Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В академии СБУ заявили о планах отправить курсантов на фронт
Мир
Axios узнал об онлайн-конференции Трампа, Зеленского и лидеров ЕС 27 декабря
Общество
В Петербурге силовики пресекли деятельность проукраинской секты
Спорт
СКА выиграл у минского «Динамо» со счетом 4:1 в матче КХЛ
Общество
Отец Блиновской рассказал о состоянии дочери в колонии
Общество
Путин обсудил с Совбезом РФ дополнительные меры развития ИИ в интересах обороны
Авто
МВД разработало поправки в правила сдачи экзамена на права
Мир
Рябков заявил о сохранении риска ядерного конфликта
Здоровье
Нарколог Холдин развеял миф о средствах от похмелья
Мир
В США владелец компании выписал сотрудникам премию по 35 млн рублей
Общество
Росреестр заявил о намерении регулировать риелторскую деятельность в 2026 году
Мир
Миндич заявил об отсутствии контактов с Зеленским
Мир
Нетаньяху объявил о признании Республики Сомалиленд независимым государством
Мир
В Венгрии прокомментировали призыв Вебера направить немецких военных на Украину
Общество
Жителей Крыма предупредили о начале информационной атаки со стороны Украины
Мир
Рябков указал на желание России видеть Украину дружественной страной
Общество
Народную артистку РФ Веру Алентову похоронят 29 декабря на Новодевичьем кладбище
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Пандемия подтолкнула развитие финтеха. В период карантина треть предприятий малого бизнеса реализовали возможность онлайн-оплаты продукции через сайт, рассказали «Известиям» в Visa. Спрос на онлайн-эквайринг подтвердили в крупнейших банках. Для малых предприятий это был единственный доступный канал продаж, пояснили на рынке. Инвестиции в финтех со стороны МСП также стимулировало ограничение эквайринга уровнем в 1%, уверены в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). В ЦБ «Известиям» заявили, что административное регулирование комиссий — временная мера.

Треть прибавили

Около 30% предприятий малого бизнеса перешли на работу в электронной коммерции, и каждый второй бизнес (52%) ожидает роста онлайн-трансакций в будущем. Об этом «Известиям» рассказал глава Visa в России Михаил Бернер, ссылаясь на исследование платежной системы. Он отметил, что в активную фазу распространения коронавируса 38% россиян впервые купили продукты онлайн и около 23% стали пользоваться доставкой провизии на дом.

«Тинькофф» зафиксировал прирост новых заявок на подключение интернет-эквайринга на 30% еще в марте, в апреле-мае повышенный спрос сохранился. В банке отметили, что в апреле в два раза увеличилось число заявок на услугу «магазин без сайта» для реализации через соцсети. Продавец генерирует ссылку, клиент проходит по ней и оплачивает свой заказ онлайн через специальную форму, пояснили в «Тинькофф».

За первые пять месяцев 2020-го число новых компаний, подключивших прием онлайн-платежей через «Яндекс.Кассу», выросло в среднем на 33% относительно числа обращений в прошлом году, рассказал «Известиям» представитель сервиса. Пиком стал апрель, когда рост составил 54% по отношению к 2019-му. Оборот онлайн-платежей малого и среднего бизнеса также ежемесячно растет, подчеркнули в «Яндекс.Касса».

онлайн
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В апреле-мае Росбанк получил более 2,9 тыс. заявок на подключение интернет-эквайринга — интерес к услуге проявил каждый четвертый клиент, открывший счет в банке, заявил директор департамента малого бизнеса кредитной организации Дмитрий Смирнов. Он оценил долю компаний из сегмента МСП, которые принимают платежи через интернет, в 20–25%.

— Сайт есть у гораздо большего числа предпринимателей. От реализации платежей отпугивают высокие в целом по рынку комиссии за услугу (2,5–3,5%) и затраты на создание и поддержку портала с функциями интернет-магазина, — рассказал Дмитрий Смирнов.

