Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Мир
В США впервые в 2024 году обанкротился банк
Армия
Российские военные захватили американскую машину разминирования в зоне СВО
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Армия
Снайперы ВДВ спасли из-под обстрела ВСУ семью беженцев из Часова Яра
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
Вертолет с восьмью людьми на борту упал в Эквадоре
Мир
Франция не позвала РФ на мероприятия по случаю окончания Второй мировой войны
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Эльфы на страже Советского Союза, Виктор Цой в «Цитадели смерти» и эстетика застоя... Почти все книжные новинки в нашем выпуске посвящены прошлому. Порой реальному, порой — выдуманному или предельно субъективно увиденному. Но, как известно, в прошлом — ответы на многие вопросы современности.

«Дом Солнца»

Иван Охлобыстин

Новая книга популярного артиста (а также прозаика, сценариста, драматурга и священника) Ивана Охлобыстина состоит из двух повестей. Обе уже частично публиковались в Сети, и обе в нестандартном ключе рассказывают о недавнем советском прошлом. Первая повесть, давшая название всему сборнику, — это адаптация сценария одноименного фильма Гарика Сукачева (2010), который в свою очередь был написан по мотивам повести Охлобыстина с чуть более длинным названием «Дом восходящего солнца». Это и прямой перевод хитовой песни группы Animals, и отсылка к прозвищу главного героя, лидера хиппи-коммуны Солнце (прототипом которого стал реальный культурный герой тех лет Юра «Солнышко» Бураков). Сюжет в повести тот же, что и в фильме: юная девушка из номенклатурной семьи встречает Солнце и пускается во все тяжкие.

Писатель
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Словом, сказка о чистой любви, как говорит сам автор. Вторая повесть, «СССЭР» — то есть Союз Советских Социалистических Эльфийских Республик! — и вовсе фантастика, но тоже про любовь. Здесь идет речь про школьника Саньку, который живет в альтернативных 1970-х. В этой реальности планета окончательно погрузилась в хаос из-за энергического кризиса, и лишь Советский Союз, отгородившийся от всего мира, остается островком спокойствия и изобилия. Приметы советского времени ловко перемешаны с атрибутами сегодняшнего, а то и завтрашнего дня — несмотря на фору в полвека, до советских эльфов нам пока еще далеко. Обе повести, несмотря на разную степень условности, поют панегирики солнечной стране, где помыслы чисты, а люди сильны и прекрасны, — стране, которой никогда не существовало, но которую стоило бы придумать.

«Реаниматор культовых фильмов»

Дмитрий Мишенин

Автор этой книги прежде всего известен как художник и один из основателей арт-группы Doping-pong. Однако есть у Дмитрия Мишенина еще одна давняя страсть. А именно — история культовых фильмов. Не всех, а именно российских, причем необязательно снятых и существующих. 400-страничный том по большей части состоит из длинных интервью с тремя режиссерами — людьми очень разными и в то же время чрезвычайно похожими друг на друга. Каждый из них рассказывает об одном главном фильме в карьере — и еще об одном, который так и остался на бумаге. И, стоит признать, оба рассказа — что о главном жизненном успехе, что о несбывшейся мечте — получились захватывающими в равной степени.

Кино
Фото: kinopoisk.ru

Так, Слава Цукерман, который в начале 1970-х эмигрировал из СССР, говорил о снятой в Нью-Йорке инди-сенсации «Жидкое небо» (эта лента позднее и у нас стала хитом видеосалонов), а также о не случившемся проекте «Сладкие 16» с Энди Уорхолом. У Рашида Нугманова это, конечно же, «Игла» с Виктором Цоем. А еще «Цитадель смерти» по сценарию классика киберпанка Уильяма Гибсона, где опять же главную роль должен был сыграть лидер группы «Кино». Должен был, но не успел. Наконец, Олег Тепцов поведал, во-первых, о том, как придумал и снял эстетский триллер «Господин оформитель», один из самых красивых и ярких фильмов перестройки. А во-вторых, о том, как придумал, но не снял еще более эстетскую экранизацию «Пиковой дамы» по мотивам оперы Чайковского.

