Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Президент для всех французов

Марин Ле Пен сделала ставку на личный бренд, чтобы привлечь избирателей проигравших кандидатов
0
Президент для всех французов
Фото: REUTERS/Charles Platiau
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На этой неделе второй финалист президентской гонки во Франции — Марин Ле Пен — объявила об уходе из руководства «Национального фронта», который она возглавляла с 2011 года.

Материалы по теме
3

Этот шаг — вполне логичный в контексте многолетних попыток Ле Пен смягчить как собственный, так и партийный имидж, избавившись от шлейфа ксенофобии и расизма, которым в прошлом отличался «Национальный фронт», — позволит ей предстать в образе лидера всей Франции, а не одной политической силы. Член «Нацфронта» заверил «Известия», что большая часть электората республиканца Франсуа Фийона и крайне левого кандидата Жан-Люка Меланшона ни за что не поддержит проект фаворита — Эммануэля Макрона и, значит, проголосует за Ле Пен. Эксперты в этом не уверены и отмечают, что столь стремительное дистанцирование от партии может обернуться политическими рисками.

По итогам первого тура президентских выборов в минувшее воскресенье Марин Ле Пен заручилась голосами 7,6 млн избирателей. Для партии, не являющейся политическим мейнстримом, но желающей в него влиться, это стало абсолютным рекордом: число избирателей, поддержавших 24 апреля «замах» Ле Пен на Елисейский дворец, превысило совокупное число голосов, отданных за «Национальный фронт» на всех других выборах за все последние годы.

Вместе с тем Марин Ле Пен всё же уступила независимому кандидату Эммануэлю Макрону: экс-министр экономики финишировал с 23,75% против 21,53%, отданных за его главную соперницу.

25 апреля Марин Ле Пен объявила об уходе с поста лидера «Национального фронта», объяснив это необходимостью объединить всех французов вокруг «проекта надежды, процветания и безопасности».

— Она хочет быть президентом всех французских граждан, — пояснил «Известиям» генсек одного из региональных отделений «Нацфронта» Гийом Вузело.

Ставка на личный бренд в противовес партийному вполне логично укладывается в контекст общего ребрендинга и политики «детоксикации», которую Марин Ле Пен последовательно проводит с 2011 года, когда она взяла бразды партийного правления в свои руки. Как известно, партия, по сути, досталась Марин в наследство от отца — Жан-Мари Ле Пена, известного своим провокационным отрицанием холокоста и прозванного французским кинематографом «дьяволом республики».

Начав с попыток смягчения откровенно антисемитской, расистской и ксенофобской риторики, которой «Нацфронт» грешил в годы Ле Пена-отца (которого дочь, кстати, выгнала из партии в 2015 году и теперь они даже не разговаривают), Марин продолжила партийную реформу, пытаясь расширить электоральную базу. В 2012 году в преддверии парламентских выборов во Франции появилось объединение под названием Rassemblement Bleu Marine — эдакий политический клуб по интересам, собравший несколько крайне правых партий и независимых политиков, разделяющих идеологию «Нацфронта», но не желавших официально становиться под его знамена.

Параллельно был взят курс и на смягчение имиджа самой Марин Ле Пен. В разгар президентской кампании лидер «Нацфронта» убрала из всех рекламных постеров все упоминания собственной фамилии, оставив лаконичное «Марин», а также попыталась максимально отойти от атрибутики «Нацфронта», придумав себе персональный логотип в виде синей розы.

Уход с партийного поста и обещание не назначать премьером кого-то из «Нацфронта» в случае прихода в Елисейский дворец стали последним шагом в попытке дистанцироваться от негативного образа «Нацфронта», противопоставив ему персональный бренд Марин. По расчетам это — вкупе с резким неприятием многими программы Макрона — должно привлечь к крайне правому политику электорат проигравших кандидатов.

Франсуа Фийон (получил 19,9%) уже призвал своих избирателей голосовать за Макрона, четвертый финалист гонки Жан-Люк Меланшон (19,6%) пока вообще воздержался от каких-либо рекомендаций. Но, как заверил «Известия» Гийом Вузело, в реальности значительная часть предвыборного лагеря Фийона категорически против «политической, медийной и олигархической системы, которую воплощает Макрон».

Да и некоторые идеи крайне левого Меланшона (вроде выхода из НАТО и его общего евроскепсиса) гораздо ближе к позиции Ле Пен, тогда как с Макроном точек соприкосновения нет.

— Прежде всего Ле Пен необходимо поднять свою привлекательность среди правых избирателей и тех, кто поддержал Николя Дюпон-Аньяна (этот кандидат в президенты получил порядка 5%) и даже Меланшона, которым претит идея голосовать за Макрона. Так что как Макрону нужно выйти за пределы движения «Вперед», так и ей надо выйти за пределы «Нацфронта», — сказал «Известиям» эксперт по Франции из Университета Ноттингема Пол Смит.

Вместе с тем заигрывание на чужом электоральном поле имеет и обратную сторону — это может отпугнуть от нее евроскептиков, считает директор немецкого Центра евразийских исследований Мануэль Оксенрайтер.

— Марин Ле Пен находится в сложной ситуации: с одной стороны, ей нужны голоса сторонников Фийона, но при этом она не должна потерять поддержку со стороны своего лагеря. В этом контексте ее решение временно покинуть свой пост имеет смысл, однако оно также представляет определенный риск, — сказал «Известиям» эксперт.

На фоне недовольства электората проигравших кандидатов программами как Макрона, так и Ле Пен (из-за чего финальный этап проходит скорее под лозунгом не «за», а «против») исход второго тура 7 мая будет во многом зависеть от того, чья именно позиция вызовет в итоге меньшее неприятие.


Прямой эфир