Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ уничтожили более 90 польских наемников в Харьковской области
Армия
Минобороны сообщило о наступлении армии РФ на краснолиманском направлении
Мир
Захарова рассказала о планах США подогревать бои на Украине до конца 2025 года
Экономика
Минфин заявил о готовности вдвое нарастить мощности аффинажных заводов
Армия
Путин назвал героями всех бойцов на передовой
Мир
Ведущий Fox News Такер Карлсон назвал Зеленского опасным диктатором
Туризм
Почти 14 млн туристов посетили Москву с января по сентябрь
Мир
Песков указал на фактическое поощрение Берлином атак Киева по территории РФ
Мир
Захарова назвала заявкой на трибунал признание Меркель о Минских соглашениях
Мир
Силуанов заявил о подготовке Москвой ответных мер на потолок цен на нефть
Мир
В Кремле заявили о существующих рисках терактов в Крыму со стороны Украины
Культура
Netflix выпустил документальный сериал о принце Гарри и Меган Маркл

По справедливости: почему «перекрёстку» в энергетике решили реформировать

Как изменятся тарифы и кто сможет сэкономить на электричестве
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Татьяна Полевая
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Тарифы на передачу электроэнергии для сельхозпроизводителей, предприятий малого и среднего бизнеса могут снизиться на 5% в среднем по стране, а в отдельных регионах — на 15% и более. Это предусматривает реформа системы перекрестного субсидирования, предложенная Минэнерго. Сейчас законопроект проходит финальные процедуры согласования в правительстве. Госдума может рассмотреть его уже в осеннюю сессию. Подробнее — в материале «Известий».

История вопроса

Перекрестное субсидирование в энергетике появилось в 1990-х годах: низкие цены на электричество стали мерой социальной поддержки граждан. С тех пор тарифы выросли, но все равно не дотягивают до экономически обоснованного уровня. Издержки компенсируют другие потребители.

Сначала нагрузка распределялась равномерно. После энергореформы «перекрестка» оказалась заперта в распределительном сетевом комплексе, который обеспечивает электричеством население, социально значимые и муниципальные объекты, значительную часть предприятий. Только крупная промышленность освобождена от участия в перекрестном субсидировании благодаря прямому подключению к магистральным электросетям.

В экономике сложился дисбаланс: одни потребители платят социальный квазиналог, другие избавлены от него. В числе «доноров» оказались 99% всех сельхозпроизводителей, а также малый и средний бизнес, поддержка которого — один из приоритетов государства. Цена вопроса, по данным ФАС России, составляет около 238 млрд рублей в год.

Тарифная дискриминация стимулирует все большее число предприятий задуматься о подключении к магистральным сетям или искать решения в сфере развития малой энергетики. По разным оценкам, на собственную генерацию может приходиться до 23 ГВт при общей мощности российской энергосистемы 246 ГВт.

В итоге растут затраты на содержание сетевой инфраструктуры у остальных потребителей, сокращаются объемы финансирования инвестиционных программ энергокомпаний. Старение распределительных сетей угрожает стать долгосрочной проблемой.

Справедливое распределение

Решение вопроса делится на две составляющие. Первый шаг — устранение дисбаланса. На это нацелены законодательные инициативы Минэнерго.

— Предлагается пропорционально объему потребления электроэнергии распределить объем перекрестного субсидирования населения между всеми потребителями сетевого комплекса — распределительного и магистрального, проще говоря — распределить перекрестное субсидирование равномерно и справедливо, — пояснил замминистра Юрий Маневич на энергетическом форуме, прошедшем в конце июля в рамках Недель российского бизнеса РСПП.

По расчетам, максимальная нагрузка, приходящаяся на крупный бизнес, составит 39 млрд рублей в год, или около 17% от общего объема перекрестного субсидирования. Но даже в этом случае тарифы для крупной промышленности будут примерно на 10% ниже, чем для потребителей распределительных сетей на высоком напряжении.

Если закон примут, то единые (котловые) тарифы в распределительном комплексе снизятся в среднем на 5%. По отдельным регионам эффект будет сильнее: более 15% в Белгородской и Волгоградской областях, более 10% в Кузбассе и Челябинской области. Разница зависит от объема субсидирования в каждом конкретном субъекте и от числа крупных предприятий, подключенных напрямую к магистральным сетям.

Адресная помощь

Это не значит, что конечные цены на электроэнергию резко изменятся. Они складываются из многих составляющих. Ключевую роль играет генерация: в среднем по России ее «вклад» оценивается более чем в 51%. Такие данные были озвучены на «круглом столе» профильного комитета Госдумы.

Но предложенные меры могут быть ощутимы. Минэкономразвития посчитало, что равномерное распределение нагрузки позволит увеличить финансовый результат малых и средних предпринимателей на 1% в целом по стране, бюджетные организации сэкономят более 1,3 млрд рублей. При этом финансовый результат крупного бизнеса, подключенного напрямую к магистральным сетям, снизится не более чем на 0,3%.

Второй шаг — постепенное уменьшение объема перекрестного субсидирования и адресная помощь льготным категориям населения по аналогии с системой, принятой при оплате услуг ЖКХ. Сейчас благодаря «перекрестке» максимальную поддержку получают богатые домохозяйства с высоким уровнем энергопотребления.

Такой сценарий рассматривается, но правительство и Госдума сходятся во мнении, что это не одномоментный процесс.

— Нужны системный и комплексный подход, а также механизмы ступенчатых тарифов в зависимости от объема потребления по точкам доступа, — отметил глава думского комитета по энергетике Павел Завальный.

Имеются в виду тарифные планы вроде тех, что есть у операторов сотовой связи. Например, в Крыму с советских времен действует система, когда тариф ступенчато зависит от объема потребления. Такой опыт есть и за рубежом.

Само по себе перекрестное субсидирование — это не отечественное изобретение. Этот инструмент используется во многих странах. Эксперты KPMG провели исследование и посчитали, что объемы «перекрестки» в Великобритании, Франции и США превышают российский уровень в 23 раза, в Германии — в 5 раз. Но в роли «донора» нередко выступает население, субсидируя развитие «зеленой» энергетики или компаний-экспортеров.

Читайте также
Реклама
Прямой эфир