Обменный пункт: утвержден новый механизм поддержки туротрасли
Регионам спишут часть долгов по бюджетным кредитам при условии реализации на их территории новых инвестпроектов, в том числе в области туризма. Соответствующее постановление утверждено премьер-министром Михаилом Мишустиным. Эти меры способны простимулировать создание инфраструктуры. Но потребуются и новые расходы. «Известия» разбирались в ситуации.
Дороже денег
Правительство России спишет часть долгов по бюджетным кредитам тем регионам, которые будут направлять высвобождаемые в результате реструктуризации задолженности средства на развитие инфраструктуры под инвестиционные проекты, в том числе в области туризма. Попасть в программу могут объекты, вводимые в эксплуатацию не ранее 2021 года. Реализацией проекта должна заниматься специально созданная компания. Это одно из условий получения льгот.
Размер подлежащей списанию задолженности по бюджетному кредиту будет определяться на основе объема налоговых поступлений от использования новых объектов за предыдущий год.
Заместитель министра экономического развития Сергей Галкин убежден, что новый механизм будет иметь большое значение для стимулирования инвестиционной деятельности в регионах, позволит одновременно направлять средства на развитие экономики и снижать долговую нагрузку.
Финансовые показатели некоторых регионов ухудшились, говорят эксперты. По оценкам специалистов, совокупная задолженность субъектов Федерации перед федеральным центром составляет около 900 млрд рублей. В то же время ожидаемый объем инфраструктурных инвестиций заметно ниже потребностей.
Ситуацию усугубила пандемия. Она вынудила регионы увеличить расходы на здравоохранение в ущерб финансированию других отраслей. Нововведения позволят отчасти компенсировать эти потери. К тому же вложить деньги в развитие инфраструктуры — значит получить в перспективе налоговые доходы с новых проектов. Именно слабая инфраструктура является одним из главных факторов, тормозящих развитие внутреннего туризма.
Повысить престиж
Почетный президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько, положительно оценил нововведение. Эксперт считает идею конвертировать долги в инвестиции интересной. «Да, в нынешней ситуации и на это у регионов денег нет, но все же на развитие своей инфраструктуры они найдутся, особенно если это будет софинансированием строительства и реконструкции объектов с частными инвестициями, а возможно и федеральными».
Такой механизм кооперации федеральных, региональных бюджетных расходов и частных инвестиций, по словам Шпилько, предусмотрен в обсуждаемом на заседании правительственной комиссии по туризму под председательством вице-премьера Чернышенко новом национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства». Со стороны бюджета это могут быть и прямые ассигнования, и субсидирование процентной ставки по кредитам на развитие туристской инфраструктуры.
Илья Уманский, вице-президент АТОР, генеральный директор национального туроператора «АЛЕАН», солидарен с коллегой. Отсутствие инфраструктуры, по словам эксперта, серьезно тормозит спрос на новые маршруты и направления. Если в регионе нет качественного номерного фонда, уникальных и по-настоящему интересных объектов показа, развитой инфраструктуры, дорог, аэропортов, удобного транспортного сообщения, даже привычных розничных торговых сетей, направление не сможет заполучить большой организованный турпоток. «Сначала инфраструктура, потом туризм», — говорит Уманский.
Приток любых средств на развитие туристической инфраструктуры — дело хорошее, убеждены эксперты. Но очень важно, чтобы местные власти, которые реализуют такие проекты, действовали в интересах роста турпотока и синергии с бизнесом, правильно расставляли приоритеты, которые учитывают реальные потребности. «Например, если регионы видят, что к ним в подавляющем большинстве туристы едут на собственных автомобилях, то, наверное, логично задуматься над качественными дорогами, созданием парковок, инвестициями в придорожную инфраструктуру, а не расширять взлетно-посадочную полосу местного аэропорта для одного рейса раз в две недели», — говорит Уманский.
Курортная перспектива
Напомним, в конце сентября президент Владимир Путин поручил правительству скорректировать планы развития транспортной инфраструктуры Черноморского побережья. Дорог, ведущих к нему, будет больше. Эксперты заговорили о необходимости строительства дороги Кисловодск — Адлер, а компания «Автодор» в сентябре представила проект новой трассы Екатеринбург — Краснодар. Магистраль сократит путь от Урала до Черного моря на 10 часов.
Эксперты не сомневаются: новые дороги привлекут инвестиции на черноморские курорты Краснодарского края. Крым повысит свою инвестиционную привлекательность в том числе за счет недавно открытой автомобильной трассы «Таврида», связывающей Керчь с Севастополем.
Большая работа по выявлению проблем и точек роста отрасли ведется и в Хакасии. В регионе рассчитывают использовать возможность реструктуризации бюджетных кредитов за счет развития туротрасли. Минэкономразвития республики уже составлен комплексный план развития туризма и разработан проект межведомственной программы.
«Инфраструктурные объекты требуют больших средств, конечно. Инвесторам реализовать их самостоятельно сложно. Ходили разговоры, что федеральный туроператор возьмет в управление гостиничный объект в нашем регионе, поможет в создании инфраструктуры, которая была бы востребована гостями. Но тут есть проблема — необходимы вложения в модернизацию», — рассказала представитель турбизнеса республики, пожелавшая остаться неназванной.
Появляются новые инвесторы, готовые осуществлять масштабные планы по развитию курорта «Шерегеш». До 2025 года на его развитие планируется направить 7,5 млрд рублей, в том числе 2,5 млрд рублей частных инвестиций.
Позитивно оценили новые меры поддержки и в Калининграде. Министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак полагает, что льготы станут хорошим подспорьем для инвесторов, которые вкладываются в туристическую инфраструктуру в том числе Калининградской области. «Сейчас у нас в рамках госпрограммы предусмотрено субсидирование процентной ставки по кредитам по целому ряду инвестиционных проектов, связанных со строительством крупных гостиничных объектов. Есть специальная программа «Восток», где предусмотрено восстановление объектов культурного наследия, памятников архитектуры», — говорит Ермак.
Если правительство на федеральном уровне будет помогать тем регионам, кто активно использует различные меры поддержки для инвестиционных проектов, это можно только приветствовать, говорит Ермак. И заверяет, что его регион с удовольствием будем пользоваться этим инструментарием для того, чтобы больше средств направлять на поддержку туристической инфраструктуры.
Зерна от плевел
Даже те эксперты рынка, кто проявляет некоторый скепсис по поводу новых инициатив, сходятся во мнении, что их реализация в любом случае принесет ощутимую пользу. «Если даже сейчас размер этих списаний будет и не очень значительным, в любом случае это прецедент. Значит, завтра вполне может последовать и более значительная помощь», — говорит Владимир Лутов, генеральный директор компании «Мастерская путешествий».
Все же один эксперт на условиях анонимности подчеркнул, что «с началом пандемии экономическая активность снизилась. Нужно понимать, что развитие инфраструктуры потребует новых расходов».
Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин», отметил, что предложенная мера — отражение пристального внимания, уделяемого сейчас туризму на всех уровнях власти. «Возможно, такая поддержка дисциплинирует регионы, поможет преодолеть период турбулентности, даст мотивацию к развитию», — полагает Ромашкин.
Но еще более действенными мерами, направленными на повышение интереса инвесторов к турбизнесу, по мнению Юрия Наумова, владельца сети «Путешествие.ру», смогли бы стать максимальная прозрачность, эффективные инструменты оценки для принятия инвестиционных решений.