Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Касса впечатлений: как во Франции проходит первый фестиваль после пандемии
2020-07-28 12:29:36">
2020-07-28 12:29:36
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Пылающие города» и очаровательные гризетки, «Кафе «Проказница» и виды Ла-Манша. Грандиозный фестиваль «Импрессионистская Нормандия» открылся сразу в нескольких десятках городов и городков этого французского региона. В его программе около 500 событий — выставки, концерты, спектакли, экскурсии, променады, конференции, лекции. Ожидается, что их посетят около миллиона человек. Фестиваль должен был начаться в марте, однако из-за коронавируса его отложили на четыре месяца. «Известия» оценили масштаб, с которым французские деятели культуры наверстывают упущенное.

Сокровища колыбели

Главные манифестации фестиваля посвящены живописи — Нормандию называют колыбелью импрессионизма. Здесь в Гавре Клод Моне написал знаковую картину «Восход солнца. Впечатление» (французское слово impression, которое на русском означает «впечатление», дало название всему направлению живописи). Другие события нормандского смотра посвящены музыке, литературе, театру, кино.

Импрессионизм распахнул окно в окружающий мир, посмотрел на него другими глазами, — рассказал «Известиям» потомок Клода Моне, генеральный куратор фестиваля Филипп Пиге. — На нынешнем фестивале мы делаем акцент на роли цвета в живописи на пленэре, интересе художников к каждодневной жизни, а также их вниманию к общественным проблемам. Кроме того, мы прослеживаем связь между историческим импрессионизмом, его предшественниками – в частности, барбизонской школой, и его влиянием на последующие живописные течения вплоть до наших дней. Так, знаменитое аббатство Сен-Мишель, возведенное на острове-скале, вдохновило известного абстракциониста Оливье Дебре.

Столицей фестиваля выбран Руан, собор которого Клод Моне запечатлел в знаменитой серии из 30 полотен. Одно из первых приобрел в конце XIX столетия угольный магнат Франсуа Депо, в коллекции которого было около 600 работ Ренуара, Писсаро, Сислея, Тулуз-Лотрека. Правда, после скандального развода с женой он лишился значительной части своего собрания, но по-прежнему поддерживал художников. Этому французскому подобию нашего Щукина впервые посвящена выставка в Музее изобразительных искусств Руана.

Некоторые экспозиции представлены только онлайн. Одна из них — «Пленэр: от Коро до Моне» в доме-музее Клода Моне в местечке Живерни недалеко от Парижа, где он прожил более четырех десятилетий. Есть возможность прикоснуться к искусству, не посещая музей ни онлайн, ни офлайн. У нормандских берегов в Ла-Манше расположен британский островок Гернси, где работал Ренуар. На его побережье установлены пустые рамы, сквозь которые можно видеть пейзажи, которые великий живописец писал с натуры.

Импрессионисты знамениты не только пейзажами, но и сценками городской жизни в ресторанах, кабаре, кафешантанах, на пикниках, в притонах и борделях. Атмосферу так называемой belle epoque — «прекрасной эпохи» — воспроизводит спектакль «Кафе «Проказница» в приморском местечке Ульгат, с которым выступает актриса и певица Натали Жоли. Это трогательный оммаж музам той эпохи — дамам полусвета, танцовщицам, моделям, гризеткам, куртизанкам, мидинеткам, цветочницам, которых любили писать Эдуар Мане, Огюст Ренуар.

Русский след

Фестиваль выходит за привычные импрессионистские рамки и открывает малоизвестную страницу их творчества. На выставке «Пылающие города» в нормандском городе Кане представлены работы на политические, экономические и социальные темы — от парижской Коммуны до Первой мировой войны: эксплуатация, нечеловеческие условия труда, классовая борьба, социальное неравенство, нищета. В этой экспозиции картины с говорящими названиями: «Ткачиха» Анри Матисса, «Прачка» Эдгара Дега, «Забастовка в Сент-Уэне» Поля Луи Деланса, «Народная демонстрация» Теофиля-Александра Стейнлена.

Особое место на фестивале уделено музыке и литературе. Композитору Клоду Дебюсси посвящена программа «Море и музыкальный импрессионизм» в приморском городке Фекан. Известная актриса Людмила Микаэль в местечке Беврон-ан-Ож читает переписку художницы Берты Моризо с её друзьями Мане, Моне, Дега, Малларме.

С середины XIX века Нормандия стала привлекать и русских художников. Однажды знаменитый маринист Алексей Боголюбов открыл для себя нормандскую деревушку Вёль-ле-Роз на берегу Ла-Манша, рядом с Дьеппом и на протяжении трех десятилетий наезжал туда с русскими друзьями. «Нет, десять Италий с Неаполем я не променял бы на этот уголок... Мы живем теперь природой, она здесь так проста, упоительна, ужасно похожа на нашу, малороссийскую», — писал Репин Крамскому и Поленову из Вёль-ле-Роз. Большинство их работ, написанных в Нормандии, сегодня находятся в русских собраниях, но некоторые остались во французских музеях и частных коллекциях.

— Это местечко, связанное с именем Виктора Гюго, оставило заметный след в творчестве наших живописцев, — пояснила искусствовед Татьяна Моженок-Нинен, автор монографии «Русские художники в Нормандии». — Там сохранились дом Харламова и так называемая изба, в которой, согласно преданию, жили Репин и Поленов в 1874 году. Илья Ефимович назвал пребывание в Вёль-ле-Роз своим «третьим уроком живописи» — после Чугуева, где он родился, и путешествия по Волге.

Французская ассоциация Василия Поленова в 2005 году открыла в Вёль-ле-Роз пассаж русских художников-передвижников, а затем сквер Поленова на том месте, где он написал пейзаж с двумя лошадками у ворот старого дома. Эта картина находится в Русском музее. В кабинете мэра Вёль-ле-Роз висит этюд, который, как здесь считают, принадлежит кисти Алексея Харламова.

Фестиваль «Импрессионистская Нормандия» продлится до середины ноября.

Читайте также