Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госрасходы во втором сроке Трампа выросли на $154 млрд
Политика
В Госдуме назвали глупым решением санкции США в отношении «Аэрофлота»
Мир
Министр обороны Нидерландов анонсировал выделение €150 млн Украине на ПВО
Армия
Путин заявил о необходимости учитывать опыт СВО при подготовке военных моряков
Армия
Дюмин сообщил о стабильной ситуации и положительной динамике в зоне СВО
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Здоровье
Аллергиков предупредили об обострениях из-за потепления в Москве
Мир
NYT сообщила о визите делегации Украины в США для встречи по ресурсной сделке
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Армия
«Купол Донбасса» предотвратил атаку украинского дрона на молокозавод в Горловке
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
Путин сообщил о строительстве 49 кораблей в ВМФ РФ за последние пять лет
Общество
Решетников предположил рост турпотока по РФ до 48 млн поездок летом 2025 года
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве
Главный слайд
Начало статьи
Большие планы
Томский проект
«Полкан» над тайгой
EN
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Сибири создан прототип большого беспилотного самолета. Радиус действия нового дрона — одна тысяча километров. На это расстояние он может доставить не менее 200 кг полезной нагрузки. Он будет востребован и как военно-транспортный или дрон-бомбардировщик. Изначально его создавали как транспортный БПЛА для восточных регионов страны, где расстояние между населенными пунктами часто измеряется сотнями километров. Причем ему не нужна взлетно-посадочная полоса, он может «разгрузиться» парашютным способом.

Большие планы

Прототип будущего большого транспортного беспилотного самолета разработан научно-производственным центром «Беспилотные авиационные системы» (НПЦ БАС), который недавно открылся в Томске. В планах разработчиков поднять большой беспилотник в воздух в августе-сентябре 2025 года и начать программу сначала летных, а следом и совместных испытаний БАС в выполнении прикладных задач над сибирской тайгой, рассказали «Известиям» в НПЦ БАС.

Размеры беспилотника внушительные: длина фюзеляжа около 6 м, а размах крыла около 10. Грузоподъемность аппарата — более 200 кг. Беспилотный самолет оснащен поршневым двигателем мощностью 100 л.с. и сможет совершать полеты на дальность до 1000 км со скоростью 150–180 км/ч.

полроаб
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Корнев

Основное назначение аппарата — транспортировка грузов. Габариты фюзеляжа сечением примерно метр на метр рассчитаны на размещение достаточно объемной полезной нагрузки.

Для беспилотника будет разработана и система беспосадочной доставки груза — за счет сброса контейнера на парашюте. Это позволит наладить доставку в точки, которые не имеют своей взлетно-посадочной полосы.

Конечно, аппарат обладает всеми возможностями современных дронов: наблюдение и мониторинг, передача информации в реальном времени оператору, автоматические взлет-посадка и следование по проложенному маршруту.

На больших сибирских расстояниях необходимо решить вопрос связи с аппаратом в условиях отсутствия сотовых сетей — это будет сделано с помощью спутниковой связи.

Возможное военное применение такого аппарата видится в первую очередь именно в его основном качестве — как военно-транспортной машины. Именно для доставки и десантирования грузов БПЛА подходит больше всего и не требует серьезных доработок.

Фактически любой БПЛА — машина двойного назначения, рассказал «Известиям» военный эксперт Василий Дандыкин.

купупцукеи
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Корнев

— Всем известная сейчас «Баба-яга» изначально была сельхоздроном, поливающим химией поля, — напомнил он. — Его быстро приспособили, и он оказался очень неприятным аппаратом, занимающимся не только снабжением, но и использующимся на линии фронта как бомбардировщик, способный нести серьезные боеприпасы. Новый дрон из Сибири имеет лучшие характеристики, чем машины ВСУ. Дроны, недавно сбитые в Подмосковье, несли по 60 кг взрывчатки. Наша машина может поднять 200 кг — она в разы мощнее. Немаловажно и то, что наша машина не одноразовый камикадзе. Она может долететь до цели, сбросить полезную нагрузку и вернуться назад — это должно быть дешевле, чем посылать машины в один конец. Из таких аппаратов можно будет формировать эскадрильи, наращивать ими огневую мощь при работе на тех или иных направлениях.

