Газель-робот: Горьковский завод выпустит электромобили без водителей
«Группа ГАЗ» готовится к выпуску легких коммерческих электромобилей — первые предсерийные образцы уже сошли с конвейера. Кроме того, на базе электрической «Газели» собран беспилотник, вполне успешно проработавший в условиях Сибири. Есть ли у этих разработок будущее в России, выясняли «Известия».
Рынок под напряжением
На рынке коммерческих автомобилей назревают большие перемены, считают аналитики Boston Consulting Group BСG. Причина в растущей популярности транспортных средств с нулевыми выбросами, в частности электромобилей, а также в стремительном развитии технологий автономного вождения.
Согласно прогнозам BCG, к 2030 году более трети всех легких коммерческих автомобилей (LCV) в мире будут транспортными средствами на новой энергии (New Energy vehicles), в основном аккумуляторными электромобилями. Доля легких коммерческих автомобилей, способных передвигаться автономно, к 2030 году вырастет до 10%.
В нашей стране, с учетом дальних расстояний и наличия больших запасов газа, эксперты считают наиболее перспективным направлением газомоторный транспорт, который успешно конкурирует с электрическим по экологичности и при этом более доступен по цене и по возможностям развития заправочной инфраструктуры. А электрический транспорт будет завоевывать отдельные ниши рынка — он может быть востребован в крупных городах на пассажирских маршрутах, в курортных и туристических зонах. И в России новые технологии для этого уже внедряются.
«Газель» у розетки
Группа ГАЗ, крупнейший в России производитель коммерческого транспорта, не осталась в стороне от новых веяний. Она активно работает и над электромобилями, и над беспилотными транспортными средствами.
С 2018 года Группа ГАЗ серийно выпускает большие городские электробусы для Москвы, а сейчас готовится к серийному производству легких коммерческих электромобилей.
На Цифровом форуме ЦИПР-2020 в Нижнем Новгороде Горьковский автозавод представил предсерийные электромобили GAZelle e-NN — грузопассажирский вариант «комби», маршрутку и представительский микроавтобус. Это машины из предсерийной партии, собранные на заводском конвейере, в рамках подготовки к старту полноценного производства.
В основе машин единая унифицированная электроплатформа. В задней части рамы размещен силовой агрегат, в средней части — тяговая батарея, в подкапотном пространстве — вспомогательные электрокомпоненты. Такая архитектура позволяет без больших затрат электрифицировать всю линейку легкого коммерческого транспорта: микроавтобусы, фургоны, грузовики и широкую линейку спецтехники.
Грузоподъемность бортовой версии GAZelle e-NN —2,5 т, цельнометаллического фургона — 1,8 т. Электродвигатель мощностью 100 кВт позволяет разогнаться до 100 км/ч. Запас хода на одной зарядке равен 120 км, но при желании заказчика может быть увеличен до 200 км за счет установки дополнительных батарей. Предусмотрена возможность быстрой зарядки — всего за полчаса можно заполнить аккумуляторы на 80%.
Беспилотник в Сибири
Есть у Группы ГАЗ и рабочий вариант беспилотника: этой осенью автономная «ГАЗель NEXT» отработала на регулярных рейсах по внутрипромысловым дорогам Южно-Приобского месторождения «Газпром нефти». Опытно-промышленная эксплуатация показала, что электромобиль адекватно реагирует на все дорожные ситуации и без каких-либо затруднений отрабатывает ежедневную полную водительскую смену.
Технические характеристики машины и настройка программного обеспечения делают возможным ее круглосуточную эксплуатацию. Перерывы необходимы только для подзарядки аккумуляторных батарей, которые обеспечивают запас хода до 120 км.
Благодаря алгоритмам и системам, разработанным Группой ГАЗ совместно с Нижегородским государственным техническим университетом им. Р.Е. Алексеева, беспилотник способен передвигаться по различным видам дорожного покрытия и даже на участках с частичным или полным отсутствием дорожной разметки. В том числе в типичных зимних условиях, характерных для северных широт России.
«Наш следующий шаг — создание совместно с партнерами стандартных, коммерчески эффективных решений по внедрению беспилотного транспорта в логистические цепочки промышленных предприятий и складского хозяйства. Это позволит компаниям снизить расходы, оптимизировать транспортные процессы и повысить безопасность грузоперевозок. Другое важное направление нашей работы — применение накопленного опыта для внедрения систем помощи водителю на грузовиках и автобусах», — отметил Вадим Сорокин.
