Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Херсонской области сообщили об ускорении течения Днепра в 10 раз
Мир
Посол РФ заявил о дезинформации в СМИ США по ситуации на Каховской ГЭС
Общество
Глава «Росатома» опроверг влияние подрыва Каховской ГЭС на безопасность ЗАЭС
Армия
В Минобороны заявили о полном контроле ВС РФ над селом Берховка
Мир
Экс-президент Молдавии призвал власти республики не рвать отношения с Россией
Общество
ОАК сообщила о подготовке опытного образца Ил-96-400М к первому полету
Происшествия
Мужчина пострадал в результате наезда грузовика на юге Москвы
Мир
Россиянин получил ранения в результате нападения в Таиланде
Экономика
Фонды вернули в бюджет 122 млрд неиспользованных средств
Спорт
«Барселона» сообщила о предложении контракта Лионелю Месси
Спорт
Игроку «Фиорентины» разбили голову стаканом в финале Лиги конференций
Общество
Жители новых регионов оформили 76,5 тыс. сертификатов на маткапитал
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Израиль 18 сентября отмечает еврейский Новый год, но праздник будет грустным — с этого дня вся страна повторно отправляется на карантин. Новый локдаун был объявлен также в австралийском штате Виктория и столице Индонезии Джакарте. В то же время в других странах, где ежедневно COVID-19 заражаются тысячи, а то и десятки тысяч человек, решили, что не могут позволить себе остановить экономику снова, и предпочитают учиться жить с вирусом. Во многом такие разные подходы к повторным ограничениям объясняются тем, что карантин первой волны дал много побочных эффектов, и власти по-прежнему толком не знают, как грамотно сбалансировать интересы экономики и здоровья населения. И поэтому зачастую действуют экспериментально — методом проб и ошибок.

Дома лучше

К началу недели количество случаев заражения коронавирусом в австралийском штате Виктория (столица — Мельбурн) достигло почти 20 тыс., а число смертей — 729. И власти штата сочли, что ситуация не оставляет им другого выбора, кроме как вновь посадить жителей на карантин и ввести комендантский час. Он продлится до 26 октября, но и тогда будет снят, только если заболеваемость снизится до пяти случаев в день.

Схожая мера введена с 15 сентября и в Джакарте — столице Индонезии, страны, ставшей лидером по количеству смертей от COVID-19 во всей Юго-Восточной Азии (сейчас число погибших по стране превышает 8,9 тыс. человек). В отличие от первого апрельского локдауна, второй стал более либеральным: власти не стали закрывать предприятия, но при условии, что только четверть сотрудников будет ходить в офисы.

Дезинфекция улиц в Джакарте

Дезинфекция улиц в Джакарте

Фото: Global Look Press/Edy Susanto/Keystone Press Agency

Апрельская блокировка не увенчалась успехом из-за многих факторов: отсутствия четкой информации о риске, плохой координации между Джакартой, центральным правительством и частным сектором, долгого сопротивления общества маскам и дистанции и веры в теории заговора относительно COVID-19. Да и потенциал тестирования был слабым, — рассказал «Известиям» эпидемиолог из Университета Гаджа Мада в Джокьякарте Байю Сатрия Виратама.

При этом собеседник «Известий» не очень верит в успех нынешнего локдауна, заметив, что власти так и не сделали правильных выводов из недавнего опыта. Впрочем, не сделали их и некоторые местные жители, по-прежнему упорно отказывающиеся ходить в масках. На днях, к слову, власти попытались урезонить часть отказников, отрядив их рыть могилы для умерших от коронавируса сограждан.

Какие уроки из первого карантина извлек Израиль, неизвестно, но и эта страна, где на 9 млн населения насчитывается свыше 164 тыс. зараженных и более 1,1 тыс. смертей, решила: побороть вторую волну коронавируса можно только при помощи повторного локдауна. Впереди израильтян ожидают совсем не те каникулы, к которым они привыкли, признал в минувшие выходные премьер страны Биньямин Нетаньяху, объявляя о старте трехнедельного карантина с 18 сентября.

Обратная сторона

Недавно журнал Nature опубликовал исследование, в ходе которого был изучен опыт карантинных ограничений в Китае, Южной Корее, Италии, Иране, Франции и США и сделан такой вывод: если бы людей не посадили по домам и не ограничили поездки, к началу апреля на всех шести континентах было бы на 530 млн инфицированных больше.

С другой стороны, спасая жизни, локдауны наносили удары по экономике и финансовому благополучию граждан. Еще в июле ЮНИСЕФ предупредил: хотя оценивать их воздействие еще рано, ограничения могут сделать актуальной проблему голода для еще 132 млн человек во всем мире.

