Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

10% переболевших тяжелой формой COVID-19, а также 96% медиков, подвергавшихся воздействию вируса во время работы, потеряли антитела IgG в течение 2–3 месяцев. Об этом свидетельствует новое исследование китайских ученых. Их выводы вызывают опасения по поводу эффективности будущих вакцин, обретения так называемого стадного иммунитета, а также разработки лекарств на основе терапевтических антител. Однако российские эксперты обращают внимание на то, что отсутствие высокого уровня антител, детектируемых тестами, еще не означает потерю иммунитета.

Иммунитет временно недоступен

Ученые больницы Чжуннань Уханьского университета и медицинского отделения Техасского университета в Галвестоне провели исследование сохранения долговременного иммунитета после перенесенного COVID-19. В данный момент статья находится на этапе рецензирования. Специалисты проанализировали тесты четырех групп людей в Ухане. Это 1470 госпитализированных пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19 больницы Чжуннань и больницы № 7 Уханя, 3832 медика без этого диагноза, 19 555 медработников общего профиля и 1616 других пациентов иного профиля, подлежащих госпитализации. Были учтены анализы на IgG-антитела, проводимые с 29 февраля по 29 апреля 2020 года.

Выяснилось, что в конце этого срока антител не обнаружилось у 10% тяжело переболевших из первой группы, у 96% медработников, которые подвергались воздействию вируса, работая без защитных средств (в начале эпидемии декларировалось, что коронавирус не передается от человека к человеку), но не имели подтвержденного диагноза, а также у 95% работников других профилей и 99% госпитализированных пациентов с другими диагнозами. Самым интригующим оказалось то, что детектируемое количество антител было найдено только у 4% медиков, работающих с больными без защиты. Ученые сделали выводы, что часть исследованных потеряла, а часть вообще не приобрела нужных антител после работы под вирусной нагрузкой.

антитела
Фото: ТАСС/Владимир Гердо

По утверждению китайских ученых, выводы ставят под сомнение сразу несколько направлений борьбы с пандемией, а также принятых концепций. Во-первых, выработку так называемого стадного иммунитета, который дает возможность свести на нет эпидемии в разных странах. Если иммунитет недолговечен, то витки эпидемии могут повторяться бесконечное количество раз. Во-вторых, возникает неуверенность в отношении эффективности препаратов на основе терапевтических антител, разработка которых на данный момент считается наиболее перспективной против COVID-19. В-третьих, возникает вопрос эффективности вакцин, действие которых в результате может длиться недолгий период. В-четвертых, справка о том, что человек переболел COVID-19, имеющая сейчас значение для многих туристических объектов, а также выезда за границу или возможности присутствия на разных мероприятиях, рискует оказаться практически бесполезной.

В статье также сказано, что способность не оставлять после себя антител принципиально отличает SARS-CoV-2 от первого SARS, вызвавшего эпидемию атипичной пневмонии в 2002–2003 годах.

Память клеток

Российские специалисты согласны с тем, что остается много открытых вопросов относительно работы иммунитета после перенесенного COVID-19, однако прошло еще слишком мало времени, чтобы делать выводы в ту или другую сторону. Проблема требует изучения.

— Мы до сих пор не знаем, какой тип ответа иммунитета — гуморальный или клеточный — более важен для защиты от коронавируса, — сообщила «Известиям» завкафедрой вирусологии биофака МГУ Ольга Карпова. — Существуют инфекции, например краснуха, после перенесения которой вырабатывается естественный гуморальный иммунный ответ, который защищает человека на всю оставшуюся жизнь. Поэтому вакцина против краснухи может стимулировать выработку только гуморального ответа и эффективно защищать вакцинируемого. Испытываемые вакцины от COVID-19 должны обеспечивать два вида иммунного ответа. И мы думаем об этом при разработке той вакцины, которая сейчас создается в МГУ.

По словам Ольги Карповой, статья китайских ученых не является на 100% убедительной. Например, не доказано, что медики (3832 работника без диагноза COVID-19), 96% которых не имели антител, действительно были заражены SARS-CoV-2.

— В научной литературе я не нашла пока еще ни одного исследования, которое бы доказало, что у переболевшего COVID-19 человека IgG-антитела нестабильны, — говорит эксперт.

Фото: REUTERS/Xinhua News Agency

В выводах китайских коллег сомневается и представитель компании Biocad, которая также занята разработкой вакцины, вошедшей в список ВОЗ.

— Статья рассказывает о сравнении между пациентами с обычным и бессимптомным течением заболевания. Приведенные данные говорят о том, что теряются антитела именно у бессимптомников. Однако важно уточнить, что с момента начала пандемии еще не прошло даже половины года, поэтому о длительности персистенции антител у какой-либо группы пациентов говорить сложно. В настоящий момент весь мир только изучает SARS-СoV-2, и мое мнение: данных пока недостаточно, чтобы сделать общий вывод, — считает директор по научному развитию Biocad Анна Владимирова.

То, что в крови 10% переболевших и бессимптомников не удалось обнаружить антитела, еще не означает, что они действительно отсутствуют в организмах людей, считает руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков.

— Для того чтобы детектировать антитела, их в крови должно быть много. Тогда тест сработает и покажет их наличие, — объясняет эксперт. — Но за всю жизнь мы болеем огромным количеством инфекций, и в крови не может храниться большое количество антител к каждой из них. Поэтому и существует так называемая иммунная память, которой обладают В- и Т-клетки, а с недавних пор принято наделять свойствами памяти и NK-клетки. Их задача активироваться, когда они встретят уже знакомый им патоген, пусть даже через длительное время, — говорит Павел Волчков.

После активации эти клетки начинают в быстром темпе клонировать себя, чтобы произвести больше антител. Но как только инфекция ушла, их количество сокращается. Именно поэтому, по словам ученого, выводы об отсутствии эффективности будущих вакцин и терапевтических препаратов на основе антител делать еще рано.

В том, что ответы на поставленные в статье вопросы будут даны в дальнейшем, уверен и руководитель Научно-образовательного центра геномных исследований СФУ, профессор Гёттингенского университета (Германия) Константин Крутовский. Он считает, что многое прояснит анализ повторных заражений COVID-19. Если твердо установленных фактов повторных заражений нет или их очень мало, стоит осторожно отнестись к выводам китайских коллег.

Прямой эфир