Плюшки для всех: в России заинтересовались всеобщим базовым доходом
Идея всеобщего базового дохода становится всё более популярной по всему миру. Россия стала очередной страной, высшее руководство которой заинтересовалось этой мерой социальной защиты и стимулирования экономики. Тему предложил обсудить заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев. Чуть раньше с более ограниченной, но всё равно революционной идеей выступил глава комитета по экономике Совета Федерации Андрей Кутепов — он предложил ограничиться базовым доходом только для безработных. «Известия» попытались предположить, каков может быть базовый доход по-русски, исходя из уровня жизни и возможностей бюджета нашей страны.
Споры о безусловном базовом доходе, то есть сумме, которая будет выплачиваться каждому взрослому (в некоторых вариациях — не только) гражданину страны вне зависимости от его возраста, занятости и социального положения, усилились в последнее десятилетие. Вероятными причинами для этого стали резкий рост безработицы после экономического кризиса 2008 года, а также страх перед автоматизацией производства и сферы услуг. Многие экономисты опасались разрастания класса безработных и не нужных обществу людей, а также усиления социального неравенства. Всеобщий базовый доход был важнейшей мерой, которая могла бы купировать эту проблему.
Довольно неожиданно сторонники у идеи нашлись как на левой, так и на правой стороне политического спектра. Если многие социалисты считали, что таким образом будет обеспечен более высокий уровень социального равенства, а недавно скончавшийся антрополог Дэвид Гребер доказывал, что таким образом люди уйдут от трудовой обязаловки (а также покинут миллионы совершенно бессмысленных и ненужных, по его мнению, рабочих мест), то аргументы справа зиждились на том, что простая выплата, требующая минимум администрирования, позволит колоссально сократить бюрократию в социальной сфере. Кроме того, «профессиональные безработные» перестанут получать преимущества перед низкооплачиваемым, но трудолюбивым персоналом. Справедливо, говорили адепты всеобщих выплат, что деньги «за просто так» будут иметь не только ждущие у моря погоды, но и честные труженики.
Пробный шар был запущен в Швейцарии в 2016 году. Инициативная группа вынесла на референдум (перед этим собрав подписи 130 тыс. человек) предложение о выплате базового дохода каждому гражданину Швейцарии в размере 2500 швейцарских франков (для детей — 625 франков на человека). Столь радикальное предложение, несмотря на первоначальный успех, было отвергнуто населением страны: 77% голосов против 23%.
В дальнейшем в нескольких странах были проведены локальные социологические эксперименты. Самым известным из них стал финский. В его рамках выплаты производились исключительно безработным и были довольно скромными в сравнении с швейцарским проектом — €560 в месяц. Эксперимент проводился в течение двух лет до конца 2018 года. Предварительные итоги были таковы: хотя выплаты повысили уровень счастья и удовлетворения жизнью у испытуемых, они не привели к более активному поиску ими работы по сравнению с контрольной группой. В то же время и обратного не случилось: процент сидящих сложа руки в экспериментальной и контрольной группах оказался примерно одним и тем же. Получилось, что предоставление базового дохода вообще никак не повлияло на стремление людей работать.
Схожие эксперименты прошли (или еще продолжаются) в некоторых других странах, причем необязательно относящихся к «первому миру». К примеру, в Кении уже четыре года небольшая сумма (аналог 75 центов в день) выплачивается жителям деревни Магава на западе страны. Предполагается, что программа продлится до 2028 года. Результаты на данный момент скорее положительные, хотя выводы делать рано.
В 2020 году эпидемия коронавируса, обрушившая мировую экономику, подняла вопрос о базовом доходе с небывалой доселе остротой. Существует очень большая вероятность, что многие из рабочих мест, потерянных в ходе текущего кризиса, больше не вернутся. Например, массовый переход на удаленную работу может уничтожить миллионы рабочих мест в крупных городах. Разные государства, включая США, уже провели единовременные выплаты без всяких условий для своих граждан. Если ситуация категорически не изменится в ближайшем будущем, эти перечисления могут превратиться из временного решения в постоянное.
В Германии между тем начался очередной эксперимент, который финансируется не на государственные, а на частные деньги. 120 человек будут получать €1200 в месяц (немного выше черты бедности по немецкой версии) на протяжении двух лет. В ходе опыта планируется прояснить ситуацию с реакцией людей на обладание суммами, позволяющими без проблем выживать без поиска работы.
В России пока до аналогичных экспериментов не дошли, но идея пользуется определенной популярностью как у населения, так и среди политического руководства. По крайней мере председатель «Единой России» Дмитрий Медведев считает, что гарантированный доход может являться одним из способов поддержки социальной стабильности в непростые времена.
Очевидно, что суммы, фигурирующие в Германии или Финляндии, российскому государству не по силам. Базовый доход в финском эксперименте примерно соответствует средней зарплате в России, а в немецком — вдвое ее превосходит. В то же время ВВП на душу в нашей стране в четыре раза уступает немецкому (если считать по текущему валютному курсу). Соответственно, с поправкой на это гипотетический размер выплаты в России мог бы составлять около 25–27 тыс. рублей.
В реальности, однако, доля оплаты труда в разных экономиках разная, как и источники пополнения бюджета и общая доля государственных финансов в ВВП. Реалистичнее здесь будет ориентироваться не на общий объем экономики, а на величину бюджета и прожиточный минимум, который на данный момент превышает 12 тыс. рублей. По словам профессора кафедры труда и социальной политики Любови Храпылиной, этого может оказаться недостаточно.
— Этот показатель и правда отражает лишь некий минимум для удовлетворения реальных потребностей человека. В сложных социально-экономических условиях, которые на сегодня по разным причинам сложились в России, сложно ориентироваться на такой подход. При введении базового дохода как меры социальной поддержки граждан со стороны государства важно четко объяснить гражданам, что именно подразумевается под таким доходом и какую роль он, по прогнозам инициаторов, должен сыграть для самих граждан и для государства.
Но если выплачивать заметно больше этого показателя, то для российского бюджета такая задача может оказаться неподъемной, считает шеф-аналитик «Телетрейд» Петр Пушкарев.
— Ведь даже если выплачивать хотя бы 1,5 МРОТ на человека в месяц, что в 2020 году составило бы 18,2 тыс. рублей, и уж меньше реалистичный прожиточный минимум трудно себе представить, то это 218,4 тыс. рублей в год, и для выплат всему населению страны потребовалось бы ежегодно из бюджета от 20 трлн и более. А это примерно соответствует полностью всей спрогнозированной еще до пандемии доходной части бюджета страны в 20,379 трлн рублей, или 18% от ВВП.
Эксперт отмечает, что меньшая сумма была бы российской казне по силам, но ее эффект оказался бы весьма ограниченным.
— Если выплачивать по 5–6 тыс. рублей каждому, то деньги эти будут всё равно огромные, треть нынешних расходных статей бюджета. При этом мало кто на практике заметит настолько, чтобы это кардинально могло улучшить, изменить жизнь большинства людей. И ради этого пришлось бы, видимо, поднимать существенно налоги для предприятий, что еще замедлило бы активность бизнеса, которая и так едва теплится, либо государству пришлось бы «другой рукой» залезть новыми налогами напрямую в карманы опять же большей части граждан.
Как заметил в интервью «Известиям» управляющий директор по макроэкономическому прогнозированию агентства «Эксперт РА» Антон Табах, под базовым доходом в настоящий момент может пониматься лишь выплата единых пособий по безработице — и вот она вполне реальна даже сейчас.
— Медведев говорил не про базовый доход, а про единообразные пособия, чтобы не высчитывать их по копеечке десяткам разных категорий, а иметь единый стандарт, привязанный к размеру региона. В России уже прошел такой эксперимент с марта по июнь, и бюджет не надорвался. На федеральном уровне минимум установили в 12 тыс. рублей, в Московской области — 15,5 тыс. рублей, в Москве — 20 тыс. Это вполне посильный для нас уровень и соответствует золотому стандарту пособий, который стоит на уровне минималки или какой-то доли от среднего дохода.
Если же говорить о базовом доходе в классическом смысле, то, по мнению Табаха, он должен быть привязан к потребительской корзине, но одновременно должна существовать возможность налогового изъятия лишних сумм у граждан, которым эта помощь не нужна.