Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова назвала положение Зеленского на фронте катастрофичным
Экономика
Центробанк отозвал лицензию у банка «Гефест»
Мир
В подконтрольной Киеву части Запорожской области заявили о повреждении инфраструктуры
Общество
Задержанный в Ростове-на-Дону украинский агент осужден на 11,5 года за шпионаж
Мир
Такер Карлсон обвинил власти США в сливе информации о встрече со Сноуденом
Мир
Пентагон признал неуязвимость российских предприятий ОПК к санкциям
Общество
Участок улицы в центре Москвы перекрыли из-за прощания с Лебедевым
Интернет и технологии
Эксперты прокомментировали план РВИ по поддержке российской игровой индустрии
Армия
Стало известно название уничтожившего первый Abrams дрона
Общество
Бастрыкин заявил, что Запад ждет от националистов ВСУ новых жертв среди граждан
Мир
В МИД отметили провал попыток Киева пополнить ряды ВСУ наемниками
Мир
В Белом доме допустили возможность освобождения Россией новых территорий
Мир
Экс-советник Кучмы Соскин указал на попытки ЦРУ принудить Киев к миру
Мир
Затраты Израиля на войну в Газе составили уже $65 млрд
Армия
В ДНР сообщили о боях на ближних подступах к Часову Яру

Газель-робот: Горьковский завод выпустит электромобили без водителей

Есть ли у этих разработок будущее в России
0
Фото: azgaz.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Группа ГАЗ» готовится к выпуску легких коммерческих электромобилей — первые предсерийные образцы уже сошли с конвейера. Кроме того, на базе электрической «Газели» собран беспилотник, вполне успешно проработавший в условиях Сибири. Есть ли у этих разработок будущее в России, выясняли «Известия».

Рынок под напряжением

На рынке коммерческих автомобилей назревают большие перемены, считают аналитики Boston Consulting Group BСG. Причина в растущей популярности транспортных средств с нулевыми выбросами, в частности электромобилей, а также в стремительном развитии технологий автономного вождения.

Согласно прогнозам BCG, к 2030 году более трети всех легких коммерческих автомобилей (LCV) в мире будут транспортными средствами на новой энергии (New Energy vehicles), в основном аккумуляторными электромобилями. Доля легких коммерческих автомобилей, способных передвигаться автономно, к 2030 году вырастет до 10%.

В нашей стране, с учетом дальних расстояний и наличия больших запасов газа, эксперты считают наиболее перспективным направлением газомоторный транспорт, который успешно конкурирует с электрическим по экологичности и при этом более доступен по цене и по возможностям развития заправочной инфраструктуры. А электрический транспорт будет завоевывать отдельные ниши рынка — он может быть востребован в крупных городах на пассажирских маршрутах, в курортных и туристических зонах. И в России новые технологии для этого уже внедряются.

«Газель» у розетки

Группа ГАЗ, крупнейший в России производитель коммерческого транспорта, не осталась в стороне от новых веяний. Она активно работает и над электромобилями, и над беспилотными транспортными средствами.

С 2018 года Группа ГАЗ серийно выпускает большие городские электробусы для Москвы, а сейчас готовится к серийному производству легких коммерческих электромобилей.

На Цифровом форуме ЦИПР-2020 в Нижнем Новгороде Горьковский автозавод представил предсерийные электромобили GAZelle e-NN — грузопассажирский вариант «комби», маршрутку и представительский микроавтобус. Это машины из предсерийной партии, собранные на заводском конвейере, в рамках подготовки к старту полноценного производства.

В основе машин единая унифицированная электроплатформа. В задней части рамы размещен силовой агрегат, в средней части — тяговая батарея, в подкапотном пространстве — вспомогательные электрокомпоненты. Такая архитектура позволяет без больших затрат электрифицировать всю линейку легкого коммерческого транспорта: микроавтобусы, фургоны, грузовики и широкую линейку спецтехники.

Грузоподъемность бортовой версии GAZelle e-NN —2,5 т, цельнометаллического фургона — 1,8 т. Электродвигатель мощностью 100 кВт позволяет разогнаться до 100 км/ч. Запас хода на одной зарядке равен 120 км, но при желании заказчика может быть увеличен до 200 км за счет установки дополнительных батарей. Предусмотрена возможность быстрой зарядки — всего за полчаса можно заполнить аккумуляторы на 80%.

Беспилотник в Сибири

Есть у Группы ГАЗ и рабочий вариант беспилотника: этой осенью автономная «ГАЗель NEXT» отработала на регулярных рейсах по внутрипромысловым дорогам Южно-Приобского месторождения «Газпром нефти». Опытно-промышленная эксплуатация показала, что электромобиль адекватно реагирует на все дорожные ситуации и без каких-либо затруднений отрабатывает ежедневную полную водительскую смену.

Технические характеристики машины и настройка программного обеспечения делают возможным ее круглосуточную эксплуатацию. Перерывы необходимы только для подзарядки аккумуляторных батарей, которые обеспечивают запас хода до 120 км.

