Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На испанском курорте Тенерифе из-за сильного прибоя погибли три человека
Авто
Аналитики подсчитали число автоновинок России в ноябре
Авто
УАЗ перенес старт продаж обновленного «Патриота»
Мир
Землетрясение магнитудой 7,2 произошло на севере Японии
Мир
Стоимость меди достигла исторического максимума
Армия
Средства ПВО сбили 15 украинских БПЛА над регионами России
Спорт
ХК «Трактор» сообщил об уходе исполняющего обязанности главного тренера Рише
Происшествия
Система ПВО сбила несколько воздушных целей над Белгородской областью
Интернет и технологии
Число каналов в мессенджере MAX превысило 87 тыс.
Экономика
Мишустин заявил о росте ВВП России на 10% за последние три года
Общество
В Wildberries опровергли получение досудебной претензии от Aurus Cashmere
Мир
Глава МИД Польши созвал экстренное совещание Совета стран Балтийского моря
Армия
В Британии оценили темпы продвижения ВС РФ в зоне СВО
Общество
Бизнесмен Ебралидзе получил новый срок в колонии за уклонение от уплаты налогов
Авто
«Госуслуги» начнут сообщать водителям об отсутствии ОСАГО
Интернет и технологии
Путин поручил обеспечить финансирование нацпроектов технологического лидерства
Экономика
Алиханов отметил рост объема взаимной торговли РФ и Индонезии почти на 18%

Сегодня ты рисуешь джаз: в ГМИИ ищут истоки творческой свободы

Пушкинский музей сопоставил восточные орнаменты на одежде и западный абстракционизм
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Что общего между хазарскими халатами XIX века и абстракциями Василия Кандинского? Где грань между прикладным искусством, призванным радовать глаз, и экспериментами в сфере чистого цвета и формы? Ответы на эти вопросы должна дать выставка Пушкинского музея «Восточный джаз», объединившая более 30 предметов текстиля, два десятка произведений живописи из западных собраний и шедевры графики из собственных фондов ГМИИ.

Белый зал и пространство вдоль главной лестницы в основном здании Пушкинский музей традиционно отдает под главные, самые важные выставки сезона. И зрители уже привыкли ожидать от таких проектов максимальной концентрации шедевров. Но кураторы «Восточного джаза» делают ставку на иное: оригинальную концепцию, сопоставляющую не только разные культуры, но и эпохи, стили и сами формы творчества.

Те, кто придет посмотреть на шедевры абстракционизма, возможно, будут разочарованы отсутствием главных имен. Да, здесь есть несколько работ Василия Кандинского, но только одна из них — на холсте, к тому же очень известная, из постоянной экспозиции ГМИИ, — «Импровизация № 20 (Две лошади)» (1911), а две других — небольшие, хотя и прекрасные, акварели. Другие российские гении беспредметности и вовсе не представлены. Что же касается западных имен, подборка выглядит очень случайной и фрагментарной: ну в самом деле, как можно обойтись без Джексона Поллока, Марка Ротко, Пита Мондриана, Жоана Миро?

Вместо них — Джоан Митчелл, Никола де Сталь, Ханс Хартунг, Антони Тапиес — фигуры весомые, но всё же не основополагающие. Видимо, такой задачи — устроить ликбез по абстракционизму — и не было. Скорее, кураторы стремились найти удачные «рифмы» с азиатскими орнаментами, и во многом это удалось. Например, гуашь «Листья и цветы» Александра Колдера выполнена в тех же цветах, что и шелковый зимний халат XIX века из Бухары, и их соседство наводит на мысль о том, что законы гармонии, цветовые сочетания, в общем-то, универсальны для всех культур.

К эффектным совпадениям относятся и все геометрические узоры. Отдельный отсек на выставке выделен под экспонаты с ритмичным чередованием черных и белых линий. На шелкографиях Франсуа Морелле рисунок менее плотный, чем на азиатских тканях, и в нем можно усмотреть внутреннюю драматургию, особое напряжение между различными элементами — этого, конечно, нет в орнаментах. И всё же первая реакция — «ух ты, это ведь почти одно и то же!».

Идея о влиянии неевропейского искусства (в том числе прикладного) на западных модернистов и основанные ими в начале XX века художественные течения, не нова: широко известно, например, о связи кубизма Пабло Пикассо с африканскими статуэтками и посудой. Но выводить весь абстракционизм из орнаментов Средней Азии — всё же натяжка. В ГМИИ вроде бы избегают таких грубых формулировок и предлагают просто увидеть общие корни у этих явлений. Однако поможет ли это публике понять суть беспредметной живописи? Или же, наоборот, укрепит в подозрении, что сотни безвестных портных из Узбекистана делали, по сути, то же, что звезды арт-мира, только продавали дешевле?

Ответ стоит искать в тех немногих работах на выставке, которые обыгрывают именно мотив одежды или текстиля. Например, ассамбляж «Кожаный галстук для композитора» Джима Дайна (1961) или висящий без подрамника холст «Просмоленные складки» Патрика Сэйтура (1973). Высокое искусство рождается в тот момент, когда концепция, отсутствующая у прикладных жанров, встречается с особой свободой воплощения — не создающей, а ломающей шаблон.

И в этом плане название выставки, апеллирующее к поздней графической серии «Джаз» Анри Матисса, представляется очень точным — пусть даже и музыки как таковой в залах ГМИИ не звучит. Музыкальный стиль в данном случае — синоним творческой свободы. А уж где ее было больше — на Западе или на Востоке, — зритель может решить сам.

Читайте также
Прямой эфир