Под крылом авиатакси

Депутаты Мосгордумы приняли в первом чтении законопроект о развитии региональных перевозок с использованием малой авиации. По мнению представителей фракции "Единая Россия" в столичном парламенте, после создания системы авиатакси город реально сможет претендовать на звание мировой туристической столицы.
Главная идея проекта "авиатакси" наладить постоянное авиасообщение между столицей и крупными городами Центрального федерального округа. На реализацию проекта, по мнению его разработчиков, должно понадобиться всего 5 лет и 12,5 миллиарда рублей. За эти деньги столичные транспортники намерены реконструировать полуразрушенные аэродромы городов, создать несколько крупных диспетчерских центров, проложить воздушные коридоры и построить дополнительные взлетные полосы для авиатакси на существующих подмосковных аэродромах.
Реализовывать проект решено в несколько этапов. Сначала восстановлению подвергнутся аэродромы и вертолетные площадки, расположенные в радиусе 25, 100 и 300 километров от столицы. После того, как туда полетят первые самолеты, посадочные площадки начнут строить и в более удаленных городах. Уже в 2010 году столичные власти надеются связать с Москвой не менее 16 городов, находящихся в радиусе 800 километров. Если проект будет реализовываться успешно, то по этим направлениям будут летать около 250 специальных самолетов.
Сумма проекта не должна пугать москвичей, заверил "Москву" председатель комиссии МГД по городскому хозяйству, член фракции "Единая Россия" в Московской городской думе Степан Орлов. Москва абсолютно не обязана платить все эти деньги за восстановление авиационного сообщения в других регионах. Городу достаточно заплатить всего 1,27 миллиарда, а остальные деньги дадут инвесторы, которые уже стоят в очереди и готовы принять участие в этом проекте. Мы уже договорились о возрождении аэропортов Иванова и Калуги. В ближайших планах Ульяновск и Нижний Новгород. Заинтересованы Киров и Белгород.
Возрождать авиационное сообщение с использованием малой авиации безусловно нужно, но делать это надо централизованно, считает член фракции "Единая Россия" в Мосгордуме Инна Святенко. Программе надо придать федеральный статус. Она требует колоссальных инвестиций, и без участия федерального центра ее реализацию Москве не осилить. Кроме того, деньги должны давать не только коммерческие структуры, но и региональные власти, заинтересованные в развитии своего региона.
По замыслу авторов законопроекта, контролировать деятельность авиаперевозчиков должен специальный созданное в Москве ГУП, а авиакомпании для участия в проекте будут отбираться по конкурсу. Выбор моделей самолетов, выполняющих функции авиатакси, также останется на усмотрении компании-перевозчика, но согласовывать их полеты все равно будет городская структура. Цены на перелет также будут устанавливать перевозчики. По оценкам экспертов, стоимость билетов на авиатакси от Москвы, к примеру, до Иванова составит примерно 20 долларов, до Кирова 40. Для сравнения: поезд от Москвы до Кирова идет 13 часов, билет в плацкартный вагон стоит 420 рублей, в купейный 800. На "авиамаршрутке" добраться в Киров можно будет за 2,5 часа.
Принимая этот законопроект, мы даем толчок для развития целой отрасли экономики, считает депутат фракции "Единая Россия" в Мосгордуме Степан Орлов. С развитием малой авиации Москва автоматически может претендовать на статус мировой туристической столицы. В России и Центральном федеральном округе, в частности, существует огромное количество мест, привлекательных для иностранцев с туристической точки зрения. Если мы сможем быстро и комфортно их туда доставлять, поток туристов обязательно возрастет. Что касается экономического эффекта от реализации этой программы, то он очевиден: это и налоговые поступления, и увеличение капитализации городских активов.
Единственный минус дефицит билетов
В европейских странах на долю маршрутных авиатакси приходится около 80% всех перелетов. Правда, принцип предоставления таких услуг там совершенно иной. Частные лица или компании арендуют самолеты на длительный срок и сами составляют маршрут. Кроме того, на Западе развита персональная авиация. Состоятельные люди покупают себе самолеты и вертолеты, платят арендную плату за место в ангаре и обслуживание авиатехники на аэродроме, а при необходимости буквально за час могут получить разрешение на взлет.
Кроме того, в последние годы небольшие авиаперевозчики Европы практически открыли новый сегмент рынка. За небольшие деньги они предлагают совершить перелет в любую точку Европы. Так, долететь из Барселоны в Париж можно всего за 30 евро, а билет из Кельна практически в любую точку Европы стоит всего 25 евро. Такие фирмы уже составили серьезную конкуренцию крупным авиакомпаниям. Их принцип: самолет это "рейсовый автобус", главная цель которого быстро и недорого доставить пассажира из точки "А" в точку "В". Чтобы сократить затраты на перелет, такие авиакомпании избавились практически от всех услуг. В таких самолетах не кормят, не раздают прохладительных напитков, не предлагают чай или кофе. Единственное, на что может рассчитывать авиапассажир, так это на свежую газету в дороге. Кроме того, компании, предоставляющие услуги авиатакси в Европе, сильно упростили процедуру регистрации на рейс. Войдя в терминал, пассажиры оказываются в самолете буквально в считанные минуты. Единственный минус таких авиаперелетов большой дефицит билетов. Как правило, места в авиатакси надо заказывать заранее.
Анатолий Бабков