Собрать в ящик: Минэк планирует пресечь воровство в благотворительности
Минэкономразвития предложило способ сократить мошенничество в благотворительности и разработало обязательные требования к ящикам для сбора пожертвований. Соответствующий проект постановления правительства есть у «Известий». По новым правилам, ящики разрешат устанавливать только на основании договора между собственником помещения и НКО, на них нужно будет указать ИНН и номер счета организации, а извлекать средства сможет только лицо с доверенностью в присутствии свидетелей. Опрошенные «Известиями» фонды неоднозначно оценили новые требования. К тому же в интернет-пространстве — а многие благотворительные организации активно переходят на электронные платежи — мошенники пока чувствуют себя вольготно.
Требования для доверия
В апреле 2020 года Госдума приняла закон, который определил, что ящики для пожертвований могут использовать только некоммерческие организации, чьи учредительные документы предусматривают благотворительную деятельность. При этом они обязаны объявить о цели сбора средств, разместив эту информацию на ящике, а также указать на нем свое наименование, адрес и места размещения боксов.
Конкретные требования к ящикам для сбора пожертвований, порядок их установки и использования должно определить правительство. Минэкономразвития разработало проект постановления, который закрепит эти правила. Согласно документу, ящик можно будет поставить только на основании договора между собственником помещения и НКО. Исключение — когда место, в котором он размещается, находится во владении благотворительной организации.
Кроме того, Минэкономразвития расширило и детализировало требования к самим ящикам. Так, на них должна будет содержаться следующая информация:
— инвентарный номер;
— наименование, почтовый адрес, ИНН и номер счета организации, ведущей сбор;
— наименование программы или иного акта, в соответствии с которым собираются пожертвования;
— адрес официального сайта НКО;
— контактные данные для дополнительной информации.
Ящик необходимо будет опечатать бумажной лентой с печатью организации или опломбировать номерной пломбой. Переносной бокс для пожертвований может перемещаться волонтером или сотрудником организации, имеющим доверенность или договор с НКО. Стационарный же должен быть установлен таким образом, чтобы возможность его транспортировки для посторонних была максимально ограничена. Информацию о ящике с адресом установки НКО должны будут размещать на своих сайтах в течение трех рабочих дней.
Извлекать средства из бокса сможет только человек с доверенностью в присутствии не менее двух свидетелей, после чего необходимо будет составить акт вскрытия в трех экземплярах, говорится в документе.
По словам заместителя министра экономического развития Татьяны Илюшниковой, проект постановления направлен на исключение мошеннических действий при сборе пожертвований и повышение доверия к филантропическим организациям. Новые нормы расширят возможности для благотворительной деятельности, подчеркнула она.
Фонды разделились
«Известия» спросили крупнейшие благотворительные НКО, как они оценивают новые требования к ящикам для сбора пожертвований.
Перечисленные правила очень легко «соблюсти» мошенникам и не вызвать подозрений, полагает руководитель отдела благотворительных программ православной службы «Милосердие» Анна Белавина. Они делают похожие сайты и точно так же могут выкладывать данные о размещении боксов, а сборщики в метро и электричках, например, — носить опечатанные ящики с информацией об организации.
При этом боксы не выступают приоритетным способом сбора пожертвований, говорит Анна Белавина.
— Сегодня мы используем ящики редко, только на нескольких ежегодных мероприятиях. Размещать их в торговых точках, кафе и ресторанах недостаточно эффективно, так как собранные средства не оправдывают объема трудозатрат: опечатывание, договоры, составление актов, инкассация, создание условий безопасности — хлопотный процесс, — поделилась она.
Она добавила, что в последнее время организация стремится переходить к электронным способам сбора средств.
Раньше в России не было требований к ящикам для благотворительных пожертвований на законодательном уровне и каждая НКО работала с ними, как ей удобно, отметила директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова. Действительно, были случаи, когда организации и частные лица использовали такую свободу в обманных целях. Например, злоумышленники неоднократно собирали деньги на улицах, используя бренд «Подари жизнь».
— В существующей версии проект постановления нас полностью устраивает, так как наш фонд всегда придерживался таких требований при работе с ящиками. Мы надеемся, что требования, прописанные в документе, повлияют на уменьшение случаев мошеннических сборов, — заявила Екатерина Шергова.
Несмотря на то что люди всё меньше используют наличные и всё чаще отдают предпочтение электронным платежам, ящики по-прежнему пользуются спросом у благотворителей, особенно на кассах в торговых розничных сетях, в салонах красоты и аптеках, сообщила она. Например, в 2019 году таким способом в фонд «Подари жизнь» было собрано более 14 млн рублей.
Нововведения должны стать еще одним шагом в сторону легитимизации и регламентации благотворительной деятельности, повышения ее прозрачности, согласился исполнительный директор Русфонда Сергей Амбиндер. Однако он напомнил, что существует еще интернет-пространство, где мошенники пока чувствуют себя вольготно.
Излишняя регламентация всегда ограничивает деятельность и вызывает коррупционный эффект, предупредил директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Масштаб мошенничества с помощью ящиков для благотворительности не настолько велик, чтобы регулировать его таким сложным и ресурсозатратным способом, как предлагает Минэк. В результате позитивный эффект от «обеления» сборов будет нивелирован тем, что общие поступления в фонды сильно сократятся, спрогнозировал он.