Мужчина в медицинской маске в одном из торговых центров Пекина

Мужчина в медицинской маске в одном из торговых центров Пекина

Фото: Global Look Press/Wiktor Dabkowski/ZUMAPRESS

А тот факт, что все силы властей в большинстве стран мира были брошены на спасение ковидных больных, привел к недосмотру за другими болезнями. Например, британское правительство подсчитало, что жесткая изоляция в стране с марта по май косвенно стала причиной 16 тыс. смертей, не связанных с вирусом, — из-за недополученной медицинской помощи. А приостановка скрининга раковых больных и диагностических осмотров в этот период грозит привести дополнительно к 3,6 тыс. смертей от онкозаболеваний в течение следующих пяти лет.

Исследователи из Denver Health в американском штате Колорадо между тем выявили, что в марте, после того как власти ввели режим самоизоляции, в два с лишним раза выросло количество сердечных приступов и в первые две недели карантина общее число погибших сердечников превысило статистику по летальным исходам от COVID-19.

Пошли от противного

Южная Корея с самого начала пандемии полагалась на массовое тестирование и сложные системы отслеживания контактов и цифрового наблюдения, что позволило стране избежать излишне суровых ограничений в повседневной жизни. А заодно «уронить» ВВП во II квартале этого года всего на 3,3%.

— Даже в ходе недавнего повторного ужесточения правил социального дистанцирования никаких перебоев с уходом за обычными пациентами не было. Хотя в Корее относительно немного избыточных смертей (то есть не от коронавируса) не потому, что ограничения были мягкими, а потому что запрос на лечение от COVID-19 не был чрезмерным, — рассказал «Известиям» профессор эпидемиологии Сеульского национального университета Чо Сон Иль.

Но длительные ограничения всё же привели к банкротству многих магазинов, добавил он.

За всё время Южная Корея зафиксировала чуть более 22,5 тыс. заболевших и 367 смертей. Скромный по общемировым меркам показатель позволил Сеулу объявить с этой недели о смягчении правил, однако пока в двухнедельном экспериментальном режиме.

А вот власти многих других стран, где статистика по коронавирусу куда печальнее южнокорейской, уже, похоже, устали от экспериментов, признав итог первых ограничений не особо удачным.

Закрытый парк в Сеуле

Закрытый парк в Сеуле

Фото: Global Look Press/Edy Susanto/Keystone Press Agency

— Мы не можем позволить себе остановить жизнь в стране, потому что изоляция имеет много вредных побочных эффектов. Не бывает так, что риски в обществе сводятся к нулю, — заявил недавно президент Франции Эммануэль Макрон.

В минувшую субботу во Франции было зафиксировано свыше 10 тыс. новых зараженных. С другой стороны, во II квартале ВВП Пятой республики упал почти на 14%. Это, очевидно, и стало главным мотивом в решении «научиться жить с вирусом», не впадая в крайности. Идти путем непротивления вирусу отныне намерены и власти большинства других европейских стран, выразившие твердую решимость избежать повторных повсеместных карантинов.

Как и Европа, Индия также пережила строжайший локдаун, но он лишь обрушил экономику, не притормозив кривую заболеваемости.

Виноваты ли в этом огромное население и его плотность? Нет, огромное население тут ни при чем, иначе бы Китай никогда не оправился. Это потому, что запрет был наложен в спешке, чтобы доказать: государство предпринимает какие-то действия, — считает эксперт Центра социальной медицины и общественного здоровья Университета Джавахарлала Неру Сангхмитра Шил Ачарья.

В последние дни в Индии число заболевших ежедневно увеличивалось сразу на 90 тыс. человек и к 16 сентября перевалило за 5 млн инфицированных. Но страшнее властям показалась другая цифра — 24%, на которые упал ВВП страны за первые полгода, и снижение количества оплачиваемых рабочих мест с 86 млн в конце 2019-го до 67,2 млн к июню этого года. И сейчас страна сделала ставку на оживление экономики. Уже к концу августа 90% из 63 млн малых предприятий страны возобновили свою деятельность, а на будущей неделе в Индии должны вновь открыться школы и знаменитый Тадж-Махал.

Во многом выбор между здоровьем и экономической динамикой — ложный, поскольку он не основан на каких-либо точных научных исследованиях, признал директор Института национального и глобального права здравоохранения при Джорджтаунском университете в Вашингтоне Лоуренс Гостин. В такой ситуации, по его словам, властям приходится действовать почти вслепую, импровизируя и экспериментируя. Но чей эксперимент в итоге окажется успешнее — сторонников долгоиграющего закрытия стран или проводников линии «жизни с вирусом», — станет ясно не так скоро. Как заметил эпидемиолог Йохан Гизеке, консультирующий ВОЗ и правительство Швеции, должным образом оценить стратегии различных государств можно будет в лучшем случае через год, а в худшем — через пять.

Прямой эфир