Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Задержанный замминистра обороны Иванов днем присутствовал на заседании коллегии
Общество
Шлейф пепла вулкана Шивелуч на Камчатке протянулся на 92 км
Мир
МИД КНДР назвало Зеленского звездой в написанном США сценарии
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации четвертого БПЛА над регионом
Общество
В Москве заметили захваченную в боях с ВСУ трофейную технику
Мир
Минфин США ввел санкции против двух компаний и четырех физлиц из Ирана
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Общество
Глава минздрава Крыма заявил о готовности уйти в отставку в случае нехватки лекарств
Культура
Актер Александр Лойе рассказал о съемках в Перми сериала «Операция «Карпаты»
Армия
Военные ВКС РФ нанесли удар по позициям ВСУ в окрестностях Часова Яра
Общество
Синоптики пообещали москвичам сухую погоду и до +16 градусов в среду
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-СМ2» уничтожили позиции ВСУ на купянском направлении
Общество
Стали известны подробности дела задержанного замглавы Минобороны России
Мир
В США заявили об уязвимости новых поставок оружия ВСУ перед ВС РФ
Общество
Метеорологи назвали сроки потепления в Москве и Санкт-Петербурге
Мир
Постпред Ульянов раскритиковал заявление Столтенберга о соседстве с Россией

«COVID-19 сорвал мои планы до 2022 года»

Певец Михаил Тимошенко — о пандемии, пути с Урала в Париж, театральном закулисье и оперном винегрете
0
Фото: из личного архива Михаила Тимошенко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Эпидемия коронавируса надолго лишила певцов работы. Чтобы выжить, опера ищет новые формы общения с публикой. Движение вперед идет в авангардном русле, но последнее слово старой доброй классики еще не прозвучало. Об этом популярный бас-баритон Михаил Тимошенко рассказал «Известиям» в ожидании возобновления спектаклей в театрах Европы.

— COVID-19 полностью перечеркнул ваш нынешний сезон?

Он сорвал почти все мои планы вплоть до 2022 года. В начале марта Парижской опере пришлось отложить постановку моцартовского «Дон Жуана» и других спектаклей, в которых я был занят. Потом отменили оперы «Сцены Фауста» в Антверпене и «Галантные Индии» в Лондоне, сорвалось мое европейское турне, потерял контракт в Нанте, где должен был петь в «Сезонах» Гайдна. Словом, я оказался одним из тех артистов, потери которых наиболее болезненны. Почти год буду сидеть без работы.

— Тем не менее вы, кажется, не унываете?

— Стремлюсь извлечь пользу из этой ситуации. У меня как бы безработица, но каждый день я загружаю так плотно, что мозги плавятся. Работаю над новым репертуаром — не только оперным, но и концертным — с моим партнером, прекрасной болгарской пианисткой Елицей Десевой. Поступают новые предложения — в частности, исполнить партию Марчелло в «Богеме», выступить в моцартовском «Реквиеме». Парижская опера назвала новую дату премьеры «Дон Жуана» — январь 2022 года. Думаю, опера будет аккумулировать нерастраченную в пандемию энергию. Сам я хочу предложить новую концепцию концерта, с которым выступлю в лондонском зале «Уигмор-холл» в 2022-м.

— Прежде чем пуститься в самостоятельное плавание, вы провели два года в Академии парижской оперы. Чему вас там научили?

Из академии я вынес самый главный урок — как стать артистом, что такое опера. Понял, что это не работа, а образ жизни. И певцом тебя никто не сделает. Ты должен им стать сам.

— В академии вы оказались как бы на положении сына полка?

— Я там был самым молодым. Обо мне, 20-летнем, как в семье, заботились, возились, помогали, учили и всё прощали, несмотря на мою полную некомпетентность во многих делах. Освоил также два языка — французский и английский, без них невозможно сегодня работать ни в одном театре.

— Ваш путь до парижской сцены из уральского села Камейкино, где вы появились на свет, кажется невероятным.

— Нельзя забывать о музыкальном наследии великих певцов, которое передали мне мои первые учителя Татьяна Георгиевна Майорова и Виктор Вадимович Емельянов, а также мой нынешний педагог Михаил Ланской. И, конечно, без помощи моих родителей, сумевших найти деньги, я бы никогда не попал в Европу.

— «Я обычный парень из Камейкино, который каким-то чудом научился петь», — сказали вы однажды. Страдаете от избытка скромности?

Знал массу ребят моложе и талантливее, которые не добивались и половины того, что мне удалось. Может, им не хватило амбиций или везения. Но и нарочито скромничать не собираюсь — я действительно много работал. Опирался на помощь многих людей и не был просто деревенским хлопцем, который с залихватской удалью и гиканьем несся «по Европам».

— Что вас больше всего поразило в парижском оперном закулисье? Там вас наверняка встретили не одни друзья?

— Парижская опера напоминает город в городе, в котором трудятся более 2 тыс. человек. Нигде, разумеется, не обходится без интриг или пикантных историй — такова природа людей. В силу своей наивности и любознательности я смотрел вокруг огромными глазами — всё казалось ново и непонятно. Не скажу, что попал в такое уж райское место, но конкуренция была вполне здоровая.

— Как именитые певцы в Париже относятся к молодой поросли? Помогают? Или видят в них завтрашних соперников?

