Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США заявили о решимости Байдена военным путем помешать Ирану получить ядерное оружие
Мир
Постпредство РФ назвало уроком для всех готовность ЕС украсть финрезервы
Экономика
Эксперт увидел попытки Польши сорвать переговоры ЕС по потолку цен на нефть
Мир
В ДНР сочли озвученные ЕК данные о потерях ВСУ правдивыми
Мир
Reuters сообщило о ликвидации лидера ИГ
Экономика
ЦБ рекомендовал банкам приостановить выселение должников
Мир
В Раде заявили о невозможности восстановить энергосистему Украины этой зимой
Мир
Вашингтон объяснил нежелание поставлять Киеву оружие большей дальности
Экономика
Bloomberg узнало об обсуждении в ЕС потолка цен на нефть из РФ в $60
Мир
Министр инфраструктуры Украины Кубраков подал в отставку
Общество
Песков не подтвердил запрет на выезд за границу сотрудникам администрации президента
Спорт
Франция на ЧМ-2022 впервые в истории проиграла Тунису

Снова в сети: музеи Москвы теряют десятки миллионов и уходят в онлайн

Закрытие на два месяца стало тяжелым ударом для столичных арт-центров
0
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Новые антикоронавирусные меры, введенные в столице до 15 января, обойдутся московским музеям в десятки миллионов рублей. Несмотря на относительно небольшой поток посетителей в осенние месяцы — около четверти от обычного — продажа билетов и экскурсий по-прежнему была для музеев основным внебюджетным источником дохода. Впрочем, больше, чем сиюминутных убытков, арт-центры боятся отвыкания зрителей от этой формы досуга. Поэтому ставка опять, как и весной, будет сделана на онлайн-программы: о расширении этого направления «Известиям» сообщили несколько крупных институций.

Можно и нельзя

Новый карантин застал музеи врасплох. Даже несмотря на рост заболеваемости, столь радикальной меры никто не ожидал — совсем недавно были открыты или запланированы на ближайшее время крупные выставки, и в целом художественный мир только начал приходить в себя после первого локдауна. К тому же распоряжения властей об ужесточении ограничений были порой запутанными и противоречивыми.

10 ноября появился указ мэра Москвы, запрещающий «посещение гражданами культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов)», но позволяющий работать кинотеатрам, театрам и концертным залам с 25-процентной заполняемостью. Формулировка о «выставочных мероприятиях» позже была разъяснена: под нее подпадали не только вернисажи, но и временные выставки. При этом музеи московского подчинения были закрыты полностью, а федеральным пришлось ограничиться постоянными экспозициями. Три дня спустя появился новый указ — уже от Минкультуры. В нем было предписано и федеральным музеям тоже остановить прием посетителей.

Эти решения вызвали неоднозначную реакцию. Сразу после первого распоряжения директор ГМИИ Марина Лошак выступила с призывом к властям не закрывать музеи. Ее коллеги из других заведений, опрошенные «Известиями», разделились во мнениях относительно принятых мер. Так, директор-основатель Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова заявила, что поддерживает решение о закрытии, хотя это тяжелый удар. По ее словам, в нынешней ситуации это адекватный шаг, позволяющий обезопасить сотрудников: коллектив из ценных специалистов формируется годами, и рисковать им нельзя. В свою очередь, директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова сообщила, что солидарна с Мариной Лошак — благодаря обширным пространствам, небольшому количеству людей и строгому использованию мер защиты музеи были в последнее время едва ли не самыми безопасными местами в городе.

В любом случае осталось непонятным, почему, например, кинотеатрам можно показывать кино, а музеям — нельзя; в концертных залах музыканты могут выступать, а на музейных площадках — нет. Из-за этого, например, срывается проведение Декабрьских вечеров Святослава Рихтера в ГМИИ — одного из старейших и авторитетнейших столичных фестивалей в сфере классической музыки, билеты на который полностью распродаются сильно заранее. На момент написания материала в пресс-службе Пушкинского музея «Известиям» не смогли ответить, будет ли смотр переведен в онлайн, перенесен на следующий год или отменен вовсе.

