Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором

Одним поясом едины

Политолог Виктор Пироженко - о геополитической выгоде Шелкового пути для России
23
Выделить главное
Вкл
Выкл

Завершился пекинский Форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП) и Морской Шелковый путь 21-го века» (коротко – «пояс и путь»). По охвату проблем и уровню представительства участников он стал одним из важнейших мировых событий.

Для России участие в пекинском форуме важно как демонстрация поддержки проекта, который, во-первых, имеет все шансы стать альтернативой исчерпавшей себя западной версии глобализации, а, во-вторых, может существенно посодействовать экономическому развитию нашей страны.

С момента своего выдвижения в 2013 году китайская инициатива вышла за рамки весьма узких первоначальных целей, получила значительную поддержку в мире, обросла сопутствующими проектами и задачами.

Первоначальный замысел «пояса и пути» состоял, видимо, в расширении экспортных поставок китайских товаров в Евросоюз и импорте в Китай энергоносителей, а также промышленного сырья из региона Большого ближнего Востока и Средней Азии. Вопрос этот к 2013 году, по мере усиления военного контроля США над морскими путями торговли КНР с западом Евразии, приобрёл для Пекина критический характер.

Поэтому среднеазиатские страны, через которые пролегает кратчайший путь к нефти Ирана и Персидского залива стали первыми приглашёнными к участию в проекте ЭПШП, а сама инициатива была оглашена Си Цзинпинем в столице Казахстана - Астане в 2013 году.

Симптоматично, что подавляющее большинство реализованных и запланированных проектов в рамках «пояса и пути» развивают транспортно-логистическую и трубопроводную инфраструктуру стран, через которые КНР прокладывает торговые пути к важнейшим для себя рынкам. Китайская сторона интенсивно строит и модернизирует железнодорожные и автомобильные пути, порты, перевалочные базы, трубопроводы.

На сегодняшний день Пекин выделил семь торговых направлений, которые должны соединить Китай с ЕС, РФ, Большим Ближним Востоком, Индокитаем, Пакистаном, Индией.

Протекционистские тенденции в политике администрации Трампа стали для КНР не только новым вызовом, но и придали проекту «пояс и путь» новый смысл. В январе в Давосе Си Цзинпин позиционировал китайскую инициативу как новую версию глобализации, а Китай – в качестве мирового лидера этого процесса.

Масштабные инфраструктурные проекты в странах разной культуры и политических традиций вдоль «пояса и пути» потребовали соответствующего политико-правового оформления, лучшего понимания культурных традиций и мотивов партнёров, гуманитарного и научно-технического сотрудничества, подымают экологические вопросы. Так в рамках китайской инициативы появляются сопутствующие смыслы международного взаимодействия, имеющие относительно самостоятельное значение.

Сама инициатива не предусматривает предварительных идеологических условий для участия в ней и, как сказал председатель КНР Си Цзиньпин в докладе на Форуме, направлена на азиатские, европейские и африканские страны, а также открыта для всех остальных стран.

Каков, с учётом сказанного, интерес России в этом проекте?

Представляется, что этот интерес выходит далеко за рамки простого транзита китайских товаров на рынок ЕС по евразийскому сухопутному корридору.

Обратим внимание, что президент РФ Владимир Путин в докладе на Форуме вёл речь о сложении разных интеграционных потенциалов - ЕАЭС, «Один пояс, один путь», ШОС, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, как основе для формирования большого евразийского партнёрства и предложил именно при таком подходе рассматривать повестку дня, продвигаемую КНР. Такое партнёрство может стать общей платформой преобразования Евразии, а ЕАЭС и китайская инициатива будут её ведущими составляющими.

Представляется, что в рамках евразийского партнёрства больше возможностей преодолеть ряд разногласий между крупными азиатскими государствами и, прежде всего, между Китаем и Индией. Известно, что индийское руководство не присутствовало на Форуме «пояса и пути».

В рамках большого евразийского партнёрства имеет смысл говорить и о конкретном экономическом наполнении сопряжения ЕАЭС и «пояса и пути». Очевидно, что такое сопряжение должно посодействовать развитию транспортно-логистической инфраструктуры России и ЕАЭС в целом, а также отраслей промышленности, связанных с её строительством.

Здесь российский интерес – в совместных с китайской стороной научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР) и локализации в России высокотехнологичного производства. Например, локомотивов и оборудования для высокоскоростных железнодорожных магистралей, где Китай добился значительных успехов. Однако китайские компании пока к этому не готовы и здесь предстоит ещё совместная работа.

России инфраструктурные проекты критически важны не только для экономического развития отдалённых регионов крайнего севера, но и для связывания огромных пространств всей страны, для экономичесого роста в целом. И сопряжение ЕАЭС с китайской инициативой, в принципе, может посодействовать этой задаче. В целом, китайская инициатива «пояс и путь» и встречная российская инициатива «большого евразийского партнёрства» станут, видимо, ещё одним направлением стратегического российско-китайского взаимодействия.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности