Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Великобритании рабочие базы ядерных подлодок запланировали забастовку
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
Президент Болгарии назвал невозможной победу Украины над Россией
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минтранс разработал изменения в законодательство, предусматривающие создание инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности. Они подразумевают появление специальных дорожек и парковок для электросамокатов. Эксперты неоднозначно оценили эту инициативу. Подробности — в материале «Известий».

Учесть СИМ

Министерство транспорта РФ подготовило проект приказа, который предусматривает создание дорожной инфраструктуры для СИМ. Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Он создан в рамках утвержденной вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным дорожной карты по дополнительному нормативно-правовому регулированию развития средств индивидуальной мобильности (СИМ) и обеспечению безопасности дорожного движения при их использовании. В соответствии с предложениями Минтранса при разработке комплексных схем организации дорожного движения должны «обосновываться решения по развитию инфраструктуры в целях обеспечения движения пешеходов, велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в том числе строительству и обустройству пешеходных переходов, велодорожек и велосипедных полос».

Также проект приказа предполагает при организации дорожного движения учитывать интересы лиц, использующих СИМ, при организации дорожного движения на дорогах общего пользования. В частности, предусмотрено создание и размещение велосипедных и велопешеходных дорожек, велосипедных полос, а также «мест для стоянки велосипедов и средств индивидуальной мобильности».

самокат
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Иными словами, региональным и муниципальным властям необходимо будет предусматривать зоны и дорожки для движения СИМ, а также создавать места для их парковки. Это позволит уменьшить число ситуаций, когда на электросамокатах или моноколесах катаются по проезжей части или по тротуарам, мешая водителям и пешеходам. А создание отдельных мест для парковки СИМ должно избавить города от таких устройств (в первую очередь взятых напрокат), как попало брошенных на тротуарах и газонах.

В случае введения ограничений или запретов при проведении ремонтных или строительных работ, согласно подготовленному Минтрансом документу, необходимо будет создавать проекты по изменению движения не только автомобилей и пешеходов, но и СИМ. Это также позволит избежать конфликтов между автомобилистами, пешеходами и водителями электросамокатов, когда последние вынуждены объезжать место ремонта по дороге или тротуару.

Электросамокатов становится больше

Как следует из пояснительной записки, начиная с 2020 года общее количество СИМ в России увеличилось в пять раз, а количество поездок с использованием арендованных электросамокатов выросло в 20 раз. По оценкам Минтранса, в общей сложности в России эксплуатируется более 750 тыс. различных средств индивидуальной мобильности. Столь бурный рост нового вида транспорта не мог не сказаться на аварийности.

ДТП с самокатом
Фото: агентство городских новостей «Москва»

В ведомстве, со ссылкой на данные Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, отмечают, что если в 2020 году в стране было зафиксировано 331 ДТП с участием СИМ, то в 2021-м их число выросло более чем в два раза — до 672 происшествий. Итогом 2022 года стала 941 авария с СИМ, а за девять месяцев прошлого года число таких инцидентов выросло до 2647. Увеличивается и смертность: если в 2020 году из-за СИМ погибли шесть человек, что в 2022 году жертвами таких происшествий стали уже 19 человек, а за три квартала прошлого года 31 человек.

Разработанный проект приказа «позволит обеспечить развитие инфраструктуры для СИМ и улучшить качество условий для их движения на дорогах и улицах, что повысит безопасность и эффективность дорожного движения», отмечается в пояснительной записке к документу.

Останется на бумаге

Инициатива Минтранса вряд ли сможет изменить ситуацию с аварийностью СИМ и улучшить условия для этих участников дорожного движения, считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. По его мнению, в первую очередь нужно решить вопрос с регистрацией этих устройств, а также с ответственностью за нарушения ПДД для их водителей.

— Безусловно, будет неплохо, если в городах появятся отдельные дорожки для движения электросамокатов, однако не за счет сужения автомобильных дорог и отказа от парковочных мест. Весь вопрос в том, будут ли водители СИМ передвигаться по ним или по-прежнему продолжат сновать между пешеходами на тротуарах и автомобилями на проезжей части. Прежде всего необходимо решить вопрос с регистрацией этой техники, чтобы нарушителей можно было привлечь к ответственности на основе данных с камер фиксации нарушений ПДД. Автоинспекторов, которые бы могли контролировать электросамокатчиков, около каждого столба не поставишь, — заявил он «Известиям».

Похожая картина складывается и с парковками СИМ, считает вице-президент НАС. По его словам, операторы кикшеринга уже ввели собственные внутренние штрафы для пользователей, оставляющих прокатные электросамокаты в неположенном месте. Что касается водителей на личных СИМ (прежде всего курьеров на электровелосипедах), то в отсутствие должного контроля они продолжат бросать их, где им удобно.

Антон Шапарин напомнил, что прошлой весной депутатами совместно с НАС были разработаны законопроекты, предусматривающие регистрацию СИМ через сервис «Госуслуги», а также детально прописывающие ответственность для водителей СИМ за нарушения ПДД. Однако эти документы получили отрицательный отзыв правительства, отметил он.

— В итоге к открытию нового сезона использования СИМ мы приходим с теми же нерешенными вопросами, что были в прошлом и позапрошлом годах. А с учетом увеличения числа такой техники на улицах городов проблем с СИМ будет только больше, — полагает вице-президент НАС.

Первым делом — инфраструктура

Иной точки зрения придерживается член Общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто. По его мнению, именно создание соответствующей инфраструктуры является первоочередной задачей для решения вопросов, связанных с СИМ.

самокаты
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— Я уверен, что большая часть водителей электросамокатов едет по тротуарам или проезжей части не потому, что им так хочется, а потому что им просто больше негде ехать. Отсюда и конфликтные ситуации как с автомобилистами, так и с пешеходами, — заявил он «Известиям».

По мнению эксперта, предложения Минтранса могут стать фундаментом для создания единых стандартов для организации дорожного движения с учетом СИМ.

— Насколько я знаю, эти требования планируется закрепить в градостроительных нормах. Это позволит комплексно подходить к дорожному движению. Строится новый микрорайон — застройщик должен будет предусмотреть соответствующую инфраструктуру для СИМ. Благоустраивается или реконструируется та или иная улица — в проекте также должны быть дорожки и парковки для электросамокатов. От этого выиграют и автомобилисты, и пешеходы, и водители СИМ, — уверен Игорь Моржаретто.

Прямой эфир