Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Синоптик предупредил об обрушении циклона на три региона России
Наука и техника
В Китае при помощи ракеты Kuaizhou-11 вывели на орбиту два спутника
Общество
В Госдуме рассказали о получении выплаты к Новому году
Спорт
Клуб НХЛ «Ванкувер» обменял капитана команды Хьюза в «Миннесоту»
Мир
WSJ узнала о встрече Зеленского и Уиткоффа в Берлине на выходных
Происшествия
Два человека погибли при атаке дронов ВСУ на Саратов
Мир
Исследователи рассказали о массовой гибели морских ежей по всему миру
Общество
В Москве зафиксировали самую холодную ночь с начала зимы
Происшествия
Силы ПВО отразили атаку БПЛА в трех районах Ростовской области
Наука и техника
Глава Росавиации заявил о планах оснащения самолетов терминалами для интернета
Мир
Азаров призвал дождаться документов по идее буферной зоны в Донбассе
Мир
В КНР прошла общенациональная церемония в память о жертвах Нанкинской резни
Наука и техника
Ученые засняли процесс выброса крупного протуберанца Солнцем
Общество
Депутаты от КПРФ предложили обязать госорганы закупать российскую технику
Общество
На Камчатке спрогнозировали подтопление песчаной косы морской водой
Общество
Прокуратура Бурятии передала в суд дело о контрабанде животных на 6 млн рублей
Общество
Японские ученые рассказали о способе борьбы с укачиванием
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Накануне в СМИ появилась информация о том, что уже с 1 июля российским водителям придется привыкать к новым правилам: речь шла о запрете ввоза определенных категорий праворульных машин, пересмотре регистрации тюнинговых автомобилей и уже нашумевшем новом порядке медицинского освидетельствования. Впрочем, ближе к дню икс даты решили пересмотреть и перенести. «Известия» расскажут, к чему и когда готовиться автовладельцам.

Не право руля

Предполагалось, что с 1 июля 2020 года правосторонним самосвалам, строительной технике, микроавтобусам и другим автомобилям категории М2 и М3 путь в Россию заказан. При этом, как писали Autonews, владельцы легковых автомобилей с правым рулем, с одной стороны, могут выдохнуть: запрет на ввоз не касается автомобилей категории М1. С другой стороны, легкой жизни для владельцев правосторонних легковушек тоже не будет.

По новому ГОСТ 33670-2015 технического регламента Таможенного союза, размер пошлины зависит от возраста, экологического класса и объема двигателя, а владелец обязан получить технический сертификат о соответствии конструкции автомобиля требованиям безопасности. На плечи водителя праворульного авто также ложатся расходы на оформление, придется заплатить НДФЛ, НДС, акциз и утилизированный сбор. Всё это будет, но позже.

Как отмечается на сайте Евразийской экономической комиссии, начало применения межгосударственного стандарта ГОСТ 33670-2015 перенесено на год — с 1 июля 2020 года на 1 июля 2021 года.

— Праворульные автобусы запретили давным-давно, а сейчас запретили грузовики и строительную технику. Легковые автомобили ввозить разрешено, но при этом на них нужно получить паспорт безопасности транспортного средства, что не так просто, — отмечает в беседе с «Известиями» автоэксперт Игорь Моржаретто. — Лабораторий мало, и непонятно, сколько это будет стоить.

Впрочем, по словам эксперта, новые правила не сильно повлияют на ввоз праворульных машин: поток практически иссяк из-за выросших пошлин и новых обязательств вроде обязательной установки «ЭРЫ-ГЛОНАСС».

Водитель в кабине автобуса
Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина

— Еще 15 лет назад в год ввозили примерно 400–450 тыс. праворульных машин, последние годы ввоз не превышал 15 тыс. машин, — говорит Игорь Моржаретто.

О том, что новые ограничения для коммерческого и специального транспорта серьезно не ударят по рынку праворульных автомобилей, говорит и руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров.

На начало 2020 года российский автопарк насчитывал всего 4 млн единиц праворульных транспортных средств, большинство из которых относится к сегменту легковых, — сообщил специалист.

Как отмечает заместитель директора департамента корпоративных продаж АГ «Авилон» Андрей Гусев, запрет на ввоз ряда праворульных автомобилей связан, с одной стороны, с заботой о безопасности на дорогах, а с другой — это дополнительная мера поддержки для российских производителей и иностранных сборочных производств, работающих в России.

Не секрет, что до сих пор подобная техника популярна в Сибири и на Дальнем Востоке. Производители давно лоббируют ограничения по праворульным автомобилям, и данный запрет — это их очередная победа в этом вопросе, — говорит «Известиям» Андрей Гусев. — Но помимо преимуществ для производителей транспорта с «правильным» рулем, данная мера хороша и тем, что также положительно повлияет и на безопасность дорожного движения.

Лабораторные испытания

Тюнинг тюнингу рознь, но если вы надумали перевести двигатель на газовое оборудование, установить багажник, лебедку, фаркоп и другое оборудование, которое изменит конструкцию автомобиля, то с 1 июля уже теперь 2021 года преображенный автомобиль необходимо предоставить на проверку в специальную лабораторию (именно предоставить, добраться своим ходом до лаборатории нельзя). Некоторые фирмы оформляли необходимое заключение дистанционно (достаточно было прислать только фотографию тюнингованного автомобиля), но как только ГОСТ 33670-2015 вступит в силу, эта практика окажется под запретом.

