Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Пресс-релизы
Россия и страны Африки продолжат развивать совместные проекты в области энергетики
Армия
Группировка войск «Запад» за сутки уничтожила 32 пункта управления БПЛА ВСУ
Мир
Глава МИД Ирана подтвердил встречу с делегацией США в Омане
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 23 украинских БПЛА над двумя регионами России
Мир
Китай пообещал «бороться до конца» с тарифами Трампа
Мир
Мадуро сообщил о введении в стране чрезвычайного экономического положения
Мир
В Сербии проведут шествие «Бессмертного полка»
Мир
СМИ сообщили об увольнении Трампом представителя США в военном комитете НАТО
Мир
Bloomberg сообщило о падении состояния Илона Маска ниже $300 млрд
Экономика
Патрушев сообщил об экспорте 1,9 млн т российской рыбной продукции в 2024 году
Наука и техника
В РФ создали базу опасных побочек передовых онкопрепаратов
Мир
WP сообщила о личной просьбе Маска к Трампу отменить высокие пошлины
Авто
Правительство не поддержало увеличение лимитов выплат по ОСАГО
Общество
СК возбудил дело по факту гибели жителя села Погребки при атаке дрона ВСУ
Армия
Для бойцов группировки войск «Центр» провели занятия по тактической медицине
Мир
Глава ВОЗ допустил возможность возникновения новой пандемии
Мир
В Эстонии рассмотрят проект о применении оружия против подозрительных торговых судов

"Рос-си-я! По-бе-да! Вау!"

Ой, они так свистели и вопили, что я подумала было: это фанаты "Фабрики звезд" и "Народного артиста" сбежались на гала-концерт под открытым небом. Девушки, вольготно расположившись на плечах юношей, размахивали российскими триколорами, ведущая Яна Чурикова задорно призывала публику скандировать: "Спа-си-бо!", "Рос-си-я!" А потом появились и выпускники "Фабрики", и "Народные артисты".
0
Ирина Петровская
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ой, они так свистели и вопили, что я подумала было: это фанаты "Фабрики звезд" и "Народного артиста" сбежались на гала-концерт под открытым небом. Девушки, вольготно расположившись на плечах юношей, размахивали российскими триколорами, ведущая Яна Чурикова задорно призывала публику скандировать: "Спа-си-бо!", "Рос-си-я!" А потом появились и выпускники "Фабрики", и "Народные артисты". Последние - трое молодых людей, облаченные в форму танкистов, - исполнили песню про "экипаж машины боевой". При этом "три танкиста, три веселых друга" так нежно обнимались и так ласково поглядывали друг на друга, что старая боевая песня неожиданно обрела совершенно иное, современное, сказала бы я мягко, звучание.

Как следует разглядев "сценическую площадку" и заглянув в программу передач, я все-таки сообразила, что это не гала-концерт "фабрикантов", а праздничный концерт ко Дню Победы в прямой трансляции с Красной площади. Косвенно на это указывали и ряженные в форму военных лет артисты, и немногочисленные ветераны в орденах, сидящие в первых рядах импровизированного зрительского зала, и, конечно, президент России Владимир Путин, восседающий рядом с ветеранами. Хотя овация, которую публика устроила Диме Билану, безусловно, затмила даже овацию в честь президента. Казалось бы, молодым людям в майках с эмблемами молодежных движений и с российскими флагами в руках все равно, в честь кого свистеть и вопить. Но вот поди ж ты - Билана встречали так, словно он, как минимум, выиграл-таки прошлогодний конкурс "Евровидение" и, как максимум (в свете отмечаемого праздника) - самолично взял Берлин и водрузил Знамя Победы над рейхстагом. По случаю великого праздника кумир молодежи даже подтянул брюки, обычно почти спадающие с бедер, так что широкая резинка от трусов - новомодная деталь современного молодежного "прикида" - не бросалась в глаза ошарашенным ветеранам.

Заслуженный есаул российской эстрады Олег Газманов появился перед публикой в солдатской гимнастерке времен Великой Отечественной - с орденом Боевого Красного Знамени и медалью "За отвагу". Исполняя вместе с группой "Ума Турман" песню "Эх, путь-дорожка, фронтовая", он, призывая народ аплодировать, крикнул: "Так, а ручки ваши где?", а пританцовывая в такт музыке, вдруг воспроизвел нижней частью тела те игривые па, которыми прославился некогда Майкл Джексон.

Добрые старые военные песни в исполнении молодой и уже не очень молодой "попсы" в лучшем случае узнавались с трудом, а в худшем - кардинально меняли смысл (см. "Три танкиста, три веселых друга"). Увенчанные наградами, убеленные сединой старики-ветераны казались лишними на этом празднике жизни, хотя каждый из выходивших на сцену, разумеется, выкрикивал поздравления тем, кто спас мир и сохранил жизнь на земле. В финале концерта Яна Чурикова призвала публику: "Давайте крикнем так громко, чтобы мир услышал, кто кричит: "Рос-си-я!", "По-бе-да!" Красная площадь взорвалась бешеными воплями: "Вау!" Старики молчали.

