Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Армия
Средства ПВО РФ сбили две дальнобойные ракеты Storm Shadow
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Армия
Российские войска освободили населенный пункт Дальнее в ДНР
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Наука и техника
В России создают уникальный иммуноинженерный препарат от рака
Политика
Путин по телефону обсудил с премьером Ирака ситуацию на Ближнем Востоке
Общество
Синоптик спрогнозировал пятибалльный шторм в Москве 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
КНДР и Россия подписали документ о торговом и техническом сотрудничестве
Авто
Автомобили Exlantix получат систему управления со смартфона
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Пандемия коронавируса стала серьезным испытанием для индустрии гостеприимства: далеко не все игроки рынка успешно пережили закрытие границ и поздний старт туристического сезона. По итогам нынешнего лета в сравнении с маем 2020-го с рынка уже ушли 18% турагентств и 14% небольших гостиниц, следует из данных IТ-компании «Эвотор», с которыми ознакомились «Известия». Те же, кто продолжили работать, недосчитались большой части традиционной летней выручки: оборот турагентств за июнь–август снизился в среднем на 43% год к году, а отелей — на треть. Возврат к докризисным показателям будет непростым и во многом зависит от мер поддержки и открытия границ, считают эксперты.

Спасительная Турция

Несмотря на переориентацию на внутренний туризм и меры господдержки, обороты российской индустрии гостеприимства оказались далекими от прошлогодних. Так, по итогам лета 2020 года турагентства недополучили 43% выручки по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, рассказали в «Эвоторе». Средний чек при этом вырос на 9% год к году и составил 21 тыс. рублей.

Впрочем, в конце лета и первой половине сентября, когда начали продаваться путевки в Турцию, ситуация несколько улучшилась. В августе турагентства заработали уже на 11% больше, чем в июле, хотя и на 36% меньше, чем год назад. А в первой половине сентября их оборот отставал от прошлогоднего уже на 22%, сообщили в «Эвоторе».

Турные новости: после пандемии закрылось каждое пятое туристическое агентство
Фото: Global Look Press/XinHua

Для московского турбизнеса начало осени оказалось более удачным. Выручка столичных агентств в первой половине сентября превысила прошлогоднюю на 9%, а средний чек за год вырос на 25% — до 76,4 тыс. рублей. При этом за три летних месяца они недобрали 18% до прошлогоднего оборота, а пятая часть столичных турагентств и вовсе не пережила пандемию.

«Известия» попросили крупнейших туроператоров России подвести экономические итоги сезона-2020. В «Анекс Тур» рассказали, что он был сложным, однако отметили, что после возобновления авиасообщения с Турцией спрос действительно показал хорошую динамику в августе и сентябре. Популярными направлениями стали Сочи и Абхазия, а также экскурсионные туры в Калининград, Санкт-Петербург и Хакасию. Средний чек по итогам сезона составил 60–75 тыс. рублей на двоих.

— Путь возврата к докризисным экономическим показателям будет непростым, в первую очередь из-за закрытых границ с популярными курортами, таких как Доминикана, Тунис, Испания, Греция, Таиланд. Однако мы ожидаем постепенного ослабления ограничений в скором времени, как это уже произошло с Мальдивскими островами и ОАЭ, — сообщили в «Анекс Тур».

В Ростуризме и АТОР не ответили на запрос «Известий».

Столицы без туристов

Продажи российских отелей (включая предоплату) за лето и первую половину сентября оказались ниже аналогичного уровня прошлого года на 35%, сообщили в IТ-компании «Платформа ОФД». А гостиницы из сегмента малого бизнеса потеряли 27%, следует из данных «Эвотора». Средний чек в отелях России тоже упал на 10% и составил 3,4 тыс. рублей. Чаще всего туристы бронировали двухместные номера и брали напрокат инвентарь, отметили в «Платформе ОФД».

Турные новости: после пандемии закрылось каждое пятое туристическое агентство
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

При этом в столицах — самых популярных у путешественников направлениях — поток туристов сократился почти в два раза. Московские гостиницы заработали этим летом на 47% меньше, чем в прошлом году, а петербургские — на 46%, рассказали в «Эвоторе». Для сравнения: краснодарские и карельские отельеры заработали за лето только на 4% меньше, а отели Калининграда недополучили 16% прошлогодней выручки

Впрочем, уже в сентябре спрос на гостиницы в ряде регионов превысил августовский и прошлогодний. Отели Астраханской области выручили в начале осени на 18% больше, чем год назад, Калининградской области — на 8%, а Архангельской области — на 5%. В целом же лидерами по объему трат в отелях стали Краснодарский край, Севастополь и Крым, Санкт-Петербург, Москва и Московская область, а также Татарстан, рассказали в «Платформе ОФД».

При этом онлайн-продажи в гостиницах оправились от пандемического шока довольно быстро. По данным ЮKassa, оборот интернет-бронирований в среднем по России достиг докризисного уровня в июне, а в августе превысил его на треть.

Причины ухода

Падение продаж и среднего чека привело к тому, что по итогам лета в сравнении с маем 2020 года с рынка ушли как минимум 18% турагентств и 14% небольших гостиниц, следует из данных IT-компании «Эвотор».

Эти данные вполне репрезентативны: часть турагентств действительно так и не открылась, а многие гостиницы с мая никого не заселяли, заявил вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников. Однако делать окончательные выводы, сколько представителей отрасли перестали работать, лучше в конце года: еще есть надежда, что часть предпринимателей возобновят деятельность.

Турные новости: после пандемии закрылось каждое пятое туристическое агентство
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Туристическая сфера во всем мире сейчас находится в тяжелом положении, однако в России, по мнению Алексея Кожевникова, ситуация усугубляется тем, что бизнес несет серьезные издержки и многие фирмы не в состоянии пережить даже пару месяцев простоя. Изменить это можно было бы путем корректировки налогового законодательства, а также введения дополнительных мер поддержки, полагает эксперт. Он напомнил, что сейчас власти готовят новый нацпроект по туризму, который будет направлен на увеличение потока путешественников и вклада отрасли в валовый национальный продукт.

Среднегодовая загрузка в российских гостиницах редко превышает 80%, то есть на туристическом рынке всегда есть запас свободных площадей, отметил аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Однако падение спроса практически вдвое и непредвиденное сокращение количества объектов размещения на 14% всё равно будет иметь негативное влияние.

— Для потребителя это скорее плохо: меньше выбора, может возникнуть дефицит номеров и, как следствие, ухудшится качество услуг. Но для отрасли в целом уход «лишних» игроков — всё же благо. Те, кто выжил, смогут быстрее восстановить обороты после пандемии, — заявил эксперт.

Он добавил, что сокращение числа агентств в туризме — устоявшийся многолетний тренд и коронавирус лишь ускорил его. Граждане всё чаще предпочитают путешествовать без посредников, поэтому к следующему лету уйти с рынка может еще 20–30% от числа оставшихся агентств, спрогнозировал Валерий Емельянов.

Читайте также
Прямой эфир