Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
«Лацио» потерпел поражение от «Комо» со счетом 0:3
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Общество
Правительство не поддержало законопроект об увеличении стоимости подарков учителям
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Мир
Financial Times расшифровала язык участников ВЭФ в Давосе в 2026 году
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
В США из-за обильного снегопада произошло столкновение 100 автомобилей
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Мир
В посольстве РФ рассказали о судебных тяжбах Колумбии с компаниями США из-за Ми-17
Мир
Силы ПВО за три часа уничтожили 47 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
Дэвис назвал причины ненависти к России на Западе
Мир
Президент Сирии Шараа и Трамп обсудили развитие событий в Сирии по телефону
Общество
В «Справедливой России» предложили предоставить льготы учителям и врачам
Общество
Янина назвала Валентино Гаравани последним императором высокой моды
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Мир
Додон назвал выход Молдавии из СНГ противоречащим интересам народа
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Товарооборот между Россией и Евросоюзом в январе–августе 2020 года упал на 24,5%, об этом свидетельствуют данные ФТС, опубликованные на этой неделе. В то же время импорт в Европу пострадал не так сильно, на 9,7%. ФТС сообщила о падении экспорта и по другим направлениям: на 9,4% — с США, на 7% — с Китаем, на 20% — с Белоруссией, на 26% — с Турцией и почти вполовину — с Украиной. Эксперты, однако, считают это явление временным и некритичным для экономики в последующем. Подробности — в материале «Известий».

Причины просадки

Очевидно, что главной причиной падения спроса на российскую экспортную продукцию стали пандемия коронавируса и ее последствия. Из-за экономических потрясений упал спрос на углеводороды. Кроме того, чтобы предотвратить второе рекордное падение цен на нефть, страны ОПЕК+, включая Россию, строго соблюдают достигнутые соглашения по ограничению добычи.

нефть
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Президент Национальной финансовой ассоциации (СРО НФА) Василий Заблоцкий считает, что данные ФТС были вполне предсказуемыми еще в начале пандемии. «Снижение внешнеторгового оборота было ожидаемо и прогнозировалось еще в начале пандемии COVID-19, которая и стала основной его причиной. Это произошло из-за разрыва логистических цепочек, остановки части производств из-за недостатка комплектующих и упавшего спроса, а также закрытых границ», — рассказал эксперт.

Однако стоит разграничивать параметры экспорта, импорта и страны-партнеры, поскольку влияющие факторы разные, считает руководитель отдела макроэкономического анализа ГК «Финам» Ольга Беленькая. Падение по одним пунктам могут нивелироваться ростом в других, и общая картина получается неточной. «Так, например, обязательно стоит отделить нефтегазовый экспорт от несырьевого. Именно нефтегазовый упал на 38%. При этом импорт, в общем снизившись до 9,7%, по странам дальнего зарубежья выходит в плюс. Резкое снижение товарооборота с Турцией объясняется уменьшением импорта российского газа. А если говорить о несырьевых отраслях, то, например, самое резкое падение показали туристическая отрасль и сфера авиаперелетов», — комментирует эксперт. В частности, президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Андрей Игнатьев в конце сентября заявил, что Россия недосчиталась $8–9 млрд прибыли от въездного туризма.

аэропорт
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Другие аналитики в качестве одного из важных факторов считают санкции. «В России к ним привыкли, санкции уже считаются чем-то вроде варианта нормы. Однако многие европейские компании в обход санкций открывают представительства, формально никак не связанные с головным филиалом. Это тенденция последних лет, и такой «полусерый» оборот не учитывается в общей статистике», — напоминает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. По ее словам, именно политические санкции повлияли на товарооборот между Россией и Украиной.

Кризис обнажил проблемы

Импорт в Россию сокращается не так сильно, как экспорт. Ситуация наглядно показывает зависимость российской экономики от продажи сырья и недостатка собственной обрабатывающей промышленности. Это, в свою очередь, демонстрирует сильную технологическую зависимость от иностранных поставок. «Это касается не только одежды, гаджетов из Китая, но и более серьезной зависимости — от поставок станков, производственного оборудования и качественных семян», — комментирует Екатерина Косарева.

Однако подобная ситуация, с одной стороны, опасна, но с другой — подстегивает к развитию собственного производства и импортозамещения.

станок
Фото: ТАСС/Александр Рюмин

«Во многом сокращение стоимости внешнего товарооборота сейчас — эффект цены. В частности, за II квартал экспорт минеральных товаров из России упал почти в два раза по стоимости, но физические объемы по тем же категориям суммарно выросли на 2,5%. То же самое касается продукции химических производств», — посчитал для «Известий» Дмитрий Куликов, заместитель директора группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА. По его расчетам, по металлам и изделиям из них за II квартал просадка была и по физическим объемам (–1,4%), но несопоставимая с ценами (–13%).

Прогноз на перспективу

По оценке Ольги Беленькой, экспортные показатели в будущем году из-за слабого спроса на энергоресурсы вырастут незначительно. Импорт, напротив, будет восстанавливаться лучше. «Подобные колебания наблюдались и последние несколько лет, экспорт восстанавливался в 2015–2016 годах, но значений досанкционного 2014 года так и не достиг, когда грянул очередной кризис, подкрепленный коронавирусом», — комментирует аналитик.

Екатерина Косарева настроена более позитивно: «Если говорить о неевропейском обороте, Китай продолжит поставлять на российский рынок товары практически без ущерба для своей экономики, и снижение спроса будет регулироваться только покупательской способностью россиян, которая за пандемию, по подсчетам Росстата, упала на 8%. А за счет экспорта в КНР, которого почти не затронула вторая волна коронавируса, Россия немного восстановит собственные потери».

китайский порт
Фото: REUTERS/Aly Song

Данные ФТС не стоит рассматривать слишком драматично, призывает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. «Падение экспорта с ЕС за первое полугодие было чуть больше: на 24,7. Уже в июне-июле рост составил 0,2%. Спрос медленно, но восстанавливается», — заключает она. По ее мнению, часть упущенного можно наверстать нынешней зимой: «Если, например, декабрь в Европе выдастся холодным, то спрос на газ может даже вырасти по сравнению с декабрем 2019 года».

По мнению Василия Заболоцкого, товарооборот напрямую зависит от степени распространения коронавируса. «Глубину и длительность внешнеторгового оборота невозможно просчитать, поскольку неизвестно, когда закончится пандемия», — заключает эксперт.

Читайте также
Прямой эфир