Конечно, они будут востребованы и в народном хозяйстве. Областей применения таких БПЛА, особенно в сибирских условиях, много: доставка посылок и товаров, запчастей для любой техники и нефтегазовой промышленности, медикаментов и множество других вариантов использования.

Томский проект

НПЦ БАС был создан в рамках национального проекта развития беспилотных авиационных систем (БАС) для разработки и выпуска дронов, подготовки специалистов по их эксплуатации, а также разработки и реализации проектов по их применению в разных областях экономики.

пукпмук
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Корнев

Центр получил федеральную субсидию на оснащение нескольких площадок для создания полноценного производства беспилотных летательных аппаратов.

Было закуплено и установлено современное производственное оборудование, которое позволяет вести выпуск БАС практически любого калибра — от небольших аппаратов с массой в пару килограмм до крупных машин с размахом крыла в несколько метров. НПЦ выполняет полный цикл разработки, производства и применения БАС.

В Парабельском районе Томской области создан летно-испытательный комплекс, на котором будут испытываться как сами аппараты, так и методики применения БАС. Планируется подготовка специалистов по эксплуатации и обслуживанию беспилотников для всей страны.

«Полкан» над тайгой

Создание новых аппаратов занимает длительное время, поэтому уже сейчас НПЦ БАС приступил к использованию в практических задачах нескольких готовых авиационных комплексов. Самый серьезный готовый беспилотник в летном парке томичей — аппарат самолетного типа ДИАМ-20 компании ДИАМ-АЭРО. Этот БАС с массой 30 кг может пролететь до 1000 км. Он оснащен поршневым двигателем и выполнен по аэродинамической схеме «утка» с толкающим винтом. Продолжительность полета — 10 часов. При длине около 2 м размах крыла аппарата составляет 4 м. Он оснащен системой видеонаблюдения и может брать на борт до 6 кг полезной нагрузки.

ыаммав
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Корнев

Основное назначение такого беспилотника — мониторинг земной поверхности. БАС стартует с катапульты и после выполнения маршрутного задания приземляется на парашюте. Аппарат гражданский и будет использоваться в Сибири для контроля лесных пространств, мониторинга протяженных инфраструктурных объектов — таких как нефтепроводы и линии электропередачи.

Оборудование для мониторинга может быть сменным — от обычной системы видеонаблюдения до техники высокого разрешения, мультиспектральных камер, тепловизоров и специального магнитометрического оборудования. За один полет ДИАМ-20 может осмотреть до 200 кв. км территории.

В военной сфере ДИАМ-20 можно привлекать для ведения визуальной разведки и в том числе в реальном времени и в ночное время.

В томском центре БАС уже сегодня ведутся работы по созданию аппаратов собственной разработки. В первую очередь они предназначены для решения транспортных задач — в отсутствие дорог на просторах сибирской тайги возможность оперативной доставки грузов весьма актуальна.

Беспилотный летательный аппарат «Полкан М1» при взлетной массе до 100 кг может брать на борт до 40 кг груза и везти его на расстояние до 100 км на максимальной скорости до 140 км/ч. Продолжительность полета — один час. «Полкан» оснащен электрической силовой установкой, первый полет запланирован летом этого года. Для его эксплуатации уже требуется взлетно-посадочная полоса — не более 500 м ровной поверхности.

гммг
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Корнев

Особенности аппаратов такого типа — отработанные алгоритмы автоматического взлета и посадки. И, конечно, предполагается автоматическое следование на заданной высоте полета по проложенному на карте маршруту. Современные системы навигации завязаны на спутники и обеспечивают точность определения координат с ошибкой в считаные метры.

Конечно, «Полкан» может вести мониторинг и наблюдать за местностью, но для него это вспомогательная задача. Основная — доставка грузов, и даже корпус летательного аппарата имеет соответствующую конфигурацию, напоминающую фюзеляж транспортного самолета Ан-14 «Пчелка». Аппарат будет участвовать в нескольких пилотных проектах доставки грузов на территории Сибири.

123

На следующем этапе развития проекта планируются работы по увеличению продолжительности и дальности полета, а также масштабирования размеров «Полканов» следующих поколений.

Вероятное военное применение здесь полностью аналогично гражданскому — срочная доставка грузов. После доработок, если обеспечить разгрузку беспосадочным способом, его можно использовать в качестве бомбардировщика, но всё же это в первую очередь специализированная транспортная машина.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением