Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Сомкнуть в полукольцо: когда в Петербурге запустят городские электрички

Почему через центр города возят грузы и что с этим делать
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Объем грузовых перевозок из России в Финляндию через Санкт-Петербург к концу года вырастет на 6% по сравнению с предыдущим — до 16 млн т. Об этом говорилось на совещании РЖД и финской VR-Group Ltd. В целом грузовой трафик через Северную столицу постепенно увеличивается, но пропускная способность железных дорог рискует скоро исчерпаться. Кроме того, многие грузы проходят через исторический центр, в том числе уголь. В Петербурге разработали концепцию, которая позволит вывести эти составы за пределы города, а вместо них пустить городские электрички, как в Москве. Как это будет выглядеть и что уже начали делать — в материале «Известий».

Грузовое движение

Транспортная инфраструктура Петербурга давно требует модернизации. Туристический поток в северную столицу из года в год увеличивается, но возрастает и количество грузоперевозок, которые идут через центр города. Это создает неудобство для петербуржцев и гостей.

— Нами совместно с правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области сформирована Комплексная программа развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла и прилегающих территорий. Данной программой с учетом мероприятий концепции предусмотрено развитие прилегающей автодорожной инфраструктуры, строительство транспортно-пересадочных узлов и автодорожных путепроводов в местах пересечения с железной дорогой, — отметил заместитель директора ОАО «РЖД» Олег Тони.

Сейчас РЖД работает в Петербурге в режиме совмещенного грузопассажирского движения. Через город проходит 60% транзитного груза — это шумные составы, которые перевозят не только «чистые» контейнеры, но и «грязный» уголь.

Узел перегружен. Грузопотоки, которые уже сформировались, выбрали значительную часть пропускной способности многих магистральных линий, проходящих как сквозь Петербург, так в непосредственной близости от него. Это создает значительные проблемы для всех прочих участников движения: как для автомобильного транспорта, потому что у нас много одноуровневых переездов, так и для пассажиров. Для железной дороги перевозки грузов являются по умолчанию более приоритетными, поэтому сложившаяся ситуация, естественно, мешает развитию пассажирского движения, — сказал «Известиям» директор по решениям в сфере общественного транспорта компания Simetra Владимир Валдин.

Первая задача в рамках Концепции развития железнодорожной инфраструктуры в Санкт-Петербургском железнодорожном узле (СПЖУ) — вынести транзит грузов за пределы города и развести грузовые и пассажирские составы. Создатели документа подошли к вопросу комплексно: отправители сырья и товаров не должны пострадать из-за модернизации городского транспорта. Нужно найти взвешенное решение, которое подойдет и грузоперевозчикам, и пассажирам.

Российские порты на Балтийском море сегодня лидеры по развитию среди всех портов региона. Через Большой порт Санкт-Петербурга проходит несколько крупных транзитных коридоров, в том числе «Север-Юг». Сейчас доставка грузов осложняется тем, что пропускная способность железнодорожного узла почти исчерпалась, а трафик продолжает расти. Увеличивается в том числе поток контейнерных грузов: предполагается, что к 2025 году он вырастет на 8–10%.

Концепция учитывает эти прогнозы. В рамках документа будут построены северо-восточный и юго-западный железнодорожные обходы, а Северное полукольцо перепрофилируют для пассажирских поездов. Это упростит и увеличит транзит грузов, а перевозчикам позволит сэкономить время.

Пока через центр проходят грузовые составы, развивать сеть городских электричек практически невозможно, поэтому создавать новый вид пассажирского транспорта в Петербурге будут только на втором этапе развития узла.

Пассажирское движение

Успех Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД) побудил Петербург задуматься о перенесении этого опыта в Cеверную столицу. Следующий шаг развития СПЖУ — создание сети городских электричек с тем же подходом, что в Москве: тактовое движение, новые платформы, удобные пересадки на метро и комфортные современные вагоны.

Это вдохнет новую жизнь не только в железные дороги, но и во всю транспортную инфраструктуру города. Сейчас у улично-дорожной сети Петербурга всё еще есть узкие места в условиях плотной городской застройки: расширять их в историческом центре, включенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, нельзя, поэтому разгрузить дороги в полной мере пока невозможно.

Концепция предполагает максимальную реконструкцию уже существующей железнодорожной инфраструктуры Петербурга — это позволит сохранить его исторический облик. Поезда свяжут центр с пригородом, распределят поток пассажиров и снизят нагрузку на автомобильный транспорт и метро. Рядом со станциями появятся транспортно-пересадочные узлы, а в местах пересечения дорог с путями построят автомобильные путепроводы.