Автомобилисты, которые решили повысить функциональность своего авто, должны будут пройти экспертные испытания в специальных технических лабораториях, получить разрешение от ГИБДД и только после этого вносить планируемые изменения, проходить ТО и регистрировать усовершенствованное транспортное средство, — поясняет Александр Захаров. — Многие элементы тюнинга в случае неправильного крепления могут помешать безопасности других автовладельцев на дороге. Например, отлетевший спойлер или бампер может создать ДТП, поэтому необходимо прохождение тестов и экспертиз на прочность их установки.

Газовый баллон в багажнике легкового автомобиля
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

К слову, разговоры об обязательной явке в лабораторию велись еще зимой, и специалисты обращали внимание на ряд сложностей. Например, как отмечал в интервью гендиректор компании «Услугиавто» Юрий Пархоменко, в Якутии или на Камчатке водителям нужно будет думать, как преодолеть несколько тысяч километров, чтобы доставить автомобиль в нужную лабораторию (то есть в ту, которая имеет право работать по новому ГОСТу).

Это создаст для граждан неудобства, в результате многие просто откажутся от легализации доработок и уйдут в тень, — полагает эксперт.

Кстати, что точно произойдет 1 июля 2020 года, так это отмена автомобильного знака «Инвалид». Все данные об автомобиле, которым управляет или на котором перемещается инвалид, будут внесены в федеральный реестр инвалидов.

Справку снова поставили на паузу

Планировалось, что с 1 июля 2020 года изменится порядок медицинского освидетельствования для получения или продления срока водительского удостоверения. Проект поправок предполагал, что если врач-нарколог обнаружит у водителя признаки злоупотребления горячительными напитками или наркотиками, то желающему получить права придется сдать дополнительные анализы.

Изменения должны были вступить в силу еще 22 ноября 2019 года, но тогда они касались всех автовладельцев, желающих получить или поменять права: необходимо было сдать кровь для выявления маркера, указывающего на систематическое употребление алкоголя, и мочу на наличие психоактивных веществ.

Водители запаниковали и выстроились в огромные очереди в наркологические и психоневрологические диспансеры, чтобы «успеть в последний вагон»: нововведения грозили не только усложнить процедуру получения справки, но и серьезно повысить ее стоимость. Дело в том, что не все медучреждения имеют необходимое оборудование, так что проще было сразу отправить автолюбителя в частную клинику, где оборудование есть, но и цены в разы выше. Таким образом, стоимость справки, которая раньше колебалась в районе 1 тыс. рублей, резко взлетала к отметке 5–8 тыс. рублей.

Люди стоят в очередях на прием к врачам в медицинском центре
Фото: РИА Новости/Николай Хижняк

Возможные изменения и существенное подорожание справок даже президент назвал «чушью», отмечая, что подобные решения касаются безопасности миллионов людей на дорогах, но вводить их надо с умом и поэтапно.

«У нас минимальный размер оплаты труда — 11 280 рублей (данные на ноябрь 2019 года. — «Известия»), такую зарплату получают 3,2 млн человек. Да еще и работодатели частенько, к сожалению, нарушают закон и меньше платят… Пять тысяч если нужно отдать за эту справку — ползарплаты надо человеку отдать?» — возмутился тогда Владимир Путин.

Минздрав принялся за доработку поправок в скандальный документ. Проект, который сейчас находится на стадии общественного обсуждения, должен был вступить в силу уже 1 июля 2020 года, но сроки сдвинулись — старые правила получения водительского удостоверения будут действовать до конца года.

Данный проект приказа в целом поддержан экспертным сообществом. В ходе общественного обсуждения поступил ряд предложений, которые также заслуживают внимания, проработки и учета, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минздрава России. — С тем чтобы сделать процесс экспертного обсуждения более детальным, а также дать время регионам в полной мере обеспечить готовность к проведению соответствующих освидетельствований, ранее действовавший порядок сохранен до 1 января 2021 года.

Вопрос психологии

Как отмечает руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров, за последнее время количество ДТП по вине водителей, которые находились в состоянии алкогольного опьянения, увеличилось на 78%.

— Однако, на мой взгляд, усложнение и увеличение стоимости прохождения нарколога при получении или замене прав не решат проблему нетрезвых автомобилистов на дорогах, — полагает эксперт. — Скорее, это может привести к росту поддельных справок или коррупции.

По мнению президента Независимой наркологической гильдии Руслана Исаева, в нормативных документах нет уточнения, по каким признакам нарколог должен выявлять признаки злоупотребления алкоголем или наркотиками. А синдромов и симптомов алкоголизма очень много.

Мужчина на приеме у врача-нарколога
Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев

Часть из них неспецифические, то есть могут как наблюдаться при алкоголизме, так и не наблюдаться. Речь идет, в частности, об изменении кожных покровов, фоне настроения, потливости кожи, треморе рук, — говорит «Известиям» эксперт.

Президент Независимой наркологической гильдии отмечает, что в этом случае на плечи врача-нарколога ляжет слишком большая ответственность — как минимум каждого второго можно будет необоснованно отправлять на дополнительный тест. При этом доля тех, кто действительно в зоне риска и склонен злоупотреблять алкоголем, составляет максимум 10%.

Врач отмечает, что многие будут готовиться к медосвидетельствованию, поэтому только по внешним признакам практически невозможно выявить алкоголизм.

Я бы скорее обращал внимание на психологическое тестирование, на клинический опрос, на то, как люди реагируют на вопросы об употреблении алкоголя, — говорит эксперт, отмечая, что грамотно выстроенная беседа даст больше материала и поводов задуматься о склонности к употреблению человеком алкоголя, нежели физические признаки.

Читайте также
Прямой эфир