Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп после попытки покушения назвал фантастической работу Секретной службы
Происшествия
Губернатор Богомаз сообщил об уничтожении еще пяти БПЛА над Брянской областью
Туризм
Число турпоездок россиян в Таиланд и Китай в июне выросло более чем на 80%
Общество
Пожар около Дюрсо повредил почти 40 зданий баз отдыха
Мир
Подозреваемый в стрельбе на митинге Трампа состоял в стрелковом клубе
Общество
Оставившая чемодан с телом сына жительница Перми признала вину в его убийстве
Общество
В Ленобласти задержали двух подозреваемых в нападении на подростка
Мир
В Ливане сообщили о выведении ТЭС из строя после израильского обстрела
Армия
Бойцы расчета ЗРК «Бук» уничтожили восемь летевших к Мариуполю ракет РСЗО HIMARS
Мир
Премьер Эстонии Кая Каллас подала в отставку
Авто
В России предложили ввести «пошаговую» индексацию утильсбора на автомобили
Общество
Мошенники стали звонить россиянам от имени коммунальных служб
Общество
Движение транспорта ограничили в сторону Дюрсо под Новороссийском из-за пожара
Общество
Вильфанд спрогнозировал жару до +42 на юге России в ближайшие дни
Спорт
Сборная Испании установила рекорд по забитым голам на одном Евро
Общество
В 62% исследованных образцов готовой еды эксперты нашли нарушения
Происшествия
Средства РЭБ обезвредили украинский беспилотник над Орловской областью

Нет оперы печальнее на свете: как Ромео и Джульетта спели в ванной

Малоизвестный шедевр Винченцо Беллини поставили без декораций, но с актуальным подтекстом
0
Фото: фестиваль «Видеть музыку»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ромео-женщина целуется с Джульеттой в ванне, бойцы Монтекки и Капулетти в кожаных куртках маршируют через зрительский зал, а битва двух кланов оказывается рукопашной в слоу-мо. Всё это можно было увидеть на спектакле-открытии региональной программы фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», проводимого при поддержке Министерства культуры. Выпускники Московской консерватории и ГИТИСа сделали антрепризную постановку «Капулетти и Монтекки» Беллини, которая после премьеры в Театре им. Н.И. Сац будет показана и в других городах. Смесь эпох и стилей здесь оказывается не столько художественным, сколько практическим приемом, обусловленным гастрольной природой. Но, пожалуй, эту цену стоит заплатить за возможность живого знакомства с малоизвестным шедевром бельканто.

Это не норма

Итальянский композитор первой трети XIX века Винченцо Беллини известен в первую очередь по опере «Норма», арию Casta diva из которой знает, наверное, каждый. Также регулярно ставятся его «Сомнамбула» и «Пуритане». Остальные же произведения Беллини — редкие гости на театральных сценах. Не самая успешная судьба и у адаптации легенды о Ромео и Джульетте. Возможно, одна из причин — в решении поручить партию Ромео женщине, меццо-сопрано. В те годы традиция певцов-кастратов еще была жива, хотя уже шла на спад, и подобные гендерные фокусы воспринимались спокойно — лишь бы вокал был хороший да музыка красивая. Но в будущем постановщики просто не понимали, что с этим делать.

Да, персонажей-подростков нередко поручали петь низким женским голосам — достаточно вспомнить Ваню из «Жизни за царя» Глинки и Леля из «Снегурочки» Римского-Корсакова. Но тем самым их как бы лишали пола, подчеркивали дистанцированность от любовных коллизий. Главный же романтический герой должен быть, конечно, тенором. В крайнем случае баритоном. «Капулетти и Монтекки» в этот стереотип никак не вписывается.

Другая проблема — фабула. Во всем мире история о Ромео и Джульетте ассоциируется понятно с каким автором, хотя и придумал ее вовсе не он. У Беллини от Шекспира осталось весьма мало. Здесь не просто враждующие семейства, а средневековые политические кланы — гвельфы и гибеллины, Ромео — военачальник, возлюбленные вместе еще до начала действия, а главный злодей — отец Джульетты Капеллио. В общем, на «честную» оперную адаптацию повести, которой нет печальнее на свете, произведение Беллини не тянет. Но, может, в этом и плюс с точки зрения наших дней. «Капулетти и Монтекки» даже без всяких режиссерских изощрений выглядит как экспериментальная вещь из разряда тех, которыми пугают театралов-консерваторов — слишком велико несовпадение с хрестоматийным сюжетом и образами.

Без декораций

Впрочем, режиссер Елизавета Корнеева и художник-постановщик Екатерина Агений решили пойти дальше — не только избавились от всякого исторического антуража, но и вовсе обошлись без декораций. Опера играется на фоне черных занавесов. Оркестр сидит в глубине сцены. А весь реквизит ограничивается платьем с длинной фатой, чемоданом да белой пустой ванной, в которую периодически погружается то одна Джульетта, то она же вместе с Ромео. Чтобы хоть как-то разнообразить действие, авторы решили задействовать зрительный зал. Персонажи проходят между рядами, используют двери партера вместо кулис, садятся на кресла или на пол, прямо у ног публики. «Движухи» это действительно добавляет, смысла — едва ли.

Причина визуального минимализма объясняется просто: возить такой спектакль по городам и весям — одно удовольствие. Ванна и чемодан найдутся везде, а больше ничего и не требуется. У зрителя, однако, возникает тройной диссонанс: во-первых, из-за сюжетного несовпадения оперы с шекспировским оригиналом, во-вторых, из-за эстетического несоответствия постановочного антуража историческим мотивам (не столь важно — средневековым, XVI века, когда Шекспир писал пьесу, или XIX, когда Беллини сочинял оперу).

Актуальное и вечное

Но и с этим можно было бы смириться, если бы музыкальная сторона не вызывала претензий. А они есть. Оркестру под руководством Даяны Гофман не хватает выстроенного баланса и легкости (да и медные духовые предсказуемо небезупречны), певцам — органики существования в белькантовой традиции. Впрочем, ждать иного не приходится — как и Вагнера, бельканто у нас умеют высококлассно петь единицы. Но если не пробовать, и не научатся. Так что сам факт постановки «Капулетти и Монтекки», да еще и с перспективой регионального проката — большое благо.

К тому же к исполнителям главных ролей вопросов меньше всего. Нежная брюнетка Валерия Бушуева (Джульетта) и брутальная блондинка Екатерина Лукаш (Ромео) радовали слух, соответственно, уверенными верхами и низами, а главное — удачно контрастировали друг с другом актерски. Но, оставив Ромео длинный хвост, режиссер, кажется, демонстративно отказалась от попытки замаскировать певицу под юношу. Потому, несмотря на все усилия пары, в их пылком взаимодействии испорченный зритель XXI века неизбежно прочитывает вариацию на «Жизнь Адель» Кешиша. Ну, а впрочем, почему бы и нет? Новые времена — новые смыслы. И только любовь вечна.

Прямой эфир