Их, стариков-ветеранов, вспоминают раз в году - как женщин на 8 Марта и Деда Мороза на Новый год. С каждым годом самый великий и самый народный праздник теряет ту пронзительность и щемящую печаль, которую сохранили лучшие старые фильмы и песни о войне. В новых фильмах о войне, которые наряду со старыми теперь обязательно показывают телеканалы в День Победы, фронтовики выглядят такими же ряжеными, как "попсовики", навесившие бутафорские ордена. Бравые вояки, они одним махом семерых убивахом, их, смелых, и пуля боится, и штык не берет. Эта война не трогает, не ужасает - как не трогают и не ужасают разные компьютерные "стрелялки", в которые играют охочие до развлечений взрослые люди. И что самое печальное - такие фильмы не прибавляют знания о самой страшной и кровопролитной войне двадцатого столетия, как, впрочем, почти не прибавляет этих знаний и телевидение вообще.

В преддверии 62-й годовщины Победы разве что один Сергей Гапонов в программе "Время" в течение нескольких дней рассказывал вместе с настоящими фронтовиками малоизвестные или неизвестные истории времен той войны. Но в коротких сюжетах много ли успеешь рассказать?

А 9 мая в том же "Времени" после пафосных отчетов о том, как страна отмечает праздник, показали сюжет корреспондента "Первого канала" в Германии Дмитрия Сошина. В бывший концлагерь Бухенвальд, ставший теперь музеем, приезжает группа немецких подростков. Их сопровождает по музею пожилой уже немец, отец которого воевал на Восточном фронте. Работа экскурсоводом в бывшем концлагере - это его персональная форма покаяния за то, что сотворили отцы. Он заставляет юных немцев прочувствовать, как это было: показывает печи в крематории, пыточные инструменты, фотографии и кинохронику, запечатлевшую узников концлагеря. Он хочет, чтобы чувство вины перед миром сохранилось и в молодых людях - как гарантия того, что подобный ужас никогда не повторится. Потрясенные лица подростков говорят сами за себя: на этом страшном месте они прочувствовали то, о чем прежде лишь читали. Они запомнят свое потрясение на всю жизнь. Для них война - не байки времен царя Гороха, а живая и по-прежнему болезненная история.

Боюсь, что далеко не все наши юные, собравшиеся "на Диму Билана" в День Победы у стен Кремля, смогут с ходу назвать даты начала и окончания Великой Отечественной войны, не говоря уже о ее главных битвах и прославленных героях. Однако никакого системного просветительства никто не ведет: ни родители, ни школа, ни тем более телевидение - источник знаний. Поэтому для многих 9 Мая - просто возможность погулять, посмотреть салют, увидеть живьем Диму Билана и вдоволь погорланить патриотические "кричалки". А старики с печальными глазами, которым эти же юнцы в обычной жизни вряд ли уступят место в трамвае, - это так, приложение к празднику. Пусть уж посидят с молодыми, пусть послушают старые песни о главном в прикольном исполнении новых главных "песняров". Да и многие ли из тех, кто еще живы, в состоянии принять участие в подобных торжествах? Это ж какое здоровье надо иметь и какие уши, чтобы не оглохнуть от воплей молодежной тусовки и звуков нынешней "му"!

И только канал "Культура" не стал участвовать в официальных торжественных мероприятиях. Он постарался выдержать ту ноту щемящей печали, которая в грохоте оркестров почти не слышна. В День Победы в его эфире были "Два бойца", "Белорусский вокзал", "Баллада о солдате", "Военно-полевой роман", "Песни войны и Победы" в человеческом исполнении, "Линия жизни" с режиссером-фронтовиком Петром Тодоровским. А вечером здесь вспоминали Булата Окуджаву, тоже фронтовика, родившегося по мистическому совпадению 9 мая. В фильме Владислава Виноградова "Арбатский романс" о нем с нежностью и благодарностью говорили его друзья. Журналист Юрий Рост рассказывал об окуджавском восприятии войны - тихом, драматическом, лишенном всякого пафоса.

А потом в Доме-музее Булата Шалвовича в Переделкине по традиции собрались барды, артисты и поэты. Они пели песни Окуджавы, и так это было не похоже на то, что пелось и кричалось на других каналах, что казалось, это происходит на какой-то другой планете, где еще остались люди с иными лицами, способные тихо подпевать и так же тихо радоваться или печалиться.

Настоящая печаль всегда тиха, как и радость, - если она со слезами на глазах. Слова из этой замечательной песни, посвященной Дню Победы, сначала затерли до невозможности, а затем слезы вообще отодвинули на задний план. Осталась только радость - громогласная, пафосная, временами просто бессмысленная: "Рос-си-я! По-бе-да! Вау!"

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением