Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

Подогрели спрос: после старта торгов бумаги Ozon выросли больше чем на треть

Компания стала единственным российским ритейлером, разместившимся на американской бирже
0
Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Разумный
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В первый час торгов на американской бирже NASDAQ бумаги российского онлайн-ритейлера Ozon выросли на 42% — до $42,4 за ADS. Листинг компании на Московской бирже несколькими часами ранее тоже оказался успешным. Американские депозитарные расписки (ADR) Ozon подорожали на треть и превысили 3 тыс. рублей за бумагу. IPO Ozon вызвало ажиотаж на рынке. Заявки на покупку акций онлайн-ритейлера были закрыты в понедельник вечером. Верхняя граница цены за бумагу поднялась с $27,5 до $30, а объем привлеченных Ozon средств на IPO может превысить $1 млрд. Аналитики называют бумаги компании модными и «перегретыми» и не ожидают от компании выплат дивидендов.

Перекупленные акции

На старте торгов американские депозитарные акции (ADS) Ozon на NASDAQ выросли к цене IPO на 42% — до $42,4, следует из данных торгов на 22:00 мск. В первый час на американской бирже инвесторы провели сделки с бумагами онлайн-ритейлера на общую сумму свыше $10 млн.

В первые часы размещения на Московской фондовой бирже ADR компании выросли на треть и превысили 3 тыс. рублей за штуку. Они были включены в первый уровень листинга биржи. Число сделок превысило 30 тыс. За первые два часа на торгах инвесторы провели сделки с американскими депозитарными расписками Ozon на общую сумму свыше 2,8 млрд рублей.

Накануне старта торгов Ozon поднял цену за бумагу до $30 и увеличил количество ADR до 33 млн. Это позволит привлечь $990 млн. Кроме того, дополнительно организаторы размещения могут реализовать 30-дневный опцион на выкуп еще 4,95 млн ADS. Среди андеррайтеров IPO — Morgan Stanley, Goldman Sachs, Citigroup, UBS, Sberbank CIB, Renaissance Securities и «ВТБ Капитал».

В представленных в комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) документах на прошлой неделе Ozon описал, что рассчитывает привлечь от $776,25 млн до $948,75 млн при установленном коридоре цены от $22,5 до $27,5 за одну ADR. Компания планировала разместить 34,5 млн акций (4,5 млн с учетом опциона андеррайтеров).

Однако из-за ажиотажного спроса инвесторов организаторы увеличили объем предложения до 37,95 млн: 33 млн в рамках базовой сделки и 4,95 млн акций в рамках опциона андеррайтеров. С учетом полной реализации опциона организаторов размещения эта сумма увеличится до $1,14 млрд.

В компании воздержались от дополнительных комментариев.

Акционеры Ozon — Baring Vostok и АФК «Система» — подписали соглашение, по которому приобретут бумаги компании по цене размещения в ходе IPO на сумму $67,5 млн каждый, говорилось в инвестиционном проспекте. Таким образом, при частном размещении акций в пользу этих структур Ozon может получить еще $135 млн. Выкуп бумаг в ходе частного размещения будет происходить по такой же цене, как и в ходе публичного размещения.

Основные акционеры Ozon — Baring Vostok (45,1%, 66,46 млн акций) и АФК «Система» (45,2%, 66,58 млн акций). После размещения у АФК «Система» будет 69,28 млн акций, у Baring Vostok — 69,16 млн. В процентном отношении доли каждого из этих акционеров должны были сократиться до 37,9%, однако с учетом новых параметров доли АФК «Система» и Baring Vostok снизятся до 33,1% у каждого.

По данным Data Insight за 2019 год, Ozon — третий по выручке онлайн-магазин в России. Он уступает только Wildberries и «Ситилинку». За девять месяцев 2020 года выручка Ozon увеличилась в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 66,6 млрд рублей. Убыток составил 12,86 млрд рублей, а оборот (GMV) — 121,6 млрд рублей.

В сентябре 2020-го количество продавцов на маркетплейсе превысило 18 тыс., а количество покупателей — 11,4 млн. На площадке представлено свыше 9 млн наименований товаров более чем в 20 категориях. Компания доставляет заказы в 13 тыс. населенных пунктов страны и имеет свыше 12 тыс. точек выдачи заказов.

Модно, молодежно

Опрошенные «Известиями» аналитики подтвердили, что спрос на бумаги действительно высок, из-за этого были увеличены как объем размещения, так и цена акций. С учетом новых условий капитализация компании может составить около $6,2 млрд, оценил заместитель генерального директора по активным операциям ИК «ВЕЛЕС Капитал» Евгений Шиленков. А по оценке аналитика ГК «Финам» Леонида Делицына, капитализация Ozon может составить $7 млрд, или 535 млрд рублей.

На бумаги Ozon есть спрос со стороны иностранцев и стратегических инвесторов, которые верят в компанию и ее будущее, сказал Евгений Шиленков. К этому добавился еще и спекулятивный спрос, который появился в связи с выбором стратегов. Это всё приводит к так называемому инфлированию заявок и кратной переподписке, объясняет аналитик «ВЕЛЕС Капитал». Это означает, что для покупки бумаг в желаемом объеме инвесторам приходится выставлять в разы больше заявок в надежде, что исполнится часть.

Повышение цен на акции связано с интересом со стороны институциональных инвесторов, причем не только американских, полагает начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Например, ранее китайские инвесторы вкладывали в дочерний розничный бизнес АФК «Системы» «Детский мир», напомнил эксперт. Но «Детский мир» — рентабельный ритейлер, и у него привлекательная дивидендная политика, поэтому интерес к нему понятен. Тогда как у Ozon другая бизнес-модель, и рынок «рвут» другие сильные конкуренты в нише маркетплейсов — «Яндекс» и «Сбер», отметил специалист.

Ozon — это модные акции, которые активно покупает молодежь, объясняет руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. Предсказать поведение бумаг в течение года аналитик затруднился, посчитав их «перегретыми».

Георгий Ващенко не исключил роста котировок Ozon после IPO, но в среднесрочном плане сегмент маркетплейсов можно рассматривать как консервативный.

— Этот бизнес еще долгое время будет требовать инвестиций вместо того, чтобы приносить прибыль. Но отдельные игроки могли бы быть интересны в случае выхода на IPO, например WildBerries, — сказал Георгий Ващенко.

Если Ozon будет также расти и развиваться и, главное, выйдет на операционную прибыль, то инвесторам стоит ждать роста котировок компании, считает Евгений Шиленков. Сейчас она операционно убыточна. Поскольку Ozon считается компанией роста, то о выплате дивидендов речи не идет, указал он.

С тем, что дивидендов от Ozon ждать не стоит, соглашается Александр Разуваев и Леонид Делицин. В условиях ожесточенной конкуренции Ozon потребуются маркетинг, оборотные средства и инвестиции в новые сервисы, в частности в финансовые технологии, отметил последний. Выплата дивидендов обычно начинается после того, как ресурсы для роста исчерпаны, заключил аналитик.

Исторически российский высокотехнологичный сектор предпочитал размещения в США. «Вымпелком» провел IPO в 1996 году, МТС — в 2000-м, «Яндекс» — в 2011 году, Qiwi — в 2013-м, HeadHunter — в 2019-м. Листинг Ozon на американской и московской биржах — это первое IPO среди онлайн-ритейлеров из России.

Прямой эфир