Благодаря алгоритмам и системам, разработанным Группой ГАЗ совместно с Нижегородским государственным техническим университетом им. Р.Е. Алексеева, беспилотник способен передвигаться по различным видам дорожного покрытия и даже на участках с частичным или полным отсутствием дорожной разметки. В том числе в типичных зимних условиях, характерных для северных широт России.

«Наш следующий шаг — создание совместно с партнерами стандартных, коммерчески эффективных решений по внедрению беспилотного транспорта в логистические цепочки промышленных предприятий и складского хозяйства. Это позволит компаниям снизить расходы, оптимизировать транспортные процессы и повысить безопасность грузоперевозок. Другое важное направление нашей работы — применение накопленного опыта для внедрения систем помощи водителю на грузовиках и автобусах», — отметил Вадим Сорокин.

Он также подчеркнул важность работы с НГТУ имени Алексеева, который всегда был кузницей кадров для ГАЗа, а в последние годы стал полноправным стратегическим партнером инженерного центра Группы в инновационных разработках.

«Созданию такой синергии бизнеса и науки предшествовала коренная трансформация всех процессов, которую начал на ГАЗе Олег Дерипаска в 2000-е годы, — рассказывает директор автомобильного завода ГАЗ Андрей Софонов. — Были внедрены единые подходы и к организации производства с помощью «Тойота продакшен системс», и к разработке продуктов с ориентацией на заказчика. По инициативе Олега Владимировича на основе конструкторской школы ГАЗа был создан мощный Объединенный инженерный центр. Наши инженеры стали разрабатывать автотехнику на совершенно другом уровне, стали мыслить по-новому, на перспективу. Уже на этапе проектирования в конструкцию машин закладываются инновационные решения и теххарактеристики, которые не только соответствуют мировым требованиям, но и нацелены на востребованность в будущем».

Кадры выигрывают «РобоКросс»

Группа ГАЗ сотрудничает с ведущими техническими вузами страны. Каждый год на предприятиях проходят практику более 1,5 тыс. студентов. Кроме того, Олег Дерипаска и благотворительный фонд «Вольное дело», который он создал, финансируют проекты для выявления талантливой молодежи, в которых активно участвует ГАЗ.

Например, с 2009 года проводится ежегодный Всероссийский молодежный робототехничеcкий фестиваль «РобоФест», а 2010 года — соревнования автомобилей-роботов «РобоКросс».

«Мы поддерживаем программу «Робототехника», «Робофесты» и «Робокроссы», где ребята получают реальную профессиональную подготовку для работы на современных автоматизированных производствах. Компания реализует такие проекты благодаря поддержке Олега Владимировича Дерипаски, который занимает очень активную позицию в вопросах расширения образовательных и социальных программ в Группе ГАЗ. Мы предоставляем талантливой молодежи возможность получать новые знания и навыки — в робототехнических кружках на базе школ и техникумов, на специальных кафедрах в вузах. Приглашаем их вместе с нами работать над интересными проектами в сфере робототехники, развивать линейку NEXT и разрабатывать транспорт будущего — электромобили и беспилотники», — рассказала директор по персоналу Группы ГАЗ Елена Марштупа.

«Откроет широкие возможности для развития электрического транспорта»

«Переход к серийному производству, к которому мы готовимся, откроет широкие возможности для развития электрического транспорта на основе собственных конструкторских и производственных компетенций», — отметил президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин. В компании надеются, что серийное производство электромобилей даст толчок к развитию электрического транспорта в России, а также необходимой инфраструктуры.

Кроме того, эксперты говорят о необходимости государственной поддержки электрического транспорта, как в Европе, Китае и США. Помимо субсидий покупателям электромобилей, поддержки и развития зарядной инфраструктуры не менее важны инвестиции со стороны государства в производство необходимых автокомпонентов. Локализация ключевых компонентов — ГАЗ уже работает над собственным электродвигателем и тяговыми батареями — позволит снизить себестоимость.

Эти затраты многократно окупятся не только за счет того, что они позволят обеспечить технологическую независимость России, но и созданием новой конкурентоспособной отрасли и ростом налоговых поступлений, уверены в компании. Кроме того, ГАЗ планирует поставлять электрические «Газели» на экспорт. Также завод собирается выпускать электробусы малого класса и среднетоннажные грузовики, работающие на электротяге.

Батарейные технологии в основном будут использоваться в городах, где расстояния относительно короткие, а необходимую инфраструктуру легко построить, считают аналитики BCG. Кроме того, во многих городах Европы планируют ограничить въезд электротранспорта. Поэтому многие производители запустили в серию батарейные версии своих коммерческих фургонов.

Что касается беспилотных технологий, то они еще не готовы к суровым условиям работы легкого коммерческого транспорта, считают в BCG. Да и нормативная база всё еще не готова. Прежде всего беспилотники будут внедрять на закрытых территориях, там, где автономный транспорт сможет безопасно работать круглые сутки.

Прямой эфир