Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Пресс-релизы
Россия и страны Африки продолжат развивать совместные проекты в области энергетики
Армия
Группировка войск «Запад» за сутки уничтожила 32 пункта управления БПЛА ВСУ
Мир
Глава МИД Ирана подтвердил встречу с делегацией США в Омане
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 23 украинских БПЛА над двумя регионами России
Мир
Китай пообещал «бороться до конца» с тарифами Трампа
Мир
Мадуро сообщил о введении в стране чрезвычайного экономического положения
Мир
В Сербии проведут шествие «Бессмертного полка»
Мир
СМИ сообщили об увольнении Трампом представителя США в военном комитете НАТО
Мир
Bloomberg сообщило о падении состояния Илона Маска ниже $300 млрд
Экономика
Патрушев сообщил об экспорте 1,9 млн т российской рыбной продукции в 2024 году
Наука и техника
В РФ создали базу опасных побочек передовых онкопрепаратов
Мир
WP сообщила о личной просьбе Маска к Трампу отменить высокие пошлины
Авто
Правительство не поддержало увеличение лимитов выплат по ОСАГО
Общество
СК возбудил дело по факту гибели жителя села Погребки при атаке дрона ВСУ
Армия
Для бойцов группировки войск «Центр» провели занятия по тактической медицине
Мир
Глава ВОЗ допустил возможность возникновения новой пандемии
Мир
В Эстонии рассмотрят проект о применении оружия против подозрительных торговых судов

Компания Абрамовича подзаработает в Северной Корее

«Распадской», входящей в Evraz, удалось наладить поставки в КНДР
17
Компания Абрамовича подзаработает в Северной Корее
Фото: raspadskaya.ru
Выделить главное
Вкл
Выкл

Натянутые отношения между Америкой и Северной Кореей не мешают группе Evraz, крупнейшим акционером которой является Роман Абрамович, выгодно сотрудничать с обеими этими странами: входящая в холдинг угольная компания «Распадская» начала продавать уголь в КНДР. По итогам 2013 года общий объем поставок «Распадской»в Северную Корею может составить $32 млн — это сопоставимо с половиной всего прошлогоднего экспорта из России в КНДР.

За первое полугодие 2013 года «Распадская» поставила в Северную Корею коксующегося угля на $4,5 млн, следует из отчетности компании. В общем объеме экспорта «Распадской» это около 4%, что делает КНДР пятым по объему продаж экспортным рынком угольной компании (после Китая, Украины, Южной Кореи и Японии).

— Коммерческое предложение поступило во второй половине 2012 года со стороны клиента из Северной Кореи. Так как условия предстоящей сделки были интересны компании, мы подтвердили готовность к поставке пробной партии. Затем в Междуреченск приехала корейская делегация, прошли переговоры с коммерческой службой, в рамках принятой практики по клиентам в странах АТР мы организовали посещение подразделений компании (добыча, обогащение, отгрузка), а также лаборатории качества продукции на обогатительной фабрике, — рассказали на «Распадской». — Затем был подписан разовый контракт, как со всеми новыми клиентами, для поставки пробной партии. Следующий контракт был подписан на год, что по текущему рынку считается долгосрочным.

В посольстве КНДР в России «Известиям» сообщили, что, кроме «Распадской», никто из российских угольщиков не поставляет продукцию в Северную Корею. Там же уточнили, что получатель угля — Металлургический комбинат им. Ким Чака — одно из крупнейших металлургических предприятий Северной Кореи. Суммарная проектная мощность Меткомбината им. Ким Чака по всем видам продукции, по разным данным, 5–6 млн т, однако в последние годы завод существенно недозагружен. По южнокорейским оценкам, объем реального производства стали во всей Северной Корее составляет 1,25 млн т в год (сама КНДР статистику много лет не публикует). 

Объем поставок угля с «Распадской» в Северную Корею — до 20 тыс. т (4–5 железнодорожных маршрутов) ежемесячно в рамках действующего годового контракта, рассказали в компании. Цена привязана к международной системе ценообразования (котировка австралийского HCC со скидкой за качество для марки SHCC). То есть сумма всего контракта — около $32 млн, посчитал аналитик БКС Олег Петропавловский: текущая рыночная цена коксующегося угля составляет $152 за т (FOB Австралия), но средняя цена за первое полугодие была $134.

— За прошлый год весь двусторонний товарооборот между Россией и Северной Кореей составил менее $80 млн, — рассказывает Людмила Захарова, старший научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН. — На данный момент торговля между нашими странами в кризисном состоянии, на Россию приходится менее 1% внешнеторгового оборота КНДР.

В 2012 году российский экспорт в КНДР составил $65 млн, сообщили «Известиям» в Минэкономразвития. КНДР среди внешнеторговых партнеров России занимает 124-е место с «удельным весом 0%», констатировали в ведомстве. С начала этого года, правда, произошел прирост продаж: по итогам января-июля 2013 года двусторонний внешнеторговый оборот России и КНДР превысил $56 млн (рост на 31% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года), в том числе российский экспорт составил почти $51 млн (увеличение на 38%).

Небольшой объем прямой торговли частично компенсируется другими формами экономического взаимодействия, продолжает Людмила Захарова. Например, по имеющимся оценкам, около $100 млн в год составляют так называемые услуги рабочей силы: специалисты из КНДР приезжают работать в Россию (на текущий год квота для северокорейских рабочих достигает 35 тыс. человек). Поскольку в КНДР нехватка сельскохозяйственных земель, есть проекты по предоставлению корейцам в аренду сельхозугодий в Приморском крае. В последние годы несколько активизировалось инвестиционное направление российско-северокорейского сотрудничества. На днях завершилась реконструкция железной дороги Хасан-Раджин. Инвестиции в этот совместный проект Российских железных дорог и Министерства железных дорог КНДР составили более $200 млн.

Согласно данным, предоставленным Минэкономразвития, объем накопленных инвестиций из России в КНДР на конец первого квартала 2013 года составлял всего $572 тыс., тогда как из КНДР в Россию — свыше $79  млн.

Evraz — вертикально интегрированная глобальная компания с активами не только в России, но и в других странах, в том числе в США. Североамериканское подразделение Evraz объединяет несколько крупных металлургических компаний, ранее известных как Oregon Steel, Rocky Mountain Steel, Claymont Steel и Ipsco.

— Evraz в некоторой степени рискует. В условиях действующих против КНДР американских санкций любая крупная компания с подразделениями в США несет определенные риски, работая с Северной Кореей, — предупреждает Людмила Захарова. — Америка включает в список санкционируемых объектов северокорейские банки и организации, которые причастны к ракетно-ядерной программе. И все юрлица, действующие на территории США, вступая в экономические отношения с компаниями из этого списка, попадают под действие соответствующего закона и могут не только получить штрафы, но и вообще потерять доступ к американскому рынку и американской банковской системе. При этом, в отличие от санкций ООН, американские правила подразумевают достаточно широкую трактовку, чем могут воспользоваться недоброжелатели Evraz. Конечно, сталелитейную промышленность достаточно сложно притянуть к ракетно-ядерной программе, но при желании можно.

Контракт с КНДР был выверен на предмет международных рисков, заверили «Известия» в «Распадской».

— У Evraz в Америке много активов, но поставки на этот рынок небольшие. Гораздо опаснее для нее потерять допуск к местной банковской системе, — считает Олег Петропавловский. — Но все-таки американский рынок цивилизованный, вряд ли кто-то из конкурентов Evraz захочет спекулировать на ее отношениях с КНДР. К тому же привязать сталелитейное производство к ядерной программе будет крайне сложно. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением