Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
FT узнала о предложении в Белом доме исключить Канаду из альянса «Пять глаз»
Мир
Посол РФ указал на желание Москвы сохранять каналы связи с Германией
Пресс-релизы
Студенты и выпускники модных вузов примут участие в Московской неделе моды
Культура
Алена Свиридова выпустила ремейк трека «Будет так» к выходу фильма «Красный шелк»
Мир
Лавров встретился с президентом Ирана Пезешкианом
Мир
СМИ сообщили об утверждении Мерца на пост председателя ХДС/ХСС в бундестаге
Спорт
Валерий Карпин покинул пост главного тренера ФК «Ростов»
Экономика
В Минсельхозе рассказали о росте объема производства вина на 18% в январе
Экономика
Жители Курской области смогут оформить льготную ипотеку под 2%
Мир
В США в возрасте 113 лет умерла старейшая в мире из переживших холокост женщин
Общество
Выброшенную со смотровой площадки «Ласточкиного гнезда» кошку Мусю спасли
Общество
Умерла народная артистка РСФСР Валерия Хугаева
Политика
Захарова указала на нелегитимный характер санкций против Ирана и РФ
Армия
Военнослужащие РФ поразили пункт управления БПЛА ВСУ на херсонском направлении
Общество
Суд продлил арест блогеру Шабутдинову до 12 августа
Спорт
Теннисист Андрей Рублев проиграл французу Кантену Алису на турнире в Дубае
Мир
МИД РФ заявил об отсутствии у Европы права участвовать в переговорах по Украине
Мир
FT узнала о предложении в Белом доме исключить Канаду из альянса «Пять глаз»
Мир
Посол РФ указал на желание Москвы сохранять каналы связи с Германией
Пресс-релизы
Студенты и выпускники модных вузов примут участие в Московской неделе моды
Культура
Алена Свиридова выпустила ремейк трека «Будет так» к выходу фильма «Красный шелк»
Мир
Лавров встретился с президентом Ирана Пезешкианом
Мир
СМИ сообщили об утверждении Мерца на пост председателя ХДС/ХСС в бундестаге
Спорт
Валерий Карпин покинул пост главного тренера ФК «Ростов»
Экономика
В Минсельхозе рассказали о росте объема производства вина на 18% в январе
Экономика
Жители Курской области смогут оформить льготную ипотеку под 2%
Мир
В США в возрасте 113 лет умерла старейшая в мире из переживших холокост женщин
Общество
Выброшенную со смотровой площадки «Ласточкиного гнезда» кошку Мусю спасли
Общество
Умерла народная артистка РСФСР Валерия Хугаева
Политика
Захарова указала на нелегитимный характер санкций против Ирана и РФ
Армия
Военнослужащие РФ поразили пункт управления БПЛА ВСУ на херсонском направлении
Общество
Суд продлил арест блогеру Шабутдинову до 12 августа
Спорт
Теннисист Андрей Рублев проиграл французу Кантену Алису на турнире в Дубае
Мир
МИД РФ заявил об отсутствии у Европы права участвовать в переговорах по Украине
Главный слайд
Начало статьи
«Русские освободили нас от нацизма»
«Без вдохновения вы превращаетесь в ремесленника»
«Я учил правильно держать скрипку Пьер Ришара»
«Фильм могут забыть, а музыка Прокофьева или Шостаковича останется на века»
Выделить главное
Вкл
Выкл

Знаменитый композитор румынского происхождения Владимир Косма только что издал в Париже «Мои мемуары». В них она написал о музыке к фильму «Игрушка» и многим другим хитам французского кинематографа, пластике Луи де Фюнеса и Жан-Поля Бельмондо, опросе «Известий» про предпочтения советской публики и многом другом. Теперь он рассказал «Известиям» о своем сталинском детстве, выступлениях в Москве и Санкт-Петербурге и безуспешных попытках «отмены» русской культуры на Западе.

«Русские освободили нас от нацизма»

— Ваша книга открывается главой «Ребенок Сталина» — Un enfant de Staline. В вашем детстве советский вождь, пишете вы, был для вас «героем, спасителем, благодетелем всего человечества». И даже сегодня, когда видите его портрет, вы не скрываете, что испытываете сильную ностальгию. С чем она связана?

Название «Ребенок Сталина» нарочито цепляет читателя, но в моем случае так оно и было. Румыния оказалась страной, которую, как и Францию, оккупировали фашисты. Русские во главе со Сталиным победили Германию и избавили нас от нацизма. После освобождения страны сотни тысяч людей устраивали манифестации на улицах и площадях, скандировали «Сталин! Сталин! Сталин!» Никто тогда не располагал свидетельствами его преступлений.

— В молодые годы, которые вы провели в Румынии, откровением для вас стала симфоническая сюита «Шехерезада» Римского-Корсакова. Более того, вы признательны русским и французским композиторам, которые освободили румынские концертные залы от господства немецкой музыки.

В Бухаресте ребенком я слушал Гайдна, Бетховена, Моцарта — музыку, которая меня не трогала и в конце концов надоела. Но однажды я попал на репетицию «Шехерезады». Тогда мне неожиданно открылся совершенно другой мир — яркий, красочный, живописный, импрессионистский, который меня сразу покорил.

— В «Моих мемуарах» вы рассказываете, какое влияние на вас оказали русская и советская культура.

Россия — великая музыкальная держава: напомню хотя бы имена титанов минувшего столетия — Стравинского, Скрябина, Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна. В Бухарест приезжали Ойстрах, Гилельс, Рихтер, которые для меня были абсолютными гениями, и мы, молодежь, жадно впитывали эту культуру. Посмотрите, кого сегодня исполняют больше всего в мире, — по-прежнему Шостаковича и Прокофьева, до уровня которых поднялись совсем немногие из западных композиторов. В советские годы Шостаковича критиковали — и в частности Жданов. Но известно и то, что сам Сталин и окружение очень его ценили. Произведения Шостаковича неслучайно всё время исполняли в стране, а его самого так часто награждали Сталинской (пять раз. — «Известия») и другими премиями. В Советском Союзе он имел возможность жить и работать.

— Сегодня русская культура на Западе находится под прессом санкций — обмены, по сути, заморожены, наших артистов и музыкантов приглашают редко, выставок нет, балет больше не гастролирует.

Даже умудряются где-то «запрещать» Чайковского! Всё это я нахожу печальным, нелепым и смехотворным. Не знаю, как это организовано. Но когда я слышу, что говорят про Россию по телевидению, мне становится страшно. Я всего этого в вашей стране не видел и ничему не верю. Но вы же знаете, что такое промывание мозгов?! Если с утра до вечера вам твердят одно и то же, то в конце концов вы начинаете терзаться вопросом: «А если всё это правда? Может, я действительно заблуждаюсь?»

— Вы не хотели бы снова поехать в Россию, чтобы посмотреть на всё своими глазами?

Я выступал в Москве и в Санкт-Петербурге, где встречал полную энтузиазма публику — такой больше нет нигде в мире! Поездки произвели сильнейшее впечатление, прием мне оказывали исключительный — после концертов дарили иконки, цветы, игрушки и даже банки с вареньем. Я с удовольствием бы снова поехал в Россию, но боюсь самолетов, путешествую только поездом. Не знаю, можно ли сегодня отправиться в Россию по железной дороге.

Я издал «Мои мемуары», чтобы рассказать о том, что на самом деле видел. Потому что сегодня про вашу страну по телевидению, радио и в газетах рассказывают здесь что-то ужасное, от чего можно просто свихнуться. Я хотел бы вернуться, но боюсь, что моя поездка будет воспринята как политический акт, а я человек не политики, а музыки. Для меня значение страны определяется ее культурой, а не ее промышленностью или благосостоянием.

косма
Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Panoramic

— Какое место занимает сегодня русская классика в вашем музыкальном пантеоне?

— Первостепенное. Правда, мне ближе новатор Скрябин, чем великий Чайковский, он более традиционный. В Санкт-Петербурге я побывал на Тихвинском кладбище, где похоронены Глинка, Чайковский, Мусоргский, Римский- Корсаков, Антон Рубинштейн, Бородин, Балакирев, Цезарь Кюи, почтил их память.

«Без вдохновения вы превращаетесь в ремесленника»

— В своих воспоминаниях вы рассказываете о самых популярных музыкальных произведениях у россиян. Вам есть чем гордиться?

В концертную программу выступлений в России мне пришлось включить свою музыку к фильму «Игрушка», который пользовался в России колоссальным успехом. Это произошло после того, как в «Известиях» напечатали опрос о любимых произведениях россиян: тогда первое место заняла Симфония № 40 Моцарта, второе — моя музыка к «Игрушке» и третье — Пятая симфония Бетховена. Я был польщен таким неожиданным результатом, и хотя слегка разочарован вторым местом, склонил голову перед моим коллегой Моцартом (улыбается). Я выступал несколько раз с выдающимся скрипачом Вадимом Репиным, с Лионским симфоническим оркестром мы исполняли мой Берлинский скрипичный концерт. Сейчас мы с Вадимом собираемся его записать.

— Вы создали музыку более чем к 500 фильмам — возможно, больше, чем любой другой композитор. Что служит вам на протяжении более шести десятилетий источником вдохновения?

Вдохновение — лишь 10% творчества, но именно оно важнее всего. Всё остальное — труд. Без вдохновения вы превращаетесь в ремесленника. Вполне возможно, что озарение нисходит прямо от Господа Бога, который вдруг посылает тебе музыкальную идею — три-четыре ноты, которые основа всего. И я всегда благодарю за них Всевышнего. Но затем с этими нотами надо работать, превращать их в произведение. С самого начала я понял, что кино предоставляет композитору уникальные возможности для самовыражения. Сегодня я считаю себя музыкантом, работающим для кино.

косма
Фото: Global Look Press via ZUMA Press/Laurie Dieffembacq

— Вы снимали кино с замечательными режиссерами — Жераром Ури, Ивом Робером, Франсисом Вебером, Этторе Скола, Жан-Жаком Бенексом, Эдуаром Молинаро. Они были вашими друзьями, союзниками, единомышленниками?

