Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Механизм подъема: для замены старых лифтов не хватает 150 млрд рублей
2020-06-04 19:17:29">
2020-06-04 19:17:29
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Для замены всех старых лифтов в России необходимо дополнительно 150 млрд рублей. Средств, которые собирают граждане на ремонт домов, недостаточно. Об этом «Известиям» рассказали в Ассоциации региональных операторов капремонта (АРОКР). Сегодня подошел к концу срок эксплуатации уже у более чем 95 тыс. лифтов, ежегодно к ним прибавляется по 10 тыс. До 2025 года (срок установлен техрегламентом Таможенного союза) необходимо заменить 144 тыс. подъемников, но в программы капремонта включено лишь 85 тыс. Для решения проблемы Минстрой внес в общенациональный план действий по восстановлению экономики предложения о поддержке и развитии лифтового хозяйства, сказал «Известиям» глава ведомства Владимир Якушев. Правда, на эти цели в 2020–2021 году отводится только 1,5 млрд рублей.

Нехватка средств

Срок эксплуатации (25 лет) истек у более чем 95 тыс. лифтов — это четверть (25,5%) всех подъемников в стране. И каждый год к ним прибавляется по 10 тыс. В соответствии с техрегламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов», все подъемники с истекшим сроком службы должны быть заменены до 15 февраля 2025 года. Под эти требования подпадает 144 тыс. лифтов. Но в региональные программы капремонта включено всего 85 тыс. подъемников — на замену остальных 59 тыс. средств не хватает, рассказала «Известиям» исполнительный директор АРОКР Анна Мамонова.

— Если старые лифты не успеют заменить в положенный срок, Ростехнадзор выпишет предписания об их остановке, —- подчеркнула она.

Специалисты проводят замену лифтового оборудования в многоэтажном жилом доме

Специалисты проводят замену лифтового оборудования в многоэтажном жилом доме

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Замена лифтов — в числе приоритетных задач системы капремонта. Но это один из самых дорогостоящих видов работ: средняя цена замены подъемника, включая стоимость его самого, составляет около 2-2,2 млн рублей, сказала Анна Мамонова. Цена самого лифта в среднем колеблется от 1 млн до 1,2 млн рублей, уточнил президент ассоциации «Российское лифтовое объединение» Сергей Чернышов.

С учетом цифр, предоставленных регионами, системе капремонта на замену вышедших из нормативного срока службы лифтов необходимы дополнительные инвестиции в 150 млрд рублей, сказала Анна Мамонова. Нехватку средств подтвердил первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов.

— Если средств на замену необходимого количества лифтов в программе капремонта не хватает, то у региональной или федеральной власти есть право софинансировать эти работы, — добавил он.

Пока старые подъемники зачастую продолжают использоваться. Как пояснили «Известиям» в пресс-службе Ростехнадзора, должно проводиться их техническое обследование и при необходимости — модернизация.

Как правило, решение о продолжении срока службы принимают исходя из фактического технического состояния лифта, сказал эксперт площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.

Механизм подъема: для замены старых лифтов не хватает 150 млрд рублей
Фото: ТАСС/Сергей Савостьянов

Предписания об остановке оборудования встречаются значительно реже, чем должны были бы. Но тогда маломобильным категориям граждан придется тяжело. Чтобы возобновить работу лифта, нужно устранить неисправность, для этого необходимо собрать средства с жильцов на текущий ремонт, и часто немалые. В рамках капремонта проводится полная замена оборудования, — объяснил он.

Путь спасения

Некоторым категориям жильцов — инвалидам, пенсионерам, матерям с колясками — лифты крайне необходимы. Но на их замену собранных средств зачастую не хватает. Поэтому нужно выделять бюджетные деньги, считает замглавы ассоциации «ЖКХ и городская среда» Дмитрий Гордеев.

Среди предложений, внесенных Минстроем в общенациональный план действий по восстановлению экономики, — поддержка и развитие лифтового хозяйства. Сегодня в России большое количество лифтов требуют замены, подтвердил «Известиям» глава ведомства Владимир Якушев.

В проекте общенационального плана (есть у «Известий») на «расширение инструментов государственной поддержки работ по замене лифтового оборудования» на 2020 и 2021 годы отводится по 750 млн рублей.

Механизм подъема: для замены старых лифтов не хватает 150 млрд рублей
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

По словам Анны Мамоновой, деньги из бюджета могут выделяться с использованием разных механизмов — прямой госпомощи или в виде субсидий для замены лифтов в рассрочку.

По мнению генерального директора ПАО «Городские инновационные технологии» Сергея Минко, необходимо разработать программу кредитования капитального ремонта — и не только для замены лифтов. Как пояснила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, в настоящий момент кредитование фондов капремонта не проводится.

По сути необходимо, чтобы банки кредитовали капитальный ремонт в счет будущих поступлений от жильцов. Здесь есть не только возможность решения острых проблем, но и заработок для банков. Хотя, конечно, в идеале его субсидировать государством, — полагает Сергей Минко.

По мнению директора НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяны Вепрецкой, также необходимо предусмотреть субсидии на замену лифтов в тех домах, которые собирают взносы на капремонт не в общие фонды, а на свои спецсчета.

Если проблема с финансированием замены лифтов решится, то все подъемники можно будет успеть заменить до 2025 года. Существующие российские лифтовые заводы обладают необходимыми мощностями производства, подчеркнула Анна Мамонова.

По данным ассоциации «Российское лифтовое объединение», в 15 субъектах страны работают 28 лифтостроительных предприятий. Их общий производительный потенциал составляет 100 тыс. подъемников в год. За последние пять лет качество отечественных лифтов уже сравнялось с зарубежными аналогами, отметила Анна Мамонова.