Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин наградил Шахназарова орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени
Мир
Компания Bayraktar построит на Украине завод по производству беспилотников
Мир
Подаренный СССР памятник Хельсинки вернут на место после ремонта
Мир
ВСУ нанесли ракетный удар по Горловке из РСЗО HIMARS
Спорт
Глава Норвежской федерации гандбола получил предупреждение за призывы исключить РФ
Мир
Экс-министра обороны Украины Ежеля заподозрили в госизмене
Мир
Финляндия примет участие в обучении солдат ВСУ в Великобритании
Культура
Британский Ньюкасл подал заявку на проведение «Евровидения-2023»
Мир
Власти Запорожья ждут от ООН реакции на обстрелы АЭС со стороны ВСУ
Авто
Средневзвешенная цена нового автомобиля в России выросла на 23%
Мир
Анкара заявила о подготовке к новой архитектуре безопасности в Европе
Туризм
Финляндия захотела ограничить транзитный туризм для россиян
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Контрольно-надзорной функцией в сфере лизинга предлагают наделить ФНС, а регуляторной — Минэкономразвития. С такой инициативой к главе налоговой службы Даниилу Егорову обратился президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин (письмо есть в распоряжении «Известий»). По его словам, это позволит повысить роль лизинга в экономике государства и увеличить прибыль от него. Отрасль пытаются реформировать с 2016 года. В 2019-м Госдума в первом чтении приняла законопроект правительства, согласно которому контролировать ее должен Центробанк. Однако против этого выступает бизнес-сообщество, его представители утверждают, что у Банка России нет необходимых ресурсов и опыта. В целом за реформу выступает Минэк. ЦБ, в свою очередь, считает, что регулировать лизинг необходимо только с финансовой точки зрения, а все остальные меры избыточны.

Двое против одного

Лизинг — это финансовая услуга, при которой компания (лизингодатель) покупает имущество, а затем сдает его арендатору (лизингополучателю), извлекая из этого прибыль. При этом у клиента есть возможность выкупить актив.

Купюра
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Как пояснил «Известиям» президент ТПП Сергей Катырин, эта сфера находится в состоянии подготовки к реформе с 2016 года. Однако процесс идет неспешно. Только в 2019-м тема снова стала актуальной, когда Госдума в первом чтении приняла правительственный проект ФЗ № 586986-7. Документ предполагает внесение масштабных изменений в действующий закон «О финансовой аренде». Правительство хочет ввести надзор и контроль за лизингом со стороны Банка России. Однако с этим не согласны представители бизнеса, которые предлагают разделить эти функции между профильными федеральными органами.

— ТПП и профессиональное лизинговое сообщество считают, что целью реформы должна стать не только финансовая стабильность отрасли (она демонстрирует устойчивый рост даже в период финансовых кризисов), но и повышение роли лизинга в экономике государства и максимальное использование его высокого потенциала — прямые капиталовложения, рост инвестиций и обновление экономики, — заявил Сергей Катырин.

Регулированием отрасли, по его мнению, должно заняться именно профильное ведомство, отвечающее за экономическое развитие и инвестиции. В России эту сферу курирует Минэкономразвития. А эффективнее справиться с задачами надзора и контроля может ФНС, которая имеет необходимую распределенную структуру, ресурсы и опыт, считает глава ТПП. Кроме того, служба может качественно оценивать влияние каждой сделки на обновление основных фондов и прямые капиталовложения в экономику лизингополучателя.

Минэк совместно с профильным сообществом, Советом ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике и подкомитетом по лизингу подготовило пакет поправок к проекту закона ко второму чтению, сообщил Сергей Катырин. Сейчас документ готовится к отправке в Госдуму. Именно поэтому палата обратилась в ФНС с просьбой поддержать инициативу.

ФНС
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Лизинг — один из самых эффективных инструментов прямых капиталовложений в экономику и обновления основных фондов и технологий, уверен Сергей Катырин. Инструмент важен для развития практически всех отраслей, а для малого и среднего бизнеса зачастую становится единственной возможностью организации нового предприятия и приобретения оборудования. Именно поэтому очень важно провести реформу грамотно, не ухудшив текущее состояние дел.

Отрасль созрела к реформе, считает председатель подкомитета ТПП по лизингу, член Совета и директор НП «Лизинговый союз» Евгений Царев. Компании работают с активами в реальном секторе экономики, поэтому эффективнее осуществить преобразования смогут профильные федеральные органы, а не Банк России, который сосредоточен в первую очередь на финансовой стороне вопроса.

Избыточный контроль

Разрабатываемый Минэком подход к реформе лизинга впервые предусматривает способность правительства наделить регулирующей и контрольно-надзорной функциями органы исполнительной власти, отметил замминистра экономического развития Илья Торосов. Участники рынка и эксперты возлагают надежды на ведомство, потому что считают его компетентным в создании необходимого законодательного инструментария, который будет способствовать росту прибыли.

— В частности, предполагается, что Минэкономразвития будет осуществлять выработку и реализацию государственной политики в сфере лизинговой деятельности, разработку проектов НПА по вопросам, связанным с ней, подготовку федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития лизинга и так далее, — сказал «Известиям» Илья Торосов.

Минэкономразвития
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Однако такую точку зрения не разделяют в Банке России. Там предлагают совсем другое решение: либо ввести контроль за финансовым аспектом деятельности, либо вообще отложить реформу до лучших времен. Все остальные инициативы Центробанк считает лишними.

«На наш взгляд, лизинговая отрасль нуждается в регулировании только с точки зрения финансовой стабильности, сверх этого регулирование мы считаем избыточным, поэтому, если законодательно не будет принято решение о том, чтобы контролировать риски финстабильности в лизинге, мы полагаем целесообразным, в принципе, отложить вопрос о введении регулирования в этой отрасли», — говорится в ответе пресс-службы ЦБ «Известиям».

Однако, как заявил «Известиям» председатель Совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, при переходе с саморегулирования желательно передавать все функции не одной структуре, а нескольким. Это поможет создать условную систему сдержек и противовесов. Тем более нельзя делегировать управление сферой ЦБ, потому что лизинг — это в первую очередь аренда, а не финансы.

«Известия» также направили запросы в ФНС и правительство.

Сейчас законодательная база лизинга включает только соответствующий ФЗ, главу об аренде в Гражданском кодексе и несколько нормативно-правовых актов.

Нет прямого регулятора. Сфера регламентируется в общем порядке. Например, отдельно лизинг попадает под налоговое, валютное и другие регулирования, — заявил «Известиям» Евгений Царев, отметив, что бизнес показывает хорошие результаты и без опеки государства, так как включает в себя меньше рисков с точки зрения инвестиций.

В 2020 году о лизинговых операциях отчитались только порядка 450 компаний, хотя формально в Росфинмониторинге зарегистрировано несколько тысяч. Это объясняется тем, что из-за пандемии и введенных ограничений число предприятий, особенно мелких, сократилось примерно на 15–20%. Другим же пришлось приостановить активность, рассказал эксперт.

Читайте также
Реклама