Без миллионов

Разумеется, карантин повлечет и материальные убытки. Точно оценить потери сложно, но если брать за основу доходы музеев до пандемии и сделать поправку на снижение зрительского потока в последние месяцы, то для крупнейших заведений получается грустная картина. Третьяковская галерея недополучит свыше 40 млн рублей: Зельфира Трегулова весной сообщала «Известиям», что за одну неделю ГТГ зарабатывала примерно 19 млн, а осенью она же оценивала посещаемость в 25% от привычной. Марина Лошак указывала на потери от одного дня простоя ГМИИ в 2 млн, Пушкинский сведения о посещаемости последнее время не публиковал, но понятно, что недополученная сумма измеряется в десятках миллионов.

В случае с менее крупными музеями цифры меньше, но всё равно — миллионы. И во многих заведениях именно от заработанных денег зависят зарплаты сотрудников.

— Недополученная прибыль огромна. Доходы от билетов составляют примерно 60–70 млн рублей в год. И значительная часть тратилась на сотрудников. Согласно указу президента, заработные платы в социальной сфере должны расти. По идее, тогда должны были бы и расти субсидии от государства. Но нам никто субсидии не увеличивал. Получается, что нам это приходилось компенсировать за счет собственных средств МАММ, которых теперь будет меньше, — сетует Ольга Свиблова.

А Юлия Петрова напоминает, что убытки идут не только от непроданных билетов (только на них Музей русского импрессионизма потеряет, по ее словам, около 8 млн за два месяца), но и от переноса выставок и увеличения числа онлайн-активностей, большинство из которых требует вложений и не приносит дохода.

Нажми на кнопку

Тем не менее развивать онлайн-направление планируют все закрытые музеи. Для многих из них это станет возможностью познакомить посетителей с только что открытыми выставками, не получившими из-за карантина должного внимания.

— 10 ноября мы открыли масштабную выставку «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», а в последний день перед закрытием, 12 ноября, запустили обширную образовательную онлайн-программу. Она пока рассчитана на период до февраля 2021, в нее войдут лекции, дискуссии, круглые столы, презентации изданий о ВХУТЕМАСе, — рассказала «Известиям» директор Музея Москвы Анна Трапкова. — 10 ноября в Детском центре запустилась онлайн-программа для детей о ВХУТЕМАСе, на которой дети узнают, из каких факультетов состояли Высшие художественно-технические мастерские и чему учили там студентов, а с 18 ноября запланирован старт кураторских видеоэкскурсий по выставке.

Также Музей Москвы готовит еще несколько онлайн-продуктов, среди которых «Музей самоизоляции», курсы лекций по истории столицы, аудио- и видеоэкскурсии.

Обширные планы в виртуальном пространстве и у МАММ, который сделает ставку на 3D-технологии.

— Мы будем осваивать, как делать 3D-туры, чтобы передавать пространственные ощущения. Есть много технологий, и в России, и за рубежом, но ни одна из них не является идеальной. Мы над этим будем работать. Я трое суток непрерывно на связи с разработчиками из Америки, Германии, России, — рассказала Ольга Свиблова. — Нам обещают необходимое оборудование, а наша задача — научиться с этим управляться и поставить всё на поток. Мы сейчас меняем экспозицию, а затем будем в разных форматах, «разными голосами» рассказывать о представленных произведениях, в том числе и делая 3D-моделирование.

Обещает расширить онлайн-программу и Музей русского импрессионизма. В планах — как трансляции для широкой аудитории в соцсетях, так и тематические zoom-встречи по регистрации.

— Уже готовы два новых цикла лекций, будут выходить и новые серии лекционного сериала об импрессионистах, — рассказала Юлия Петрова. — Для детей, помимо разовых занятий, вскоре стартует целый интерактивный курс про историю искусства. Также нам удалось адаптировать инклюзивную программу — с этой недели запускаются бесплатные экскурсии для детей и подростков с ментальными особенностями.

Крупнейшие музеи еще только в процессе разработки новой стратегии онлайн-деятельности. Ни Третьяковская галерея, ни ГМИИ не смогли оперативно рассказать о будущих форматах и анонсировать конкретные программы. Впрочем, нет сомнений, что ценителей искусства в скором времени ждет расширение ассортимента виртуальных возможностей. Ведь главное для музеев — не потерять свою аудиторию. Именно это, по мнению Ольги Свибловой, может быть основной опасностью карантина, а не прямые материальные убытки. Если зрители, привыкшие следить за событиями в сфере искусства, за два месяца переключат свое внимание на контент иного рода, вернуть их в залы после снятия ограничительных мер будет куда сложнее.

Читайте также
Реклама
Прямой эфир