Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Если дождь — рамы сырые, курилки были на каждом участке — дым, грязь, холод»

Работники ГАЗа вспомнили, как работали в советское время и что изменилось
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

27 сентября в России отмечают День машиностроителя. Его празднуют работники многих отраслей — обороны, энергетики, авиации, космического кораблестроения, автопрома и др. Сотрудники одного из крупнейших автомобильных заводов России — ГАЗа — поделились воспоминаниями о советском времени и рассказали, что с тех пор изменилось.

Возрождение завода

День машиностроителя был установлен в 1966 году указом президиума Верховного Совета СССР. В советские годы отрасль считалась одной из главных в стране. В современной России объем ее продукции превышает сотни миллиардов долларов в год. В сфере заняты около 5,5 млн инженеров и рабочих.

Крупнейшее предприятие, сотрудники которого ежегодно принимают поздравления в День машиностроителя, — Горьковский автозавод (ГАЗ). Для автогиганта это особенный год: ровно 20 лет назад компания, к концу 1990-х пришедшая в упадок, вступила в новую эру.

В это время предприниматель Олег Дерипаска инвестировал в развитие кадров и технологии и объединил разрозненные предприятия в «Группу ГАЗ» — инженерно-промышленный холдинг с особенным набором компетенций в разработке и производстве автомобильной техники.

Сотрудники ГАЗа поделились воспоминаниями о прошлом и отметили изменения на предприятии за последние годы.

Руководитель третьего конвейера ГАЗа Дмитрий Большаков пришел на производство в 1998 году после армии. Сначала работал простым слесарем, потом вырос до бригадира. Когда отучился в вузе, предложили работать мастером. Завод с самого начала поразил его огромной площадью: четыре остановки на городском транспорте только по одну сторону периметра.

— И вот этот огромный завод 20 лет назад был совсем другим. Люди работали в фуфайках, крыши протекали: если дождь, рамы были сырые, курилки были на каждом участке — дым, грязь, холод. Везде стояли контейнеры, заваленные с деталями. Когда в 2000-х акционером завода стал Олег Дерипаска — он, руководитель такого высокого уровня, сам на производствах показывал пример, как можно рационально всё устроить, улучшить рабочие места. Людей это вдохновляло, и отношение к работе менялось.

По словам Большакова, сегодня производственные процессы выстроены оптимально, каждый шаг стандартизирован и рассчитан по хронометражу.

— Такое количество автомобилей, как сейчас, мы собираем в одну смену, а раньше собирали в две. Улучшились рабочие места, появилась «прозрачность» — раньше из-за большого количества контейнеров даже людей не было видно. Сейчас детали подаются точно в срок и ровно то количество, которое требуется. На конвейере стало светло, условия труда поменялись кардинально, — пояснил он.

Новые автомобили

Еще раньше начал работать на ГАЗе управляющий сборочно-кузовным производством Андрей Матясов — с 1991 года. За 29 лет, отмечает он, предприятие сильно изменилось, обновилось и сделало рывок вперед.

— Завод абсолютно не похож на тот ГАЗ, на который я пришел когда-то. Теперь мы каждый год вкладываем большие инвестиции в развитие новых технологий, модернизацию наших сварочных линий, обновляем парк роботов. Сейчас у нас работает более 300 сварочных роботов, уровень автоматизации в среднем 75–79% — это высокий показатель. Всё это для того, чтобы ежегодно выпускать новые модификации автомобилей.

Матясов добавил, что с 2000-х годов компания внедряет инструменты производственной системы. Это позволяет более эффективно тратить заработанные средства. Сотрудники сами предлагают улучшения, поэтому на заводе высокая производительность труда и многоуровневая система качества. Сегодня, подчеркнул управляющий, производство ничем не уступает европейскому.

Один из результатов модернизации и улучшений — новая линейка автомобилей Газель NN. Руководитель центра компетенций объединенного инженерного центра ГАЗ Алексей Шагалов отметил, что это абсолютно новый подход в создании транспорта будущего.

— Если говорить образно, то все предыдущие модели — это инструмент в руках водителя. А новая машина — это уже партнер. Она видит, слышит, оценивает дорожную обстановку и взаимодействует с человеком, который находится за рулем. Этого требует современный мир. Мы на пути к тому, чтобы автомобиль был интеллектуально интегрирован в систему дорожного движения городов.

Модель NN, продолжает Шагалов, сохранила все преимущества линейки Next — двускатная задняя ошиновка, рамная конструкция, надежность агрегатов и узлов, выносливость и неприхотливость. Добавились и новые функции — радар, камеры, системы помощи водителю, повышающие безопасность и комфорт.

