Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Аделия Петросян заняла шестое место по итогам Олимпиады-2026
Происшествия
В Иране потерпел крушение во время тренировочного полета военный самолет
Мир
Посол РФ указал на готовность России поставлять СПГ в Аргентину
Мир
Посол Палестины раскрыл способы для использования гуманитарной помощи из РФ
Спорт
Российская фигуристка Петросян набрала 214,53 балла на ОИ-2026
Мир
Замглавы МИД РФ Грушко оценил потери ЕС из-за санкций
Происшествия
Мужчина погиб в результате атаки БПЛА ВСУ по Севастополю
Общество
ФАС сообщила о проведении проверок из-за навязывания гражданам счетчиков на воду
Общество
Глава Минтранса Никитин прокомментировал внедрение ИИ в регионах РФ
Армия
Рядовой Баранов эвакуировал раненого военнослужащего во время атаки ВСУ
Спорт
Засудивший Петросян арбитр из США больше не будет работать на Олимпиаде
Происшествия
В ФРГ 19 детей пострадали из-за слезоточивого газа в школе
Экономика
Рынки готовятся к возможной войне США с Ираном. Кто выигрывает, кто проигрывает
Армия
Силы ПВО за три часа сбили 48 украинских дронов над регионами России
Мир
Sky News сообщил об освобождении принца Эндрю после задержания по делу Эпштейна
Мир
Трамп сообщил о готовности дать Ирану 15 дней для заключения сделки с США
Мир
Reuters предположило исход переговоров по урегулированию украинского конфликта

Роще надо быть: ущерб от незаконных вырубок вырос до 9,4 млрд

Решить проблему призвано появление федеральной информационной системы комплекса
0
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Общий размер вреда от незаконных рубок лесов на начало октября 2020 года составил 9,4 млрд рублей, сообщили «Известиям» в Рослесхозе. Это на 8% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Однако реальный еще не выявленный ущерб может быть в несколько раз больше, утверждают экологи. Согласно данным Рослесинфорга, из 28 тыс. пользователей участков лесного фонда лишь 2% попали в реестр недобросовестных арендаторов. В статистике не учитываются «черные лесорубы», у которых нет и никогда не было права на работу. Одним из решений проблемы, по мнению экспертов, может стать распространение электронного учета и общая цифровизация лесной сферы.

Потерянный фонд

Как заявили «Известиям» в Рослесхозе, в 2019 году размер вреда, нанесенного лесам выявленными незаконными рубками, составил 12,5 млрд рублей, что на 3% больше, чем в 2018-м. А на начало октября 2020-го показатель составил 9,4 млрд рублей — это уже на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличение связано в том числе и с тем, что в этом году более чем на 10% выросла таксовая стоимость древесины, а этот показатель лежит в основе расчета урона, пояснили в федеральном органе.

«При этом за последние пять лет количество нарушений лесного законодательства, которые причинили вред лесам, сократилось на 19%, в том числе незаконных рубок стало меньше на 12%», — говорится в ответе федерального агентства лесного хозяйства.

Видов нарушений в этой сфере много: несоблюдение сроков оплаты, правил заготовки древесины, санитарной и пожарной безопасности в лесах, невыполнение восстановительных работ. Сначала арендатор должен платить за них неустойки, но если эти действия приобретают систематический характер, то договор с ним расторгается и он вносится в реестр недобросовестных пользователей, объяснили в агентстве.

По данным Рослесинфорга (подведомственного учреждения Рослесхоза), из 28 166 арендаторов лесных участков только 641 (около 2%) официально попали в черный список.

«Больше всего их в Приволжском федеральном округе — 117 из 5805 и Центральном, где 104 недобросовестных арендатора из 5170», — говорится в предоставленном «Известиям» отчете организации.

При этом лидируют по количеству нарушений те, кто получил лесной участок в аренду для рекреации — туристической и спортивной деятельности (детские лагеря отдыха и турбазы) — 34,6%, а следом идут заготовители древесины — 32,0%.

Держи лес крепче

Основная проблема заключается в том, что до сих пор около половины юридически значимых действий по лесным участкам оформляется на бумаге, считает директор Рослесинфорга Павел Чащин.

— Сейчас сплошь и рядом происходит подделка сопроводительных документов на древесину, и в этом основная претензия к бумажным носителям, — заявил «Известиям» глава учреждения.

Одним из решений назревших проблем, по его мнению, должно стать появление федеральной государственной информационной системы лесного комплекса. Эта платформа, в частности, объединит информацию из реестра недобросовестных пользователей, ЛесЕГАИС (информационная база по сделкам) и системы мониторинга пожаров.

Согласно плану по декриминализации и развитию лесной сферы, ресурс появится до 25 декабря 2022 года, сообщили «Известиям» в пресс-службе зампреда правительства Виктории Абрамченко. При этом кроме цифровизации и усиления контроля в кабмине также готовятся меры поддержки бизнеса. Например, в следующем году планируется реализация программы льготного кредитования.

Об отсутствии достоверной информации о состоянии и стоимости древесины, низкой доходности сферы и, как следствие, недостатка ее финансирования, труднодоступности ресурсов, низкой эффективности охраны лесов от пожаров говорится уже давно, сказал «Известиям» председатель комитета по природопользованию и экологии «Деловой России» Ильдар Неверов. Однако одна из основных проблем — контрабанда. Пока наблюдение за использованием ресурсов хромает не только в лесной отрасли, но и во всем агропромышленном комплексе.

В конце сентября президент поручил с 1 января 2022 года ввести полный запрет на вывоз из страны необработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. До 15 декабря 2020-го Минэкономразвитию предстоит подготовить соответствующий нормативно-правовой акт. По мнению эксперта, решение назрело уже давно, потому что на протяжении многих леи российский лес нелегально поставляется в КНР.

— Ограничение на экспорт немного обелит отрасль, особенно в приграничных с Китаем регионах, однако декриминализировать ее можно, только проведя полноценную цифровизацию, — сказал «Известиям» Ильдар Неверов.

Запрет на вывоз определенных видов древесины — кардинальный способ решения проблемы, и если власти пошли на него, то это демонстрирует масштабность вопроса, заявил «Известиям» заслуженный эколог России Андрей Пешков. В экспертном сообществе не исключают, что размер ущерба от незаконной вырубки и контрабанды может быть в несколько раз больше официально заявленного. Для решения проблем в сфере природных ресурсов требуется создать единый системный подход, включающий не только усиленный контроль, но и расширение перечня типов деревьев, которые нельзя продавать.

Читайте также
Прямой эфир