Одна из постоянных и наиболее для меня привлекательных черт Каннского кинофестиваля — его киноманская специфика, сохраняющаяся, невзирая на гламур праздничной обертки и финансовые интересы участников кинорынка.
Например, картина Мишеля Хазанявичуса «Опасный», показанная в основном конкурсе, —- типичный киноманский продукт, прелесть которого ускользает от непосвященных. Когда-то Франсуа Трюффо объяснял, что часто дает персонажам имена своих знакомых: обычным зрителям всё равно, а свои оценят аллюзии. Завсегдатаи Канн, конечно, вспомнят и Годара, и Анну Вяземскую, и повальное увлечение маоизмом, и прекращение фестиваля по требованию лидеров «новой волны»… Они знают, что исполнитель роли Годара Луи Гаррель — представитель известной кинематографической династии, внук актера Мориса Гарреля, сын актера и режиссера Филиппа Гарреля, брат актрисы Эстер Гаррель, сам популярный актер и начинающий кинорежиссер.
Правда, молодому поколению зарубежных (то есть не франкоязычных) критиков и кинобизнесменам всё это более или менее безразлично, поэтому фильм их скорее разочаровал. Зато синефилы (так здесь с уважением называют людей, преданных кино) разбираются во всех тонкостях.
Если же рассматривать каннскую программу в целом, то там киноманских (синефильских) компонентов «для посвященных» хоть отбавляй. В основном они сконцентрированы в разделе «Канн классик» и в мероприятиях, посвященных 70-летию фестиваля.
На традиционной заставке — ведущей на небеса красной лестнице — появились имена режиссеров — лауреатов фестиваля в разные годы, начиная с Рене Клемана, фильм которого «Битва на рельсах» был победителем 1946 года. Список лестницы обновляется каждый день и выстраивается по негласной иерархии. К примеру, на вершине оказывается Орсон Уэллс (в первый день) или Федерико Феллини, а Тарковского можно найти на третьей ступеньке сверху — «Золотой пальмовой ветви» он не получал.
А вот и главный живой классик — Клинт Иствуд собственной персоной. У него мастер-класс, и он лично представляет свой вестерн (или «антивестерн») «Непрощенный».
Главный фильм — «Наши безумные годы» любимца Канн француза Андре Тешине. Главный аттракцион — открытый концерт на пляже, где днем вовсю уже загорают топлес. А в программе — знаменитая лента Нагисы Осимы «Коррида любви» (известная в мире как «Империя чувств»), эксплицитная сексуальность которой в конце 1970-х испугала дирекцию фестиваля, но была обнародована и легализована «Двухнедельником режиссеров». Теперь эта безусловная классика стала гордостью Каннского киносмотра в целом.
А рядом африканская экзотика («Солнце О» Меда Хондо) и «Мадам де…» Макса Офюльса — лучшая роль Даниэль Даррье, которой 1 мая исполнилось 100 лет, «Дневная красавица» Луиса Бунюэля и «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони, «Аталанта» Жана Виго, полная версия турецкой «Дороги», режиссер которой Йылмаз Гюней в период съемок сидел в тюрьме, и другие сокровища и легенды не только короткой истории кино, но и смежных экранных искусств: модных телесериалов (Дэвид Линч представляет первые эпизоды своего «Твин Пикса») и виртуальной реальности.
Может возникнуть вопрос, почему в этой исторической панораме нет наших отечественных фильмов? Ответ на него на удивление прост: показываются исключительно новые копии после цифровой реставрации, а у нас этот процесс, как и кино как искусство, не в почете. Поэтому у них — кинофилы, а у нас — киноманы.
В Каннах кинофилы, в первую очередь активисты местных киноклубов и студенты специализированных учебных заведений, получают особую аккредитацию. Правда, на просмотры их пропускают только на свободные места и в последнюю очередь, после прессы (она здесь на первом месте), гостей и профессионалов. Но им отдано на откуп несколько местных кинотеатров, где — пусть с небольшим опозданием — показываются фестивальные фильмы по их выбору (и, конечно, по мере возможностей, с разрешения продюсеров и/или прокатчиков). Так что культ (и культура) кино здесь живы и с большим или меньшим успехом от Круазетт распространяются по миру.
Автор — председатель Гильдии киноведов и кинокритиков, доктор искусствоведения, профессор Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова