Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Камбэк кэшбэка: путешествия по России станут еще доступнее
2020-09-11 12:48:06">
2020-09-11 12:48:06
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На этой неделе стало известно о возвращении программы кэшбэка на туристические услуги по России. В индустрии эту новость восприняли с энтузиазмом — у акции, которая смогла всего за неделю (впервые прошла с 21 по 28 августа) заметно стимулировать спрос на отдых внутри страны, появился шанс полностью реализовать свой потенциал. Подробнее о том, с какими изменениями возвращается программа и что это даст рынку, — читайте в материале «Известий».

Продолжение следует

Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным 9 сентября предложил продлить до конца года действие программы кэшбэка за туры по России. Чернышенко отметил, что программу необходимо доработать с учетом предложений граждан и турбизнеса. Владимир Путин, в свою очередь, одобрил предложения зампреда правительства.

турагенство
Фото: ТАСС/Михаил Терещенко

После совещания у президента руководитель Ростуризма Зарина Догузова заявила, что вскоре будут скорректированы условия программы. Так, окно продаж будет значительно дольше, минимальное количество ночей в туре сократится до двух, это позволит включить в программу короткие поездки на выходные. Соответственно будет снижена и минимальная стоимость тура или проживания, необходимая для возврата средств. Готовится также целый ряд технологических доработок для удобства туристов и турбизнеса. В ведомстве уточнили, что даты старта второго этапа программы и итоговые корректировки будут обозначены в ближайшее время.

Сопутствует успех

«Решение президента России о продолжении программы туристического кэшбэка, безусловно, обрадовало весь туррынок. За неделю действия акции мы уже смогли убедиться в ее эффективности. Да, получить от программы значимых результатов не удалось: было использовано менее 2% от выделенных под программу 15 млрд рублей. Но это был первый в истории российского туризма опыт субсидирования непосредственно туристов, и он оказался более чем удачным. С учетом внесенных корректировок мы улучшим показатели», — говорит вице-президент РСТ Юрий Барзыкин.

Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин», согласен с коллегой: программа еще проявит себя, ведь ее потенциал огромен.

Эксперт рассказывает, что критики не устают кидать упреки в адрес Дмитрия Чернышенко, который на старте программы полагал, что ей воспользуются порядка 3 млн человек. На деле цифры оказались скромнее — порядка 50 тыс. туристов. «Я скажу так: не ошибается тот, кто ничего не делает. Это был пилотный проект, и говорить о том, что он не удался, по меньшей мере некорректно. Более того, нет ни одной рекламной кампании, которая смогла бы гарантировать стопроцентный успех. Ясно одно, программа кэшбэка — это не просто маркетинговый эксперимент, это гениальный эксперимент. И лично мы уже ощутили его плодотворное влияние», — говорит Ромашкин. Доход с туров, проданных по программе кэшбэка, в компании «Дельфин» составил 2 млн рублей. «За неделю мы получили столько, сколько не получали по господдержке с начала года», — рассказал Ромашкин.

аэропорт
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Эксперт уверен, что продление акции принесет еще большие доходы, и приводит пример Японии. Там подобную акцию запустили в середине лета. За месяц программой воспользовались 2 млн туристов.

Зафиксировал хорошие объемы продаж туров в своей компании во время действия акции кэшбэка и Илья Уманский, генеральный директор национального туроператора АЛЕАН, руководитель комитета по внутреннему туризму РСТ. По словам эксперта, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос на туры по России увеличился на 73%.

Акция помогла отрасли перезапуститься в самые короткие сроки: люди довольно быстро приняли решение о поездке, купили туры и уже вернули кэшбэк. Также программа, по словам Уманского, позволила осознать ценность и ресурсы операторов внутреннего туризма, которые предложили массу готовых и интересных программ на любой вкус и кошелек.

«Помимо очевидных бонусов (роста интереса и числа покупок), мы зафиксировали перераспределение спроса. Традиционно в топе предпочтений туристов были пляжные курорты Черного моря летом и санатории Кавминвод и Подмосковья — в бархатный сезон. Сейчас же туристы готовы рассматривать и немассовые направления, открывать для себя новые форматы отдыха — активный, гастрономический, экскурсионный. Но надо понимать, что покупка туров по кэшбэку — это не замена основного отпуска, а возможность съездить в другой регион и существенно при этом сэкономить. Мы увидели повышенный интерес к Алтаю, Калининградской области, Башкирии, санаториям средней полосы России. В некоторые из этих мест раньше ездили только жители домашних или соседних регионов», — рассказал Уманский.

Скульптура Ленина в городе Зеленоградске Калининградской области

Памятник Ленину в городе Зеленоградске Калининградской области

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Называет действенной программу кэшбэка и Андрей Ермак, министр по культуре и туризму Калининградской области: «одна из лучших мер поддержки, которая когда-либо существовала за всю историю туротрасли».

