Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
«Пройдя через шлюз, зритель четыре часа может не думать о вирусе»
2020-08-04 14:34:42">
2020-08-04 14:34:42
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В новом сезоне «Ленком» выпустит шесть премьер и вернет на сцену легендарную «Поминальную молитву». Игорь Миркурбанов и Олеся Железняк скоро станут заслуженными артистами, а двое их коллег переболели коронавирусом. Об этом «Известиям» в разгар подготовки труппы к новому сезону рассказал директор театра Марк Варшавер.

— Марк Борисович, ходят слухи, что худруком театра «Ленком» может стать Евгений Герасимов. Правда ли это?

— Вымысел! Кстати, тот человек, который это назначение придумал, написал, что Евгений Владимирович будет не художественным руководителем, а главным режиссером. Но у нас даже должности такой нет.

Евгений Герасимов замечательный актер, он прекрасно работает в Мосгордуме, ему этого не надо. Когда до меня дошли эти слухи, я позвонил Евгению Владимировичу и спросил: «Вы читали, что пишут?» — «Нет. А о чем идет речь?» Я пересказал ему эту горячую новость, Герасимов рассмеялся. Но чтобы не будоражить коллектив, написал письмо с опровержением.

Актер Евгений Герасимов 

Актер Евгений Герасимов

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Но почему тогда официальное опровержение дает не «Ленком», а Столичный цех деятелей культуры и Директорская ложа театров Москвы?

— Потому что есть договоренность с департаментом культуры Москвы, что все назначения в столичных театрах делаются с согласия СЦДК и Директорской ложи.

— То есть эти организации являются консультационными органами департамента?

— Да. Министр культуры Москвы старается не принимать решений по важным вопросам в театре без консультаций. В Директорскую ложу входят руководители всех крупнейших театров страны. Опытные и уважаемые мастера. Неужели они дадут плохой совет?

— В театральной среде еще обсуждают приказ, который появился на доске объявлений в театре. В нем будто бы говорилось, что Дмитрию Певцову и Александре Захаровой нашли замену в спектаклях. Это так?

— Упаси бог! Мне слухи ни к чему. Приказ о вводах только появился. И уже его где-то обсуждают. Странно. До сегодняшнего дня я ни у кого ролей не отнимал. Скорее наоборот. Никто Дмитрия Певцова и Александру Захарову с ролей не снимает. Вторые составы я ввожу во все спектакли «Ленкома». Потому что когда артист не может выйти на сцену и у него нет дублера, то спектакль заменяется и зритель уходит разочарованным. Билеты есть, а спектакля — нет.

Актеры Дмитрий Певцов (Сталин) и Александра Захарова (Виктория)

Актеры Дмитрий Певцов (Сталин) и Александра Захарова (Виктория) в сцене из спектакля «Капкан» режиссера Игоря Фокина в постановке Марка Захарова и Александры Захаровой в Московском государственном театре «Ленком»

Фото: ТАСС/Антон Новодережкин

К тому же артист получил образование, чтобы играть полноценные роли, а не бегать только в массовке. Есть актеры, которые по 10–15 лет не участвуют в подготовке премьеры. У нас будет по-другому.

Вторые составы вводятся еще и для того, чтобы артисты могли сниматься. Я не запрещаю съемки, потому что это обоюдовыгодно. Кино для репертуарного театра — это всегда реклама актеров, которые у нас работают.

— Одним из ваших планов было сохранить все спектакли Марка Захарова. Кроме того, вы решили вернуть в афишу «Поминальную молитву». Зритель её увидит?

«Поминальную молитву» обязательно будем выпускать. Не хочу говорить слово «восстанавливать», поскольку это будет новый спектакль, режиссерский дебют Александра Лазарева на сцене «Ленкома».

«Поминальная молитва» — великий, гениальный спектакль. 30 лет назад его поставил Марк Анатольевич Захаров. В нем играл Евгений Павлович Леонов. Но всё тогда было по-другому, в том числе приемы актерского существования. Сегодня артисты создадут свою версию. Главную роль Тевье-молочника я предложил Сергею Степанченко и Андрею Леонову.

— Андрей Леонов — сын Евгения Павловича. Такой выбор сделан из уважения к памяти отца? Или вы хотели, чтобы он напоминал его на сцене?

— Нет, нет! Наоборот, попросил, чтобы он не повторялся. Мы не можем сделать то же, что было. Потому что нет великого постановщика Марка Захарова, нет гения Евгения Леонова. Когда шел тот спектакль, конная милиция дежурила у театра — такой был ажиотаж.

 Евгений Леонов в роли молочника Тевье

Евгений Леонов в роли молочника Тевье в спектакле «Поминальная молитва»

Фото: ТАСС/Анатолия Морковкина

Сейчас в театре другие артисты, да и времена другие. Но по-прежнему у нас уникальная труппа — 16 народных артистов и 13 заслуженных. Мы подали документы еще на двух коллег. Того и гляди дадут звания Игорю Миркурбанову и Олесе Железняк. Вопрос решится буквально в течение месяца, может, полутора.

