мельтешения новостей, уверен Сенчин. Поэтому настало время толстых книг.

Долго музыка играла

В сфере театрального и музыкального искусства легче будет государственным организациям. По мнению главы Театра мюзикла, спецпредставителя президента РФ по международному сотрудничеству Михаила Швыдкого, госзадание скорректируют в сторону уменьшения, а дотации, напротив, увеличат.

— Бюджетное финансирование, как ни странно, возрастет в сравнении с 2019 годом и останется на уровне 2020-го. Государство по-прежнему ориентировано на покрытие выпадающих доходов. Думаю, что увеличение бюджетной составляющей будет минимум на 25-30%, — прогнозирует Швыдкой.

А вот сферу частных театров ожидают новые потери. Их, по словам экс-министра культуры, закрылось не меньше, чем учреждений общественного питания или фитнес-центров, и в 2021-м вряд ли этот печальный процесс остановится.

вывеска спектакль
Фото: ТАСС/Сергей Коньков

Тем не менее те коллективы, что останутся на плаву, продолжат активно работать. Это касается и оркестров. Худрук и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра им. Силантьева, гендиректор Российского музыкального союза Александр Клевицкий отметил, что жажда творчества за прошедший год только возросла — исполнители изголодались по выступлениям и готовы играть даже перед четвертью зала, хотя морально это непросто. Другое дело, что публика боится ходить на концерты и будет бояться еще долго.

— Люди очень напуганы. Даже четверть зала сегодня заполнить непросто. В академическом жанре основная масса зрителей ближе к солидному возрасту. Это люди 65+, которые всегда с удовольствием ходили к нам. Поэтому даже если по мановению волшебной палочки завтра пандемия закончится, какое-то время страх и настороженность у них еще останутся, — сетует Клевицкий. — Радует, что вакцинация уже идет, в том числе среди деятелей культуры. Но если, не дай Бог, вирус мутирует, возрождение концертной жизни может сильно затянуться.

На вакцинацию надеются и представители музейной отрасли. И не только из-за безопасности собственных сотрудников, но и потому, что от этого зависит возобновление туристического потока. В свою очередь, музеи собираются представить куда больше программ, чем в 2020-м.

— Мы недосчитались больше половины выставочных проектов, которые могли бы осуществить в 2020 году, потому что нет смысла их организовывать в условиях, когда музей закрыт или нормальный поток публики отсутствует. Но эти проекты никуда не ушли. Мы просто сдвинули графики и осуществим их в наступившем году, — пообещал директор Исторического музея Алексей Левыкин.

По его словам, не прерваны и международные связи, даже несмотря на закрытие границ. Мир культуры остается глобальным, и онлайн только укрепил эту тенденцию.

Читайте также
Реклама