На первом этапе планируется увеличить поток в сторону крупных населенных пунктов Ленинградской области — Выборга, Всеволожска, Красного Села, Тосно и Павловска. На маршруте Санкт-Петербург – Балтийский – Шоссейная – аэропорт Пулково организуют движение с разными видами транспорта. Кроме того, из города запустят поезда в Левашово через Сертолово.

— Мы учли перспективы градостроительного развития территорий, в том числе необходимость обеспечения транспортных связей с городом-спутником Южный, конгрессно-выставочным центром «Экспофорум», общественно-деловым комплексом «Лахта-центр», а также с крупными курортными и жилыми зонами. В результате были выбраны оптимальные маршруты, на которые будет спрос среди жителей города и области, — отметил Олег Тони.

Есть планы и по развитию двух полуколец (сомкнуть пути в кольцо мешает Финский залив): одно от Белоострова до Ораниенбаума, второе — от Гатчины до Токсово. Интервалы движения поездов в перспективе составят от 10 до 20 минут в зависимости от потока пассажиров.

— Запуск двух высокочастотных сообщений может очень сильно изменить ситуацию в городе и регионе. Для этого, естественно, потребуются мероприятия по увеличению пропускной способности железнодорожных участков, чтобы можно было пропустить в тактовом режиме большее количество электричек, убрав куда-то товарные поезда, которые сейчас проходят фактически по территории Петербурга, — отметил Владимир Валдин.

Третий проект в концепции развития СПЖУ — высокоскоростная магистраль Москва–Санкт-Петербург. Станция для нее, вероятно, разместится в районе Московского вокзала, но это решение пока не согласовано. По этой дороге пустят как скоростные контейнерные поезда, так и пассажирские.

По словам руководителя транспортной программы НИУ ВШЭ Александра Сыромятникова, спрос на высокоскоростной поезд будет гораздо выше из-за меньшего времени в пути.

— Насколько он будет востребован? Считается заполняемость поезда по году — не в час пик, а именно по году. Понятное дело, что в пятницу вечером сколько «Сапсанов» не пусти, они все будут плюс-минус заняты. Нужно смотреть заполняемость в процентах из расчета, что 100% — все места заняты, 0% — никого нет. Загруженность «Сапсанов» сейчас большая по очень простой причине: чем меньше время в пути, тем больше будет спрос. Это называется индуцированным спросом. Весь транспорт так и работает, — пояснил он «Известиям».

Текущие работы

План развития СПЖУ рассчитан до 2025 и 2030 годов. Работы уже начались. К примеру, выполнены предпроектные проработки трассы северо-восточного железнодорожного обхода. Протяженность двухпутной линии составит 85 км, на ее строительство потратят около 109 млрд рублей.

Кроме того, началось проектирование транспортно-пересадочного узла в Сертолово Ленинградской области. Место уже выбрали: пересечение одной из городских улиц с действующими путями. Узел включит небольшой автовокзал, платформу и перехватывающие парковки. Сколько будут стоить работы, пока не уточняется, как и сроки.

Строители железнодорожной платформы «Новая Лахта» в Приморском районе Петербурга получили положительное заключение от Главгосэкспертизы. Высокую пассажирскую платформу возведут на перегоне Новая Деревня – Лахта справа от пути. С общественно-деловым комплексом «Лахта-центр» ее свяжет тоннель.

— Конечно, запуск городской электрички — дорогостоящее мероприятие, но намного дешевле, чем метро с аналогичным охватом, а главное быстрее. Если строительство линий метрополитена такой же протяженности может занять 30–40 лет, то здесь мы имеем возможность получить то же самое за десятилетие. Сильно изменится скорость перемещения по городу, плюс сервисом охватываются направления, которые сейчас вообще не охвачены никаким транзитным транспортом. В перспективе город сможет сосредоточиться на строительстве метро в тех местах, в которых без него действительно не обойтись. И это очень правильно, очень стратегично, — заключил Владимир Валдин.

Средства на развитие СПЖУ начнут выделять уже в следующем году: Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесло соответствующую поправку в проект бюджета на 2021–2023 годы. На проектные решения в 2021-м потратят 55,7 млн рублей, в 2022-м — 100 млн. В целом концепция будет реализовываться на средства из городского и федерального бюджетов, а также со стороны РЖД. Всего она обойдется примерно в 584,7 млрд рублей.

Читайте также
Прямой эфир