— Когда начнется сезон в «Ленкоме»?

2 сентября будет сбор коллектива. Вечером того же дня откроемся последним спектаклем Марка Анатольевича Захарова «Капкан». В нем занята большая часть труппы.

— А какие премьеры планируете на новый сезон?

— Сейчас в работе шесть спектаклей. Первой премьерой сезона станет «Моя прекрасная Галатея» — это постановка Сергея Дьячковского по «Пигмалиону» Бернарда Шоу. Режиссер занял нашу молодежь. Элизу Дулиттл репетируют две актрисы — Татьяна Збруева и Анна Зайкова. Также на сцену выйдут Елена Шанина, Андрей Леонов, Наталья Щукина. На 27 августа уже запланировали прогон.

— О каких еще премьерах можно сейчас рассказать?

Литовский режиссер Дайнюс Казлаускас будет ставить «Тартюф, или Вечный обманщик». Этот спектакль утверждал еще Марк Анатольевич. Тартюфа сыграют Антон Шагин и Дмитрий Гизбрехт. Несколько дней назад утвердили постановку пьесы Виктора Мережко «Двое с большой дороги». История о двух авантюристах, встретившихся при ограблении. Вместе с Андреем Соколовым на сцену выйдет Екатерина Гусева, актриса Театра Моссовета. Замечательный режиссер Владимир Панков будет у нас ставить «Человека из Ламанчи».

Ленком
Фото: ТАСС/Михаил Метцель

Уже готов спектакль Романа Самгина «Под одной крышей» для Татьяны Кравченко и Олеси Железняк. Народный артист Александр Викторович Збруев предложил поставить специально для него «Перед заходом солнца» Герхардта Гауптмана. Молодого режиссера актер нашел сам. Говорит — хороший, он ему верит. Ну а я доверяю вкусу Александра Викторовича. Он почти 60 лет в «Ленкоме». Для него любой каприз возможен. То же самое и с народной артисткой СССР Инной Михайловной Чуриковой. Любую пьесу, которая ей понравится, она сразу же будет репетировать. Это — безусловно.

— Вы боитесь второй волны коронавируса?

— Все боятся, в том числе и я. Но есть уверенность, что Москва серьезно подготовилась к борьбе с этим вирусом. Говорили, что в августе уже появятся прививки. Хочется верить, что мы будем еще лучше защищены. Ну а если главный санитарный врач говорит «носите маски и перчатки», значит, надо носить.

В самом театре — тоже? Какие меры вы приняли, чтобы защитить зрителей и артистов?

— На каждом входе в театр мы установили шлюз, пройдя через который, зритель четыре часа может не беспокоиться о вирусе. Его одежда полностью обработана. В каждой гримерной, в каждом кабинете, в буфете и даже в туалетах разместили свыше 100 специальных дезинфицирующих ламп. Более мощные агрегаты работают в зрительном зале, а во время спектакля их перевозят в фойе.

Мы попросили нанести на билеты предупреждение, что зрителю лучше прийти в театр за час-полтора до начала спектакля, так как процедура входа будет не столь быстрой. Каждому входящему измерят температуру, проверят наличие маски.

Что касается артистов, то когда у нас начались репетиции, мы решили проверить всех на антитела. У двоих их обнаружили, это значит, что они переболели, но даже не заметили этого.

Сотрудница делает уборку в театре «Ленком»

Сотрудница делает уборку в театре «Ленком»

Фото: ТАСС/Михаил Метцель

— Некоторые ваши коллеги прогнозируют, что после карантина зрители неохотно пойдут в театр.

В «Ленкоме» никогда не было проблем со зрителями, люди нам верят, хотя мы трижды переносили дату спектаклей. Из 100% купленных билетов сдано было лишь 35%. Остальные все-таки надеются прийти в театр. На сайте мы пишем, в какой из дней будет показан спектакль, отмененный в то или иное число карантинного периода.

Да, люди пока боятся покупать новые билеты. Но, думаю, как только откроются театры, в них хлынет поток. На что угодно спорю. Был бы Марк Анатольевич, поспорил бы со мной на бутылку пива, как это обычно и случалось…

Справка «Известий»

Марк Варшавер в 1969 году окончил актерский факультет театрального училища в Нижнем Новгороде и музыкальное училище по классу фортепиано.

С 1972-го работал артистом в Московском областном драматическом театре, с 1979-го — в «Ленкоме». В 1986 году окончил ГИТИС по специальности «экономист-театровед» и тогда же стал директором «Ленкома». Заслуженный деятель искусств, обладатель орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней. С 2019 года — директор с расширенными полномочиями театра «Ленком Марка Захарова».