Президент ассоциации «Санатории Татарстана» Евгений Терентьев, в свою очередь, отметил, что программа кэшбэка, помимо стимуляции спроса, помогла выявить и ряд проблем, на которые раньше в регионах не обращали внимание. «Несмотря на волну критики в адрес программы, считаю ее весьма успешной. За восемь дней действия акции удалось выявить множество проблем у всех участников туристского рынка, которые копились годами. Не все их замечали или не обращали внимание. Это логистика, реклама, маркетинг, отсутствие современных IT-решений, неподготовленность персонала и просто неверие в то, что государство действительно пойдет на такой беспрецедентный шаг по поддержке отечественного турбизнеса», — заявил Терентьев.

Другое дело

Продление программы кэшбэка с внесением в нее корректировок станет реальной поддержкой туротрасли, практически единодушно считают наблюдатели. «Мы, как и многие российские регионы, поддерживали и будем поддерживать эту беспрецедентную практику. Мы готовы вкладываться в продвижение своих программ на региональном уровне, проводить рекламную кампанию. Мы приложим со своей стороны максимум усилий, только бы программа работала и была доступна для более широкого круга потребителей», — заявила Мария Трофимова, директор Агентства туризма и продвижения Тюменской области.

Озвученные Зариной Догузовой новые условия программы кэшбэка эксперты называют действенными и не сомневаются, что в случае их окончательного принятия объемы продаж по акции многократно увеличатся.

санаторий
Фото: ТАСС/Дмитрий Феоктистов

«Комитет по внутреннему туризму РСТ сформировал ряд предложений, которые могли бы сделать эту акцию гораздо эффективнее. Например, расширить временной интервал акции до 15–20 дней. В туризме другое потребительское поведение — людям сложно принимать решение в такие сжатые сроки. Также акцию было бы хорошо масштабировать на отдельные виды туризма, которые требуют особого внимания и поддержки: детский туризм, санаторно-курортное лечение. Кроме того, проект можно было бы развить и в направлении раннего бронирования, когда туристы смогли бы получить дополнительные скидки, а также включить новогодние даты», — рассказал Илья Уманский.

Уменьшение минимального количества дней в туре и распространение акции на популярный сегмент сити-брейков и туров выходного дня было одним из ключевых предложений всех участников рынка. «В этом случае под акцию подпадут туры выходного дня, которые пользуются огромным спросом в межсезонье и популярны у жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Короткая поездка обходится значительно дешевле, тем более с кэшбэком, а значит, туристы смогут выехать куда-то несколько раз за год и тем самым лучше узнать свою страну», — говорит Уманский.

Андрей Ермак не сомневается: сокращение минимального количества ночей для получения кэшбэка, позволит заметно увеличить турпоток в регион в межсезонье. «Калининград — один из лидеров среди регионов, идеально подходящих для путешествия в формате «мини». Для нас это серьезная мера поддержки».

Кирилл Соколов, директор Лиги туроператоров Санкт-Петербурга, напоминает, что один экскурсионный день стоит в среднем 3–5 тыс. рублей. Соответственно, уменьшая минимальное количество ночей, нужно корректировать и нижнюю границу стоимости тура, необходимой для возврата средств, — с 25 тыс. до 10–15 тыс. рублей.

туризм
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Соколов также отметил, что нужно разрешить покупать туры на весну следующего года. «Есть смысл повторить акцию прямо в сентябре, а затем в декабре с заездами на январь–март. Новый год и Рождество — вторые по популярности после летних месяцев периоды в течение года.

Пиарить и упрощать

Саму акцию, исходя из опыта первого этапа программы, нужно анонсировать заранее. Тогда туристы смогут запланировать отпуск, а участники программы — подготовиться к ней. «В Крыму всего успело зарегистрироваться чуть более 70 объектов при официально работающих в этом сезоне 1092 средствах размещения. Это говорит о том, что большинство просто не успели зарегистрироваться, а многие даже и не знали про эту акцию», — рассказал председатель Профсоюза работников туриндустрии Республики Крым Сергей Клименко.

«Да, согласен, необходимо больше информационного сопровождения этому проекту, должна быть специальная рекламная кампания», — считает Андрей Ермак.

Работу по популяризации, по мнению Кирилла Соколова, необходимо провести и с картой «Мир», организовать ей рекламную кампанию. Помимо этого, нужно упростить ее получение. Например, дать возможность оформления виртуальной карты.

крым
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

«На мой взгляд, необходимо также пересмотреть правило, работающее в первой версии программы: одна поездка — одна карта. Не исключено, что туристы захотят воспользоваться акцией несколько раз, и такие правила их явно не устроят», — говорит Сергей Ромашкин.

Подлежит корректировке, по мнению эксперта, и правило, согласно которому тур, участвующий в программе, обязательно должен включать перевозку (любой вид транспорта).

«На отдых в Подмосковье туристы добираются самостоятельно. А взять, например, Крым. Порядка 65% от общего турпотока на полуостров добираются самостоятельно. Таким образом, это условие сокращает объем потенциальных участников акции в три раза», — говорит Ромашкин.