Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Турные новости: после пандемии закрылось каждое пятое туристическое агентство
2020-09-21 14:46:21">
2020-09-21 14:46:21
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пандемия коронавируса стала серьезным испытанием для индустрии гостеприимства: далеко не все игроки рынка успешно пережили закрытие границ и поздний старт туристического сезона. По итогам нынешнего лета в сравнении с маем 2020-го с рынка уже ушли 18% турагентств и 14% небольших гостиниц, следует из данных IТ-компании «Эвотор», с которыми ознакомились «Известия». Те же, кто продолжили работать, недосчитались большой части традиционной летней выручки: оборот турагентств за июнь–август снизился в среднем на 43% год к году, а отелей — на треть. Возврат к докризисным показателям будет непростым и во многом зависит от мер поддержки и открытия границ, считают эксперты.

Спасительная Турция

Несмотря на переориентацию на внутренний туризм и меры господдержки, обороты российской индустрии гостеприимства оказались далекими от прошлогодних. Так, по итогам лета 2020 года турагентства недополучили 43% выручки по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, рассказали в «Эвоторе». Средний чек при этом вырос на 9% год к году и составил 21 тыс. рублей.

Впрочем, в конце лета и первой половине сентября, когда начали продаваться путевки в Турцию, ситуация несколько улучшилась. В августе турагентства заработали уже на 11% больше, чем в июле, хотя и на 36% меньше, чем год назад. А в первой половине сентября их оборот отставал от прошлогоднего уже на 22%, сообщили в «Эвоторе».

Турные новости: после пандемии закрылось каждое пятое туристическое агентство
Фото: Global Look Press/XinHua

Для московского турбизнеса начало осени оказалось более удачным. Выручка столичных агентств в первой половине сентября превысила прошлогоднюю на 9%, а средний чек за год вырос на 25% — до 76,4 тыс. рублей. При этом за три летних месяца они недобрали 18% до прошлогоднего оборота, а пятая часть столичных турагентств и вовсе не пережила пандемию.

«Известия» попросили крупнейших туроператоров России подвести экономические итоги сезона-2020. В «Анекс Тур» рассказали, что он был сложным, однако отметили, что после возобновления авиасообщения с Турцией спрос действительно показал хорошую динамику в августе и сентябре. Популярными направлениями стали Сочи и Абхазия, а также экскурсионные туры в Калининград, Санкт-Петербург и Хакасию. Средний чек по итогам сезона составил 60–75 тыс. рублей на двоих.

— Путь возврата к докризисным экономическим показателям будет непростым, в первую очередь из-за закрытых границ с популярными курортами, таких как Доминикана, Тунис, Испания, Греция, Таиланд. Однако мы ожидаем постепенного ослабления ограничений в скором времени, как это уже произошло с Мальдивскими островами и ОАЭ, — сообщили в «Анекс Тур».

В Ростуризме и АТОР не ответили на запрос «Известий».

Столицы без туристов

Продажи российских отелей (включая предоплату) за лето и первую половину сентября оказались ниже аналогичного уровня прошлого года на 35%, сообщили в IТ-компании «Платформа ОФД». А гостиницы из сегмента малого бизнеса потеряли 27%, следует из данных «Эвотора». Средний чек в отелях России тоже упал на 10% и составил 3,4 тыс. рублей. Чаще всего туристы бронировали двухместные номера и брали напрокат инвентарь, отметили в «Платформе ОФД».

Турные новости: после пандемии закрылось каждое пятое туристическое агентство
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

При этом в столицах — самых популярных у путешественников направлениях — поток туристов сократился почти в два раза. Московские гостиницы заработали этим летом на 47% меньше, чем в прошлом году, а петербургские — на 46%, рассказали в «Эвоторе». Для сравнения: краснодарские и карельские отельеры заработали за лето только на 4% меньше, а отели Калининграда недополучили 16% прошлогодней выручки

Впрочем, уже в сентябре спрос на гостиницы в ряде регионов превысил августовский и прошлогодний. Отели Астраханской области выручили в начале осени на 18% больше, чем год назад, Калининградской области — на 8%, а Архангельской области — на 5%. В целом же лидерами по объему трат в отелях стали Краснодарский край, Севастополь и Крым, Санкт-Петербург, Москва и Московская область, а также Татарстан, рассказали в «Платформе ОФД».

При этом онлайн-продажи в гостиницах оправились от пандемического шока довольно быстро. По данным ЮKassa, оборот интернет-бронирований в среднем по России достиг докризисного уровня в июне, а в августе превысил его на треть.

Причины ухода

Падение продаж и среднего чека привело к тому, что по итогам лета в сравнении с маем 2020 года с рынка ушли как минимум 18% турагентств и 14% небольших гостиниц, следует из данных IT-компании «Эвотор».

Эти данные вполне репрезентативны: часть турагентств действительно так и не открылась, а многие гостиницы с мая никого не заселяли, заявил вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников. Однако делать окончательные выводы, сколько представителей отрасли перестали работать, лучше в конце года: еще есть надежда, что часть предпринимателей возобновят деятельность.

Турные новости: после пандемии закрылось каждое пятое туристическое агентство
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Туристическая сфера во всем мире сейчас находится в тяжелом положении, однако в России, по мнению Алексея Кожевникова, ситуация усугубляется тем, что бизнес несет серьезные издержки и многие фирмы не в состоянии пережить даже пару месяцев простоя. Изменить это можно было бы путем корректировки налогового законодательства, а также введения дополнительных мер поддержки, полагает эксперт. Он напомнил, что сейчас власти готовят новый нацпроект по туризму, который будет направлен на увеличение потока путешественников и вклада отрасли в валовый национальный продукт.

Среднегодовая загрузка в российских гостиницах редко превышает 80%, то есть на туристическом рынке всегда есть запас свободных площадей, отметил аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Однако падение спроса практически вдвое и непредвиденное сокращение количества объектов размещения на 14% всё равно будет иметь негативное влияние.

— Для потребителя это скорее плохо: меньше выбора, может возникнуть дефицит номеров и, как следствие, ухудшится качество услуг. Но для отрасли в целом уход «лишних» игроков — всё же благо. Те, кто выжил, смогут быстрее восстановить обороты после пандемии, — заявил эксперт.

Он добавил, что сокращение числа агентств в туризме — устоявшийся многолетний тренд и коронавирус лишь ускорил его. Граждане всё чаще предпочитают путешествовать без посредников, поэтому к следующему лету уйти с рынка может еще 20–30% от числа оставшихся агентств, спрогнозировал Валерий Емельянов.