«Пошумим. Как делать хитовые подкасты»

Эрик Нюзум

Россию, вслед за всей планетой, охватил подкастовый бум. И хотя качество и разнообразие растет буквально на глазах, предела совершенству, как известно, нет. И у кого учиться, как не у лучших? Эрик Нюзум — признанный авторитет в своей области, создатель одного из самых популярных в мире подкастов TED Radio Hour и непосредственный виновник успеха еще десятков (если не сотен) проектов. Эта книга, оперативно переведенная на русский язык, суммирует его многолетний опыт работы как автора, продюсера и производителя аудиоконтента. Здесь нет советов о том, какой микрофон купить и в какой программе монтировать, — но предлагаются еще более ценные практические рекомендации, как рассказывать интересные истории.

Книга
Фото: vk.com/individuumbooks

Общие принципы сторителлинга едины для всех, кто зарабатывает этим странным ремеслом — от журналиста и писателя до сценариста и подкастера. Хай-концепт (емкое определение того, чем ваш контент отличается от прочих), понимание своей аудитории, точный выбор жанра — а у подкаста, как ни странно, довольно много разновидностей — и прочее. Конечно, есть и некоторая специфика. Например, Нюзум рассказывает, как правильно брать интервью для подкаста — отталкиваясь, в том числе, и от своего печального опыта. Как работать в команде (а подкаст, в отличие от того же писательства, труд коллективный). Или как хорошо «продавать» свою работу и находить слушателей. Кроме того, в книге есть разбор конкретных кейсов и краткая история «подкастовой» революции.

«Кладбище с вайфаем»

Лев Рубинштейн

Новая книга писателя, классика концептуализма Льва Рубинштейна — не художественная литература, не мемуары и не публицистика в чистом виде, а нечто заимствующее черты разных жанров. Заметки и размышления, сгруппированные по не очевидной, но тем не менее присутствующей логике. Пример так называемого фрагментарного письма, предполагающего создание из разрозненных мыслей-звездочек созвездий смысла. Каждый текст — около странички, лишь некоторые залезают на соседнюю. Часто автор обращается к прошлому, рассказывает байки из детства и юности, и это самые увлекательные моменты. Еще чаще — говорит о современности, преимущественно со злой иронией, и такая нарочито демонстрируемая гражданская позиция вполне может оттолкнуть не согласных с Рубинштейном.

Писатель
Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

В книге три раздела («Нормальные значения», «Двор и дворня», «Сдвиги речи»), и лучший из них — последний. «Неисправимый лингвоцентрист», как характеризует себя Рубинштейн, полушутливо комментирует запреты различных слов и выражений, опечатки, порождения новояза и прочие языковые метаморфозы в обществе, складывая тем самым предельно субъективную абсурдистскую летопись новейшего времени. Ну, или диагноз современности — как кому нравится.

Это было навсегда: 68–85

Как и к выставке «Оттепель» два года назад, к новому проекту «НЕНАВСЕГДА», посвященному эпохе застоя, Третьяковка подготовила не просто каталог произведений, представленных в экспозиции, а масштабное исследование, объединившее статьи десятков исследователей из разных сфер. Здесь в фокусе жизнь общества в целом, и искусство становится лишь линзой, увеличительным стеклом, под которым становятся очевидны скрытые процессы в социуме, брожения умов, зреющее разочарование и усталость от сложившегося порядка.

Впрочем, авторы рассматривают брежневский период без нарочито оценочного вектора: здесь нет попытки представить эти годы в негативном ключе, и даже термин «застой» многими если не оспаривается, то по крайней мере не акцентируется (даром что он фигурирует в названиях ряда материалов).

Выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Собственно, это весьма редкая коллективная попытка осмыслить целый исторический пласт не через политику и события из школьных учебников, а через эстетику в широком смысле этого слова. Так, например, статья историка культуры и антрополога Сергея Ушакина «Сервантики застоя: о красоте и пользе советского вещизма» рассматривает время через дизайн квартир, предметы быта. А эссе известного куратора Виктора Мизиано «Сообщества застоя», перекликающееся с одноименным разделом выставки, посвящено неформальному развитию социума — тому, как будучи разочарованными в официальной общественной жизни, люди искали единомышленников и формировали группы, объединенные опять-таки эстетическими категориями.

Прямой эфир