— Принято говорить о них как о друзьях. Но для меня друзья — это те, с кем ты связан с раннего детства. У режиссеров с актерами у меня профессиональные отношения — за исключением Ива Робера, который был самым близким мне человеком, мы сотрудничали с ним в десятке лент. Обычно вас приглашают поработать в кино не из дружеских симпатий, а потому что именно ваша музыка нужна их картине. В противном случае выбирают кого-то еще.

«Я учил правильно держать скрипку Пьер Ришара»

— Какую роль в фильме играет ваша музыка?

— Я стремлюсь к тому, чтобы она была абстрактной, а не описательной, которая рассказывает о происходящем на экране. Возьмите мои самые популярные фильмы — скажем, комедию «Высокий блондин в черном ботинке», в которой музыка создает атмосферу, задает ритм, — этого достаточно. Кстати, на съемках этого фильма я учил правильно держать скрипку Пьер Ришара, который появляется в нем с симфоническим оркестром. Он оказался способным учеником.

— Сочиняя музыку, вы принимаете во внимание личность актеров, которые заняты в том или ином фильме?

Для меня актер, особенности его игры даже важнее сценария. Пьеру Ришару с его особой пластикой подходила одна музыка, а Луи де Фюнесу с его специфической жестикуляцией — абсолютно другая.

— Американское кино доминирует?

Оно выражает национальную псевдокультуру, которая довлеет над культурой немецкой, итальянской, французской и других стран. Но и в американской есть замечательные вещи. Например, я большой поклонник американского джаза, который, возможно, является важнейшим изобретением в музыке нашей эпохи.

Владимир Косма и Пьер Ришар (второй справа) на премьере фильма «Мистер Штайн идет в онлайн»

Владимир Косма и Пьер Ришар (второй справа) на премьере фильма «Мистер Штайн идет в онлайн», 2017 год

Фото: Global Look Press via ZUMA Press/Panoramic

— Не возникало ли соперничество между вами и другими знаменитыми композиторами — например, с Эннио Морриконе или с Мишелем Леграном, который многие годы был вашим ментором?

— А как же без этого?! Непременно возникало. Ревность — обычное дело. Я был моложе Морриконе и Леграна, которые видели, что я превращаюсь в опасного соперника. Например, мы с Морриконе боролись за то, кому из нас двоих закажут музыку для фильма «Ас из асов» Жерара Ури с Жан-Полем Бельмондо. Тогда я одержал верх. Когда на улице кто-то насвистывает мелодию из одного моих фильмов — это высшее признание успеха.

«Фильм могут забыть, а музыка Прокофьева или Шостаковича останется на века»

— Мишель Легран всегда переживал, что его классическая музыка, в отличие от легкой, не пользуется должным успехом. Вы автор оперы «Мариус и Фанни», симфонических и камерных произведений, но известны во всем мире как композитор для кино. Не жалеете, что не написали больше «серьезных» произведений?

— Моя музыка для кино всегда пользовалась таким успехом, что мне сожалеть абсолютно не о чем. Зачем, спрашивается, искать счастья в других жанрах, не будучи уверенным в том, что этот труд оценят? Композитор пишет музыку для своего времени. Бах сочинял для церкви, Гайдн и Гендель — для королевских празднества и торжеств, Бетховен — для буржуа и аристократов. Сегодня кино занимает в жизни несравненно больше места, чем опера или балет, которые остаются элитным жанром. Благодаря кино, радио и телевидению нашу музыку слушает огромное число людей.

— Но почему вы предпочитаете слушать, а не смотреть «Лебединое озеро» или «Щелкунчика»?

Я считаю, что музыка должна быть самоценна, независимо от того, написана она для кино, театра или оперы. Я с удовольствием хожу на балет, но мне не меньше нравится музыка сама по себе. Когда я слушаю «Петрушку» или «Жар-птицу» Стравинского, «Болеро» или «Дафниса и Хлою» Равеля, мне не нужен балет на сцене — эти шедевры прекрасны без танцовщиков. Да и сегодня, в отличие от прошлых времен, музыку для балетов сочиняют редко, предпочитая использовать уже написанную: берут Пятую симфонию Бетховена и придумывают для нее хореографию.

косма
Фото: Getty Images/David Wolff - Patrick

— Разве не унизительно было великим советским композиторам порой писать музыку для кино исключительно ради заработка?

— А что в этом унизительного? Фильм могут забыть, а музыка Прокофьева или Шостаковича останется на века.

Справка «Известий»

Владимир Косма родился в Бухаресте в семье румынских музыкантов в 1940 году. В 23 года отправился в Париж изучать музыку в школе известного педагога Нади Буланже. В течение восьми лет работал со знаменитым композитором Мишелем Леграном. Гастролировал как скрипач по всему миру. Написал музыку к фильмам с участием популярных актеров — Луи де Фюнеса, Пьера Ришара, Жан-Поля Бельмондо, Жерара Филиппа, Софи Марсо и других. Среди его многочисленных премий — приз за лучшую музыку Московского международного кинофестивале 1982 года за ленту Жан-Жака Бенекса «Дива».

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением