Боль земли: вирусные ограничения обернулись потерями доходов для 65 регионов
Доходы российских регионов в марте и апреле сократились на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют расчеты «Известий» на основе статистики Минфина и Казначейства. В общей сложности субъекты, не считая помощи из федерального центра, заработали 2,2 трлн рублей. С сокращением поступлений столкнулись 65 регионов. Хуже всего ситуация обстоит в Татарстане, Пермском крае и Кемеровской области, которые потеряли по сравнению с прошлым годом более 30% прибыли. Эксперты уверены, что в ближайшие месяцы ситуация будет ухудшаться.
Недобор
За март–апрель 2020 года регионы заработали 2,2 трлн рублей. Это на 200 млрд, или 10%, меньше, чем годом ранее. В расчетах «Известия» использовали данные Минфина и Казначейства о доходах бюджетов субъектов, очищенные от безвозмездных поступлений от федерального центра (дотаций, субсидий и так далее), а также об их расходах.
Поступления тройки крупнейших по этому показателю регионов — Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области — за два месяца ограничений составили 579, 132 и 110 млрд рублей соответственно, что ниже прошлогодних значений на 12, 10 и 4%.
Сильнее прочих просели доходы у Татарстана, Кемеровской области и Пермского края. Они заработали за два месяца карантина 47, 30 и 29 млрд рублей соответственно. Это на 36, 33 и 33% меньше, чем в 2019 году. Перечисленные регионы зависят от нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии, пояснила руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. В марте и апреле цены на нефть упали, что в итоге и дало снижение поступлений, напомнила она.
Однако многие налоги уплачиваются с временным лагом, поэтому отчетность за март–апрель отражает ситуацию и в начале года, пояснила ведущий эксперт ЦМАКП Елена Пенухина. В феврале экономика всё же продолжала работать, цены на энергоресурсы были не на столь низких уровнях, напомнила она. Гораздо более провальными с точки зрения поступлений будут май и июнь — в этот период в бюджеты пойдут налоги за практически полностью нерабочий период, резюмировала эксперт.
При подсчете потерь за два месяца драматизм несколько смазывается, более иллюстративными были бы отдельные оценки за апрель, согласилась Елена Анисимова.
Бенефициары пандемии
Впрочем, несколько субъектов за март и апрель, напротив, существенно нарастили доходную базу. Тройка лидеров — Чукотка, Ханты-Мансийский АО — Югра и Республика Саха (Якутия). Они получили 10, 104 и 62 млрд рублей, что на 70, 47 и 43% больше, чем годом ранее.
Несмотря на ощутимый прирост доходов, вряд ли пандемия позитивно отразится на регионах в конечном счете, считает Елена Анисимова.
По ее словам, поступления в бюджеты тех же ХМАО и Якутии тесно коррелируют с финансовым результатом «Сургутнефтегаза», чья прибыль, в свою очередь, зависит от валютных переоценок. В 2019 году курс доллара был несколько выше, чем в 2018-м, а в I квартале 2020-го и вовсе находился на беспрецедентно высоких уровнях, что могло повлиять на платежи компании в марте–апреле и, соответственно, на наполнение бюджетов.
А на доходы Чукотки, как, впрочем, и Якутии мог повлиять значимый рост цен на золото в апреле, добавила Елена Анисимова. По прогнозам агентства, падение прибыли регионов по итогам года окажется на уровне 15%.
«Известия» обратились в российские субъекты с просьбой прокомментировать, как пандемия отразилась на их бюджетах и спрогнозировать, как ситуация сложится в дальнейшем. На запрос ответили в Москве, Республиках Алтай, Марий Эл, Крым, Чувашия, Башкортостан, Карелия, в Забайкальском, Краснодарском, Пермском краях, Томской, Орловской, Курской, Брянской, Самарской, Иркутской, Калужской, Ленинградской, Московской, Тульской, Челябинской, Ростовской областях, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском-Югра АО.
В целом, регионы сообщили, что за январь-апрель получили существенно меньше доходов, чем ожидалось. Потери не выглядят катастрофичными, однако с начала мая падение резко ускорилось, сообщают в субъектах. Например, за две недели этого месяца доходы Томской области уменьшились на 18% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Потери в ближайшие месяцы будут только нарастать, уверены в регионах, темпы увязаны с длительностью карантина. Наступят сроки уплаты налогов за периоды почти полной остановки деловой активности, кроме них, негативно влиять на бюджеты будут отсрочки и списания налогов для отдельных отраслей, а также льготы для поддержки региональной экономики.
Впрочем, например, в Ленобласти не ожидают отклонения доходов от плановых показателей. Пресс-служба комитета по финансам сообщила, что ухудшение сборов НДФЛ и налога на имущество организаций будет компенсировано за счет налога на прибыль и других источников. Планового исполнения бюджета ожидают также в ХМАО-Югра.
Заммэра столицы Владимир Ефимов уточнил «Известиям», что бюджет Москвы по итогам года недополучит 15-20% доходов или 600 млрд рублей. Это связано не только с замедлением экономической активности, но и с антикризисными мерами: льготами, отсрочками и так далее, отметил он.
Получили меньше, потратили больше
Пандемия коронавируса отразилась и на расходах региональных бюджетов. Так, за прошедшие март–апрель субъекты потратили 2,25 трлн рублей, что на 450 млрд, или на 25%, больше, чем в прошлом году. Самый резкий рост показали Татарстан, Адыгея и Чечня: плюс 59, 48 и 45% по сравнению с 2019-м.
Тройка регионов с крупнейшими бюджетами — Москва, Московская область, Санкт-Петербург — также расширила свои траты. Их расходы составили 557 (+42%), 123 (+36%), 111 (+8%) млрд рублей соответственно.
Впрочем, и объемы поддержки из центра за эти два месяца также резко подскочили. Субъекты за март–апрель получили безвозмездную помощь на сумму 500 млрд рублей, что на 34% больше, чем годом ранее.
15 апреля Владимир Путин перед совещанием с членами правительства поручил выделить регионам дополнительно 200 млрд рублей на повышение устойчивости бюджетов. А 1 апреля премьер Михаил Мишустин объявил, что на реструктуризацию задолженности субъектов перед казной зарезервировано 170 млрд. Еще одна мера поддержки регионов: освобождение их от необходимости платить по задолженности перед центром в 2020 году.