Всего в России действует более 6 млн предприятий микро-, малого и среднего бизнеса, следует из данных ФАС.

Требование времени

С марта по май этого года оборот интернет-эквайринга вырос в два раза, заявили «Известиям» в Делобанке. В кредитной организации добавили, что за этот период количество ИП, использующих оплату по QR-коду через систему быстрых платежей (СБП), выросло минимум на 20%, чему способствовала низкая комиссия за куайринг.

Весной 2020 года 161 клиент Ак Барс Банка реализовал функцию по приему платежей через сайт. Это примерно 13% от общего портфеля интернет-экварийнга, рассказали в кредитной организации. В крымском РНКБ сообщили, что 1200 клиентов воспользовались услугой создания бесплатного сайта с возможностью принимать через него платежи.

Поскольку точки продаж закрылись, другого варианта вести свое дело, кроме как принимать оплату через сайт, просто не было, напомнил глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин. Пандемия подтолкнула развитие онлайн-торговли, позволила малым предприятиям приобрести новых клиентов. С другой стороны, на рынок вышли и крупные игроки (Ozon, Wildberries, Сбербанк), произошла монополизация электронной коммерции, подчеркнул Александр Калинин.

дома
Фото: Global Look Press/Michaela Begsteiger

— Сейчас многие представители малого бизнеса, кто раньше это откладывал, заказывают новые сайты, лендинги с перекидкой на мобильные приложения, ставят CRM-системы. Главное, чтобы на рынке сохранился спрос со стороны покупателей, — отметил Александр Калинин.

Около 60–70% онлайн-ритейлеров из сегмента МСП в городах-миллионниках настроили у себя и платежи через сайт, оценил гендиректор CloudPayments Дмитрий Спиридонов. Остальные принимают деньги через курьера либо наличными, либо через терминал. По словам эксперта, сейчас онлайн-оплата — это не просто удобный функционал, а необходимость.

По данным Mastercard, за период самоизоляции почти на треть (28%) выросло количество россиян, приобретающих товары в интернете. Всего около 60 млн граждан пользуются онлайн-покупками, оценили в Национальной ассоциации дистанционной торговли. Это больше половины трудоспособного населения страны.

Экономический стимул

Главная причина роста электронной коммерции в пандемию — снижение Центробанком максимальной ставки эквайринга для онлайн-ритейла до 1%, уверен глава АКИТ Артем Соколов. Раньше малый бизнес неохотно обслуживал безналичные трансакции: даже среди топ-1000 интернет-магазинов находились те, кто совсем не принимал безнал или повышал цену за этот способ платежа.

— Для клиентов интернет-оплата — это удобно, поскольку реквизиты карты вводятся один раз, а затем ее необязательно держать при себе. Также есть возможность мгновенного возврата денег. Для продавцов оплата на сайте снижает процент невыкупленных товаров, а также уменьшает расходы на обслуживание терминалов и наличной выручки, — пояснил Артем Соколов.

По его словам, интернет-эквайринг также позволяет использовать новые технологии, например, оплату с помощью биометрии лица. Если ЦБ сохранит административное регулирование, компании будут развивать самые инновационные методы, пообещал глава АКИТ.

доставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Ограничение эквайринговых комиссий для онлайн-покупок продуктов питания и еды, лекарств и товаров медицинского назначения, одежды, изделий повседневного спроса носит временный характер и направлено на поддержку в том числе МСП в период пандемии коронавируса, заявили «Известиям» в Центробанке. В регуляторе понимают: эквайринговая комиссия покрывает издержки банков на POS-терминалы, их обслуживание, развитие инфраструктуры, программы лояльности по картам и кэшбэки.

В ЦБ отметили, что ставки были ограничены именно для онлайн-торговли, поскольку при интернет-эквайринге издержки банков меньше. В качестве альтернативы Банк России предлагает оплату по QR-кодам через СБП, где комиссия не превышает 0,7%: такую возможность внедрили уже 11 банков в 11 тыс. торговых точек.

Читайте также
Прямой эфир