Он также подчеркнул важность работы с НГТУ имени Алексеева, который всегда был кузницей кадров для ГАЗа, а в последние годы стал полноправным стратегическим партнером инженерного центра Группы в инновационных разработках.
«Созданию такой синергии бизнеса и науки предшествовала коренная трансформация всех процессов, которую начал на ГАЗе Олег Дерипаска в 2000-е годы, — рассказывает директор автомобильного завода ГАЗ Андрей Софонов. — Были внедрены единые подходы и к организации производства с помощью «Тойота продакшен системс», и к разработке продуктов с ориентацией на заказчика. По инициативе Олега Владимировича на основе конструкторской школы ГАЗа был создан мощный Объединенный инженерный центр. Наши инженеры стали разрабатывать автотехнику на совершенно другом уровне, стали мыслить по-новому, на перспективу. Уже на этапе проектирования в конструкцию машин закладываются инновационные решения и теххарактеристики, которые не только соответствуют мировым требованиям, но и нацелены на востребованность в будущем».
Кадры выигрывают «РобоКросс»
Группа ГАЗ сотрудничает с ведущими техническими вузами страны. Каждый год на предприятиях проходят практику более 1,5 тыс. студентов. Кроме того, Олег Дерипаска и благотворительный фонд «Вольное дело», который он создал, финансируют проекты для выявления талантливой молодежи, в которых активно участвует ГАЗ.
Например, с 2009 года проводится ежегодный Всероссийский молодежный робототехничеcкий фестиваль «РобоФест», а 2010 года — соревнования автомобилей-роботов «РобоКросс».
«Мы поддерживаем программу «Робототехника», «Робофесты» и «Робокроссы», где ребята получают реальную профессиональную подготовку для работы на современных автоматизированных производствах. Компания реализует такие проекты благодаря поддержке Олега Владимировича Дерипаски, который занимает очень активную позицию в вопросах расширения образовательных и социальных программ в Группе ГАЗ. Мы предоставляем талантливой молодежи возможность получать новые знания и навыки — в робототехнических кружках на базе школ и техникумов, на специальных кафедрах в вузах. Приглашаем их вместе с нами работать над интересными проектами в сфере робототехники, развивать линейку NEXT и разрабатывать транспорт будущего — электромобили и беспилотники», — рассказала директор по персоналу Группы ГАЗ Елена Марштупа.
«Откроет широкие возможности для развития электрического транспорта»
«Переход к серийному производству, к которому мы готовимся, откроет широкие возможности для развития электрического транспорта на основе собственных конструкторских и производственных компетенций», — отметил президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин. В компании надеются, что серийное производство электромобилей даст толчок к развитию электрического транспорта в России, а также необходимой инфраструктуры.
Кроме того, эксперты говорят о необходимости государственной поддержки электрического транспорта, как в Европе, Китае и США. Помимо субсидий покупателям электромобилей, поддержки и развития зарядной инфраструктуры не менее важны инвестиции со стороны государства в производство необходимых автокомпонентов. Локализация ключевых компонентов — ГАЗ уже работает над собственным электродвигателем и тяговыми батареями — позволит снизить себестоимость.
Эти затраты многократно окупятся не только за счет того, что они позволят обеспечить технологическую независимость России, но и созданием новой конкурентоспособной отрасли и ростом налоговых поступлений, уверены в компании. Кроме того, ГАЗ планирует поставлять электрические «Газели» на экспорт. Также завод собирается выпускать электробусы малого класса и среднетоннажные грузовики, работающие на электротяге.
Батарейные технологии в основном будут использоваться в городах, где расстояния относительно короткие, а необходимую инфраструктуру легко построить, считают аналитики BCG. Кроме того, во многих городах Европы планируют ограничить въезд электротранспорта. Поэтому многие производители запустили в серию батарейные версии своих коммерческих фургонов.
Что касается беспилотных технологий, то они еще не готовы к суровым условиям работы легкого коммерческого транспорта, считают в BCG. Да и нормативная база всё еще не готова. Прежде всего беспилотники будут внедрять на закрытых территориях, там, где автономный транспорт сможет безопасно работать круглые сутки.