Принесло на легкую: спасет ли ВФЛА новый руководитель
Новому руководителю Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) предстоит решить задачу, которая стоит перед нашей «королевой спорта» с 2015 года — вернуть ВФЛА полноценный статус в World Athletics. Это наконец-то позволит нашим спортсменам выступать на мировых стартах под своим флагом, а России — снова проводить международные соревнования. На прошедшей в Москве отчетно-выборной конференции ВФЛА президентом организации на ближайшие четыре года избран Петр Иванов. Способен ли новый руководитель федерации на кардинальные изменения — разбирались «Известия».
«Дна не видно»
Петр Иванов — генеральный директор «Скоростных магистралей», дочерней структуры РЖД. До последнего времени он возглавлял Федерацию триатлона России и сам активно занимается этим видом спорта на любительском уровне. Так, на счету Иванова целых три «железных» дистанции Ironman — среди действующих спортивных чиновников подобным, пожалуй, не может похвастаться никто.
Для легкой атлетики Иванов — человек новый. Тем не менее его кандидатуру еще до выборов поддержал глава Олимпийского комитета России Станислав Поздняков. Перед тайным голосованием в пользу Иванова свою кандидатуру снял директор чемпионатов России среди студентов Андрей Шляпников. Остались в предвыборной гонке, помимо Иванова, только олимпийская чемпионка Ирина Привалова и спортивный менеджер Михаил Гусев. Впрочем, их шансы оценивались как чисто теоретические.
Победил Иванов с внушительным перевесом — 56 голосов против десяти у Гусева и семи у Приваловой. После победы новый президент предложил Приваловой пост первого вице-президента, а Гусев вошел в число членов президиума. Это редкий случай, когда бывшие конкуренты в итоге объединяются ради общего дела, а не уходят враждовать до очередных выборов. Также в президиум избрались спортивный директор ВФЛА Светлана Абрамова, бывшие спортсмены Наталья Шубенкова и Радион Гатауллин и Антон Уйк. В контрольно-ревизионную комиссию были избраны Владимир Аллахвердян и Владимир Губарев.
Примечательно, что в общей сложности заседание ВФЛА шло почти десять часов — с 11 утра до 9 вечера. Примерно как дистанция Ironman, знакомая Иванову не понаслышке.
—- Я повесил у себя в Instagram опрос «Что нас ждет в будущем?», и процентов 70 подписчиков ответили, что ничего хорошего не ждут, — заявил «Известиям» вице-чемпион мира в прыжках в высоту Илья Иванюк. — За пять с лишним лет нас, видимо, уже приучили к тому, что света в конце туннеля нет. Есть только пропасть, куда мы погружаемся всё глубже и глубже. Я, в принципе, посмотрел биографию Иванова, отметил для себя, что в триатлоне он смог добиться определенных успехов. Проводил интересные соревнования, поднял массовость, нашел спонсоров. Хочется, конечно, верить, что всё будет хорошо. Но есть ли к этому предпосылки? Не знаю.
Легкоатлетическое сообщество в целом пока воспринимает Иванова скорее прохладно. Тут и аналогия с предыдущими президентами — снова «кандидат от власти», чужой легкой атлетике. И в целом печальное наследство имени Евгения Юрченко и Дмитрия Шляхтина, разгрести которое не факт что смог бы и самый эффективный в мире менеджер.
— В целом от ВФЛА я уже ничего не жду, — отметил «Известиям» чемпион России в марафоне Степан Киселев. — Там дна не видно, такое ощущение, что можно падать бесконечно. Соревнования проводят, и спасибо на этом. Мы даже пейсмейкера («заяц» — бегун, лидирующий и задающий темп на средних и длинных беговых дистанциях от 800 м. — «Известия») на чемпионат России, чтобы попытаться выполнить олимпийский норматив, оплачиваем своими силами. Искандер [Ядгаров] открыл сбор в соцсетях, любители ему накидали 65 тыс. В итоге решили организовать двух «зайцев» на темп норматива, чтобы был хотя бы шанс попытаться его выполнить. То есть мы-то делаем всё от себя зависящее, но дальше — что будет с флагом, нейтральным статусом — всё равно должны полагаться на федерацию.
В ожидании статуса
Интересно, что уже завтра в режиме видеоконференции стартует заседание совета World Athletics, где в очередной раз будет решаться судьба наших спортсменов. Международная федерация примет решение, будет ли она выдавать россиянам нейтральный статус. Пока ВФЛА лишена аккредитации.
Это решение будет иметь прямой эффект не только на ближайший зимний сезон (без нейтрального статуса все наши легкоатлеты его пропустят), но и на Олимпийские игры. Без международных стартов наши спортсмены не смогут выполнять олимпийских нормативов, а ведь дедлайн тут уже близок. И, скажем, в метаниях или в ходьбе вполне реально выполнить норматив уже сейчас.
Решение World Athletics будет полностью зависеть от доклада рабочей группы во главе с Руне Андерсеном. Именно там будет главный вердикт — насколько адекватный план по восстановлению составила ВФЛА. Разработкой этого плана занимались прежние руководители, а выполнять его предстоит уже Иванову и его команде.
— Было много разговоров на тему того, что я являюсь кандидатом от власти. Для меня было важно, чтобы каждый делегат сложил обо мне свое личное мнение, не навязанное кем-то. Именно по этой причине голосование было закрытым, — сказал журналистам Петр Иванов. — Никого из кандидатов никто не отстранял, никаких списков не формировалось. Было прямое тайное волеизъявление делегатов, для нас это была принципиальная позиция. Если делегаты проголосовали за меня, то я должен оправдать их доверие. Для меня было важно до каждого из них донести, что и как я буду делать.
Предшественником Петра Иванова на посту главы ВФЛА был Евгений Юрченко, который занял должность 28 февраля 2020 года. 13 июля Юрченко написал заявление об уходе в отставку по собственному желанию. В августе стало известно, что бывший топ-менеджер «Связьинвеста» будет исполняющим обязанности президента ВФЛА до 30 ноября.