Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков заявил о неспособности помощи США Киеву повлиять на ситуацию на фронте
Мир
Посольство РФ заявило об отсутствии данных о задержании россиян в Германии
Общество
Песков назвал Путина требовательным к представителям власти
Мир
Пашинян указал на необходимость делимитации границ Армении с Азербайджаном
Мир
Страны G7 рассказали о планах на замороженные активы России
Общество
В Тюменской области ограничили движение по дороге в Казахстан из-за паводка
Общество
Собянин представил стратегию развития столичного здравоохранения до 2030 года
Происшествия
ВСУ снова атаковали тренажерный центр Запорожской АЭС
Мир
Захарова заявила об отсутствии реакции ВОЗ на удары ВСУ по врачам и больницам РФ
Экономика
ФАС напомнила продавцам куриных яиц о запрете на необоснованное повышение цен
Мир
Генпрокуратура ФРГ подтвердила аресты подозреваемых в шпионаже в пользу РФ
Мир
МИД РФ указал на безразличие Запада к планам Киева атаковать Крымский мост
Мир
Захарова заявила об уничтожении прав украинцев новым законом о мобилизации
Мир
Google уволил 28 сотрудников после их антиизраильской забастовки
Мир
В раде указали на возможность мобилизации до 10 тыс. осужденных украинцев
Общество
В Оренбургской области за сутки освободились от воды более 870 домов

Канны киномана

Кинокритик Кирилл Разлогов — о культе и культуре кино на юбилейном Каннском кинофестивале
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Одна из постоянных и наиболее для меня привлекательных черт Каннского кинофестиваля — его киноманская специфика, сохраняющаяся, невзирая на гламур праздничной обертки и финансовые интересы участников кинорынка.

Например, картина Мишеля Хазанявичуса «Опасный», показанная в основном конкурсе, —- типичный киноманский продукт, прелесть которого ускользает от непосвященных. Когда-то Франсуа Трюффо объяснял, что часто дает персонажам имена своих знакомых: обычным зрителям всё равно, а свои оценят аллюзии. Завсегдатаи Канн, конечно, вспомнят и Годара, и Анну Вяземскую, и повальное увлечение маоизмом, и прекращение фестиваля по требованию лидеров «новой волны»… Они знают, что исполнитель роли Годара Луи Гаррель — представитель известной кинематографической династии, внук актера Мориса Гарреля, сын актера и режиссера Филиппа Гарреля, брат актрисы Эстер Гаррель, сам популярный актер и начинающий кинорежиссер.

Правда, молодому поколению зарубежных (то есть не франкоязычных) критиков и кинобизнесменам всё это более или менее безразлично, поэтому фильм их скорее разочаровал. Зато синефилы (так здесь с уважением называют людей, преданных кино) разбираются во всех тонкостях.

Если же рассматривать каннскую программу в целом, то там киноманских (синефильских) компонентов «для посвященных» хоть отбавляй. В основном они сконцентрированы в разделе «Канн классик» и в мероприятиях, посвященных 70-летию фестиваля.

На традиционной заставке — ведущей на небеса красной лестнице — появились имена режиссеров — лауреатов фестиваля в разные годы, начиная с Рене Клемана, фильм которого «Битва на рельсах» был победителем 1946 года. Список лестницы обновляется каждый день и выстраивается по негласной иерархии. К примеру, на вершине оказывается Орсон Уэллс (в первый день) или Федерико Феллини, а Тарковского можно найти на третьей ступеньке сверху — «Золотой пальмовой ветви» он не получал.

А вот и главный живой классик — Клинт Иствуд собственной персоной. У него мастер-класс, и он лично представляет свой вестерн (или «антивестерн») «Непрощенный».

Главный фильм — «Наши безумные годы» любимца Канн француза Андре Тешине. Главный аттракцион — открытый концерт на пляже, где днем вовсю уже загорают топлес. А в программе — знаменитая лента Нагисы Осимы «Коррида любви» (известная в мире как «Империя чувств»), эксплицитная сексуальность которой в конце 1970-х испугала дирекцию фестиваля, но была обнародована и легализована «Двухнедельником режиссеров». Теперь эта безусловная классика стала гордостью Каннского киносмотра в целом.

А рядом африканская экзотика («Солнце О» Меда Хондо) и «Мадам де…» Макса Офюльса — лучшая роль Даниэль Даррье, которой 1 мая исполнилось 100 лет, «Дневная красавица» Луиса Бунюэля и «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони, «Аталанта» Жана Виго, полная версия турецкой «Дороги», режиссер которой Йылмаз Гюней в период съемок сидел в тюрьме, и другие сокровища и легенды не только короткой истории кино, но и смежных экранных искусств: модных телесериалов (Дэвид Линч представляет первые эпизоды своего «Твин Пикса») и виртуальной реальности.

Может возникнуть вопрос, почему в этой исторической панораме нет наших отечественных фильмов? Ответ на него на удивление прост: показываются исключительно новые копии после цифровой реставрации, а у нас этот процесс, как и кино как искусство, не в почете. Поэтому у них — кинофилы, а у нас — киноманы.

В Каннах кинофилы, в первую очередь активисты местных киноклубов и студенты специализированных учебных заведений, получают особую аккредитацию. Правда, на просмотры их пропускают только на свободные места и в последнюю очередь, после прессы (она здесь на первом месте), гостей и профессионалов. Но им отдано на откуп несколько местных кинотеатров, где — пусть с небольшим опозданием — показываются фестивальные фильмы по их выбору (и, конечно, по мере возможностей, с разрешения продюсеров и/или прокатчиков). Так что культ (и культура) кино здесь живы и с большим или меньшим успехом от Круазетт распространяются по миру.

Автор — председатель Гильдии киноведов и кинокритиков, доктор искусствоведения, профессор Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова

Прямой эфир