— По-разному. Есть такие, кто действительно готов помочь. В парижской постановке «Дон Карлоса» мне повезло оказаться на сцене с Ильдаром Абдразаковым — милым, мудрым и умным человеком. С симпатией ко мне отнесся и дирижер Владимир Юровский. Напротив, к другим было не подступиться. Понимаю, что у больших артистов нет времени, чтобы тратить его на молодняк. Во взгляде многих я замечал ироничный прищур: «Подожди, посмотрим вначале, что из тебя получится». Это понятно. Они перевидали множество дарований, из которых лишь считанные единицы добились успеха.

— Общение — и необязательно творческое — важный элемент становления артиста?

Напротив Оперы Бастилии есть небольшое кафе, которое только и кормится нескончаемыми посиделками певцов и музыкантов. Особенно частые гости — слушатели академии, у них кровь кипит, им не терпится всё обсудить и перемыть косточки хотя бы самим себе. Оперная закалка проходит не только в стенах театра, но и на таких тусовках.

— В большинстве западных опер, как и в парижской, нет постоянных трупп. В такой системе больше минусов или плюсов?

— Всё зависит от страны. В Италии, Франции, Испании артистов собирают на каждую постановку. Своих певцов у них нет, есть только оркестр и хор. Плюс в том, что публика имеет возможность слушать разные, не приевшиеся голоса. Минус — меньше спектаклей. В немецких театрах, напротив, система репертуарная, за сезон могут показать полсотни опер. Однажды я пел в театре Дюссельдорфа, где за несколько дней стремительно поставили «Дон Жуана». В такой спешке продукция порой получается чудовищной — винегрет с катавасией. Но всё равно поешь, импровизируешь, адаптируешься, набираешься опыта.

Если тебе нужна стабильность, иди в немецкий театр. Но заработать фрилансером можно гораздо больше. Однако если грянет пандемия, ты надолго останешься без работы и без денег. Я вкусил все прелести этой системы и оказался полнейшим банкротом. Дирекция Парижской оперы в одностороннем порядке, не считаясь с певцами, прервала контракт. Нам полагалась компенсация, но та, которую предложили, была смехотворной. Сейчас идут очень неприятные судебные процессы.

— Каков ваш концертный репертуар с Елицей Десевой?

— Прежде всего это камерная музыка — Шуберт, Пуленк, Форе, Малер. В конце прошлого года на благотворительном концерте в Оренбурге мы исполняли Глинку, Чайковского, Римского-Корсакова, Даргомыжского, Свиридова. Выступали мы и в Москве. Нам хотелось бы чаще выступать в России, но наш музыкальный рынок достаточно закрыт, и у нас к нему нет нужного подхода.

— Почему, на ваш взгляд, Дмитрий Черняков сейчас один из самых востребованных на Западе постановщиков?

— Мы с ним часто пересекались, но пока никогда не работали. Я восхищаюсь тем, с какой страстью он, перфекционист, ставит свои спектакли. У него свои эстетика, концепция, видение сцены. Многое для меня пока остается загадкой. Я очень признателен Чернякову за то, что он ставит русские оперы на Западе. Честно говоря, не могу дождаться, когда попаду в его постановку. Мечтаю петь в русской опере, потому что я — русский певец.

— С кем вам проще найти общий язык — с певцами, постановщиками или дирижерами?

— Обычно всё зависит от личного контакта. От того, как ты себе представляешь замысел режиссера, его посыл, в чем он видит твою задачу. Надо помнить, что все 300 или 500 участников спектакля находятся в одной лодке.

— Кто стоит на капитанском мостике?

— Капитанов два — режиссер и дирижер. Как поет один из персонажей в «Иоланте»: «Два мира — плотский и духовный — / Во всех явленьях бытия / Нами разлучены условно. / Они едины, знаю я». Примерно то же самое можно сказать и об опере. Один мир — постановка, интерпретация, актерское мастерство, а второй — духовное наполнение музыкой. Искусство оперы состоит в том, чтобы соединить их и создать что-то новое.

— Есть еще и композитор, который проложил маршрут для этих капитанов.

— Это вопрос интерпретации. Одни полагают, что всё уже сказано в нотах, ничего больше не нужно искать или изобретать. Другие, напротив, считают, что ноты — лишь попытка обозначить красоту, которая звучит в музыке.

— Какие партии вы хотите исполнить и на каких сценах, чтобы сказать: «Ну вот, я состоялся как певец. Жизнь удалась»?

— Аппетит приходит во время еды. Нет ни таких ролей, ни таких площадок. Раньше считал, что спою Риголетто в Метрополитен-опере, и будет мне честь и халва. Теперь понимаю: спою, ну и что? Потом надо суметь продержаться на заданной высоте. И уже думаешь: хорошо, продержался. Ну и что с того?

Если ты ставишь высокие цели, как Черняков — популяризировать русскую оперу, тоже задашься вопросом: какова моя миссия исполнителя? Великих древнегреческих поэтов называли певцами, потому что они воспевали богов и героев, меняли отношение человека к миру. Я пока в поиске.

Справка «Известий»

Бас-баритон Михаил Тимошенко родился в селе Камейкино Оренбургской области. Учился в музыкальной школе в городе Медногорске в классе Татьяны Майоровой. Продолжил учебу в Веймаре и Париже. В парижской Опере Бастилии дебютировал в «Воцекке» Берга, пел в «Риголетто», «Дон Карлосе», «Бале-маскараде», «Борисе Годунове». Победитель нескольких международных конкурсов.

Прямой эфир