Конкурс Чайковского открылся на высшем уровне
В свежеотремонтированном Большом
зале Московской консерватории торжественно открылся XIV Международный конкурс имени П.И.
Чайковского. Первыми на сцену поднялись премьер-министр России Владимир Путин и
Валерий Гергиев, выступавший в этот вечер в роли председателя оргкомитета
конкурса.
Владимир Владимирович дважды сорвал овации публики. Первый раз - назвав Конкурс Чайковского нашим национальным достоянием. Второй - когда объявил, что
работы по реконструкции
консерваторского комплекса не прекращаются и будут завершены в 2016 году.
Гергиев был непривычно краток и лишь объявил конкурс открытым. И,
действительно, уже сегодня в Москве вовсю разворачиваются баталии молодых музыкантов по специальностям «виолончель» и «фортепиано». Завтра в Петербурге к ним присоединятся скрипачи, а существенно позже - и опять-таки на невских берегах - вступят в соревнование певцы.
Некоторой задержки начала церемонии,
вызванной ожиданием высоких гостей, многие из приглашенных почти не заметили.
Одни с пристрастием изучали изменения, постигшие БЗК (зал явно стал более светлым), и восхищались восстановленным витражом Святой Цецилии. Другие
самозабвенно предавались богемному общению.
В зале наблюдалось три очага
светского ажиотажа: возле Валерии с Иосифом
Пригожиным, Елены Образцовой и Тамары Синявской и, конечно, вокруг Галины
Вишневской, которая пришла в сопровождении дочери Елены. Великая певица,
ожидая начала действия в кулуарах, многозначительно улыбалась и желала всем
участникам «хорошего, справедливого конкурса».
Короткую протокольную часть вечера в
полной мере компенсировал конферанс Святослава Бэлзы. Он решил, что будет крайне оригинально «оправдывать» звучание в торжественном
концерте музыки Верди, Бизе,
Гуно или Доницетти цитатами из дневников и писем Чайковского. Цитатами, надо заметить, не
всегда лестными. Временами получалось грустно, порой - комично.
Что касается непосредственно концертной программы, то в этот вечер победитель IV конкурса среди скрипачей Владимир Спиваков инструмента в руки не брал, а лишь встал за дирижерский пульт своего любимого детища -- Национального филармонического оркестра России. После исполнения нашего национального гимна и «Праздничной увертюры» Шостаковича его оркестр, по большей части, сосредоточился на помощи триумфаторам конкурсов недавних лет.
Программа гала-представления, в основном, была составлена из легкоузнаваемых и
очень «громких», в прямом смысле, произведений. Так что теперешнюю акустику
нового – старого, но по-прежнему легендарного зала, этим праздничным вечером в
полной мере оценить было затруднительно. Пока запах свежей краски ощутимее атмосферы таинственных гармоний.
Денис Мацуев сыграл обязательный для
каждого конкурсанта-финалиста Первый фортепианный концерт Чайковского (правда,
только его первую часть). Но так гиперэкспрессивно, что брызги с его лица разлетались
фонтаном. Будто не было тех 13 лет, что прошли с момента победы Мацуева на конукрсе 1998-го.
Настоящей звездой вечера явилась победительница прошлогоднего конкурса сопрано
Альбина Шагимуратова. И дело не только в том, что за ее плечами уже есть
блистательные выступления на всех самых престижных площадках мира: от
Зальцбурга до Милана, от Лондона до Нью-Йорка. А в том, что она была
обворожительно хороша в своем нынешнем московском выступлении. И выбрала при этом
виртуозный репертуар - будь то арии
Лючии, Джульетты или Джильды.
Имен других лауреатов Конкурса
Чайковского в программке не значилось. По
окончанию концерта немногие отправились на торжественный
прием. Большинство на ночь глядя предпочли ограничиться пищей духовной.