Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

К нашим услугам: малый и средний бизнес оживает быстрее, чем ожидалось

После снятия ограничений в Москве бьет рекорды деловая активность
0
Фото: ТАСС/Марина Лысцева
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Деловая и потребительная активность в России в первую неделю июня вернулась практически к показателям февраля — 11 июня ее индекс вновь составил 7,3 пункта. В столице в День России она и вовсе достигла рекордного значения с середины марта (7,9). За прошедшие 14 дней лета обороты малого и среднего бизнеса в стране даже перегнали средние «докоронавирусные» показатели на 8% (в Москве на 6%). Растут и траты потребителей — правда, несколько медленнее. Так, в столице расходы горожан оказались ниже февральских на 10%, а в целом по России — на 3%. Такие оптимистичные показания зафиксировал Tinkoff CoronaIndex, учитывающий данные финансовых операций 12 млн клиентов экосистемы «Тинькофф» и более 500 тыс. малых и средних предприятий по всей стране. Рост спроса в июне связан с отложенными тратами россиян во время карантина, считают эксперты. Большинство из них считают, что пока оживление экономики страны идет по оптимистичному сценарию.

Шопинг и спорт

Судя по данным Tinkoff CoronaIndex, во время самоизоляции москвичи больше всего скучали по спорту. В этой категории в первой половине июня зафиксировано одно из самых высоких увеличений трат: +33% с февраля и +45% в июне. Многие жители столицы после отмены ограничений отправились в магазины одежды и обуви: спрос на эти товары вырос на 60%. Востребованными оказались и услуги салонов красоты в Москве (+64%). Возвращение каршеринга с 9 июня подняло спрос на аренду авто на 156%, а открытие перелетов внутри страны отразилось на возросших тратах на авиабилеты (+70%).

А вот для жителей России расходы на парикмахерские были менее актуальны — во многих субъектах их открыли еще в апреле и мае. Зато россияне активно покупали авиа- (+53%) и железнодорожные билеты (+31%), одежду и обувь (+26%), а также больше тратили на аренду автомобилей (+109%) и услуги турагентств (+29%). Сегменты, связанные с туризмом, оказались в лидерах роста за последние две недели, так как россияне стали активно планировать свой летний отдых — особенно на фоне новостей об открытии Крыма для жителей других регионов РФ с 15 июня.

Оживающий индекс

Самый заметный рост деловой активности малого и среднего бизнеса в столице наблюдался в сегментах развлечений, культуры и спорта (+148%). Оживление наметилось и в работе предприятий, торгующих одеждой (+95%). Продвинулись услуги в сфере недвижимости (+71%). В пятерку быстрорастущих сегментов малого и среднего бизнеса также вошли салоны красоты (+61%) и здравоохранение и соцуслуги (+50%). Показатели по России в целом схожи с московскими. За исключением красоты — ее «подвинули» сегменты хозяйственной деятельности (+30%), аренда и лизинг (+25%).

" "

Среди регионов лидерами по индексу деловой активности Тинькофф в июне стали Мурманская область (9,1), Ямало-Ненецкий АО (9,1), Курганская область (8,7), Забайкальский край (8,6), и Чукотский АО (8,6). Медленней других восстанавливаются Республика Тыва (6,5), Калужская область (7,2), Ненецкий АО (7,2), Республика Саха – Якутия (7,2), Ивановская область (7,3).

Справка «Известий»

Tinkoff CoronaIndex анализирует изменение расходов потребителей на товары и услуги в отдельных категориях и фиксирует динамику оборотов в разных сферах малого и среднего бизнеса на текущий момент в сравнении со средними значениями февраля, до введения режима самоизоляции.

Значение индекса в 10 означает пик потребительской и бизнес-активности, который в последний раз был зафиксирован в декабре 2019 года. Средний показатель индекса за февраль 2020 года составлял 7,3.

Возвращение трат

В ближайшие месяцы рост потребительских трат и оживление экономики будут связаны с отложенным во время карантина спросом, считают эксперты, опрошенные «Известиями».

Люди вышли из квартир и действительно стали активнее тратить деньги, отметил гендиректор Frank Research Group Юрий Грибанов. По его мнению, во время карантина снизились расходы россиян на дорогу, рестораны, развлечения, путешествия и отдых.

— Поэтому все экономили, а сейчас мир развернулся в сторону восстановления, — пояснил эксперт. — У кризиса показался свет в конце тоннеля, потребители почувствовали себя увереннее: оказалось, не всё так драматично, как казалось вначале. И начали тратить.

Падение экономики, отметил он, оказалось не таким глубоким, так как на самый пострадавший сектор — малый и средний бизнес — приходится всего 20%.

— Мне кажется, июль нас удивит и восстановление просевших в апреле сегментов экономики будет быстрым, — не скрывает оптимизма Юрий Грибанов.

Удар по потребителю оказался не столь драматичным, как ранее предполагали некоторые аналитики, согласен директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

— Обычно летом активность традиционно снижается. А сейчас мы, наоборот, видим, что потребительская активность нарастает, то есть процесс изменился и в какой-то степени летние месяцы могут компенсировать падение потребспроса весной, — сказал он «Известиям.

Эксперт прогнозирует длительный выход из кризиса менее обеспеченных слоев населения. При этом, считает он, основная масса вернется к привычным тратам быстрее и уже через несколько месяцев будет относиться к прошедшему коронавирусу так же, как к кризисам 2008 или 2014 годов.

Новая реальность

Россияне изменили логику потребления — отказались, например, от услуг фитнес-центров и стараются заниматься спортом дома, начали экономить и откладывать деньги, опасаясь худших времен, полагает вице-президент «Опоры России» Азат Газизов.

Предприятия малого и среднего бизнеса — например, парикмахерские — пока выживают за счет отложенного спроса. Но дальше в борьбе за клиента она будут демпинговать, чтобы вытянуть свой бизнес, убежден он.

— Мы прогнозируем, что к августу будет где-то миллион закрывшихся предприятий малого и среднего бизнеса, — отметил Азат Газизов.

По его словам, под глобальным ударом находится бизнес всего мира.

— Во время любого кризиса наступает момент, когда хочется вернуться в состояние комфорта. Но, пройдя пять кризисов, я могу сказать: быстрого возвращения не будет, — предупредил собеседник «Известий».

В новых реалиях бизнесу придется существовать еще полтора года — примерно до января 2022 года, считает эксперт. Тем, кто сейчас разрабатывает стратегию роста, Азат Газизов посоветовал закладывать сценарий выживания без лишней маржинальности — это, по его мнению, позволит сохранить бизнес.

Прямой эфир