Корона на вырост: число новых случаев COVID-19 с начала сентября увеличилось на 16%
С начала учебного года в ряде регионов России идет подъем заболеваемости COVID-19. Если 1 сентября в стране было зафиксировано 4 729 новых зараженных, то 11-го числа — уже на 16% больше — 5 504 случая. Впервые в этом месяце показатель суточного прироста преодолел порог в 5,5 тыс. человек. Специалисты считают, что свою роль здесь сыграли возобновление авиасообщения и начало учебного года. При этом взрывного роста вирусологи пока не ожидают — от этого спасает частично сформировавшийся иммунитет населения. Но именно сейчас очень важный период — мы подошли к решающему повороту в течении пандемии. Случится ли вторая волна, будет зависеть от соблюдения россиянами мер безопасности, объемов тестирования и локальных ограничительных мер.
Стабильный рост
На утро 11 сентября оперштаб по борьбе с коронавирусом зафиксировал 5 504 новых зараженных коронавирусной инфекцией. Весь сентябрь в стране наблюдается стабильный подъем заболеваемости. Так, на утро 10 сентября было отмечено 5 363 случая за сутки. Для сравнения, 1 сентября заболевших в России было зафиксировано 4 729 новых заболевших.
При этом, согласно последней суточной статистике, случаи заражения впервые в сентябре были выявлены во всех регионах страны. Накануне (на утро 10-го числа) в список попали 84 субъекта (за исключением Ненецкого АО). 9 сентября оперштаб не публиковал данные, а 8-го в перечне было 83 региона (в нем не оказалось Ненецкого и Чукотского АО).
— Определенный прирост числа заболевших наблюдается из-за совпадения нескольких факторов риска. С 1 сентября началась учеба в школах и вузах. Люди стали массово выходить на работу, повысилась нагрузка на транспорт, — рассказал вирусолог, директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний им. Е.И. Марциновского Сеченовского университета Александр Лукашев.
Вирус северный
Рост заболеваемости особенно заметен в нескольких регионах. Например, в Саратовской области 1 сентября было 93 новых зараженных, а сейчас — 101. В Нижегородской области показатель увеличился со 132 человек до 161-го. Также прирост отчетливо просматривается в Северной столице. В Санкт-Петербурге рост идет последнюю неделю: в воскресенье, 6 сентября, там сообщалось о 192 случаях, а в пятницу, 11 сентября — уже о 216 заболевших. Из Северной столицы приходят сообщения и о локальных вспышках заболевания. Так, 9 сентября стало известно, что Мариинская больница приостановила плановый прием из-за случаев коронавируса у пациентов.
— В некоторых регионах, например, в Санкт-Петербурге и Удмуртии, различные индикаторы указывают на реальное ухудшение ситуации. Например, статистика поисковых запросов по ключевым словам: «сделать КТ», «пропало обоняние», «повышенная температура», «признаки COVID-19», — пояснил директор по исследованиям агентства Data Insight Борис Овчинников. — Конечно, с возвращением людей в офисы, на учебу и вообще в города риск новых вспышек возрастает. И особенно беспокоят регионы, где этот сезонный рост рисков совпал по времени с уже начавшимся подъемом заболеваемости.
По мнению Бориса Овчинникова, риски большой вспышки в Петербурге выше, чем в Москве, где подъем начался раньше, но и затормозился еще до начала учебного года.
— Происходящее весьма закономерно, — отметил старший научный сотрудник Молодежного НИИ СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Артур Каримов. — Связан этот рост с отменой ограничений, безалаберностью населения, началом учебного года, уменьшением количества ультрафиолета, губительного для вируса. Мы полагаем, что от взрывного роста спасает частично сформировавшийся иммунитет населения.
Еще не взрыв
У экспертов пока нет ответа на вопрос, говорит ли рост заболеваемости о начале второй волны коронавируса. Каких-то официальных критериев ее быть не может, поскольку с COVID-19 все столкнулись впервые, отметил Александр Лукашев.
— Цифр, по которым можно сделать вывод о распространении второй волны заболевания, в принципе не существует. Пока скорость прироста не удвоилась, ситуацию можно считать управляемой. При этом пандемия не закончилась, расслабляться рано, — объяснил Александр Лукашев.
По его словам, главный вопрос сейчас — каким будет этот подъем: контролируемым, когда не переполнены больницы и есть возможность продолжать обычную ежедневную активность, или неконтролируемым, при котором возникнет необходимость в противоэпидемических мероприятиях.
— На мой взгляд, ситуация сейчас не столь напряжённая, как весной. И взрывной рост заболеваемости, как в апреле, менее вероятен. При этом у нас остается много людей из групп риска, и сейчас один из решающих поворотов пандемии. От того, насколько мы сможем соблюдать противоэпидемические мероприятия, такие как использование индивидуальных средств защиты, зависит дальнейшее распространение вируса и необходимость дополнительных ограничений, — добавил Александр Лукашев.
Стали чаще ездить
Одна из причин, оказывающих влияние на показатель суточного прироста заболевших коронавирусом, — восстановление авиасообщения с некоторыми странами, считает доцент кафедры инфекционных болезней у детей ПФ РНИМУ имени Пирогова Иван Коновалов.
Кроме того, люди стали активнее ездить внутри России. Пенсионеры расслабились и начали вести более активную жизнь, собираться в коллективы.
— В дальнейшем свое влияние может оказать начало эпидемического сезона по острым респираторным инфекциям и гриппу. В стационарах человек с коронавирусом может заболеть гриппом или наоборот, — рассказал Иван Коновалов.
По его словам, сезон респираторных заболеваний каждый год наступает в разное время. Влияющих на это факторов много. Сроки и степень серьезности эпидсезона зависят от того, насколько эффективно будет проведена кампания по вакцинации от гриппа, а также от того, какие штаммы вирусов будут преобладать. Порой сезон достигает пика не осенью, а зимой или даже весной.
Чаще всего коронавирусом нового типа люди заражаются внутри семьи и в медучреждениях, поэтому открытие общественных мест летом существенно не повлияло на прирост числа заболевших, подчеркнул Иван Коновалов.
— Важно не снижать, а наращивать объемы тестирования. Если своевременно будет удаваться разграничить больных (даже с бессимптомным течением заболевания) и здоровых людей, жесткие ограничительные меры не понадобятся, — заключил Иван Коновалов.
Инфекционист напомнил о примерах Южной Кореи или Японии, которые показали, что своевременное выявление больных, контактных лиц и их изоляция позволяют обойтись без крайних мер. По его мнению, в России сейчас также освоен этот опыт. Например, на карантин в случае выявления заболевшего, отправляют класс, а не всю школу.