— Объединив в нашем инженерном центре компетенции по разработке продукта всех предприятий «Группы ГАЗ», мы выпускаем новые модели и в сегменте легких коммерческих грузовиков, и грузовиков, и автобусов. Благодаря этому, сегодня «Группа ГАЗ» занимает рыночную долю более 50%, и мы постоянно совершенствуем линейку нашей автотехники, — сказал он.

Сейчас модельный ряд огромный — спецтехника, автомобили для всех отраслей экономики, для сельского хозяйства, общеобразовательных учреждений, здравоохранения и др. В кризис, который наступил в 1990-е, ГАЗ не мог этим похвастаться.

— Когда я пришла на большой завод молодой девчонкой, все работали в одном цехе и на одном конвейере всего над несколькими моделями, — вспоминает начальник участка окрасочного производства Анна Тарасова. — Тогда, конечно, чувствовали, что на заводе неладно. Бывало, и производство останавливалось, и руки опускались от этого. А в тот момент, когда у нас начали происходить глобальные изменения к лучшему, люди почувствовали, что началось движение вверх. Как в фильме — сначала трудно, а потом движение вверх и победа. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что у нас на предприятии полная победа. Наши автомобили покупают, они востребованы везде.

Всё для людей

Но изменилось не только производство — условия работы и социальная политика тоже стали другими. Сотрудники чувствуют себя комфортно.

— И наши работники, и любой, кто приходит на предприятие, видят, что здесь все для людей. Светлые новые цеха, ребята обеспечены удобной спецодеждой, современное модернизированное оборудование, на котором приятно работать, все компьютеризировано. Социальных программ очень много. Мы чувствуем поддержку руководства, чувствуем, что в развитие людей и в завод деньги вкладывают постоянно, и мы работаем с отдачей, — сказала она.

Социальные программы отметила и председатель профкома производства грузовых автомобилей и сборочно-кузовного производства ГАЗа Елена Загустина. Она работает в компании уже 22 года, и ей есть с чем сравнивать.

— Это и дотация на питание, и компенсация расходов на детские сады, и льготные путевки в санатории и базы отдыха. В этом году у нас появилась большая жилищная программа — компания компенсирует сотрудникам половину стоимости жилья и проценты по ипотеке. Такие условия редко где можно встретить!

Даешь молодежь

ГАЗ заботится и о молодом поколении, рассказывают сотрудники. В компании проводятся научно-технические конференции, конкурсы профессионального мастерства, программа развития лидеров, где каждый может раскрыть свои таланты.

— За 9 лет я прошел путь от слесаря механосборочных работ до начальника участка. Почему я выбрал именно Горьковский автозавод? На тот момент я знал, что на ГАЗе есть большие возможности для профессионального развития. В первую очередь у нас широкий спектр направлений для обучения разным специальностям, для повышения компетенций — например, области внедрения инструментов производственной системы, менеджмента качества. Это не только позволяет развиваться профессионально, но и расширяет кругозор, помогает раскрыться как личности, — сказал лидер группы цеха сборки и сварки цельнометаллических кузовов Сергей Кадров.

С 2008 года по инициативе Олега Дерипаски в стране появилась программа «Робототехника», которая готовит инженеров со школьной скамьи. А ГАЗ стал одним из промышленных партнеров программы.

— Все эти годы мы сотрудничали с учебными заведениями, интегрировали бизнес-задачи в работу школьных и студенческих команд, готовили молодых специалистов, способных создавать автомобили с автоматизированными системами помощи водителю. Сейчас «Группа ГАЗ» развивает высокотехнологичные производства, создает электромобили и беспилотники, и над этим проектами работают в том числе выпускники программы «Робототехника», которые теперь трудятся на ГАЗе, — сказал руководитель направления инновационных проектов объединенного инженерного центра ГАЗ Михаил Иванов.

Работники гордятся плодами своих трудов. По словам директора музея истории ГАЗ Натальи Колесниковой, по модельному ряду завода можно проследить почти всю историю страны за последнее столетие. К примеру, на рубеже 1980–1990-х годов, в тяжелое для народа время, спрос на грузовые автомобили резко упал, поэтому ГАЗ был вынужден сократить выпуск машин для сельского хозяйства и армии.

— Вспоминая те годы, понимаешь, что только сильный, целеустремленный, умный человек мог вывести завод из той критичной ситуации, в которой ГАЗ оказался в конце 1990-х. И нет никаких сомнений, что в дальнейшем мы будем развиваться так же стремительно. Есть руководитель, который заинтересован в этом, и его единомышленники, которые поддерживают его идеи и начинания.

Читайте также
Прямой эфир