Николаус Кнауф – бренд, консул, меценат
Вроде бы так просто: богатства лежат прямо под ногами. Только на что их употребить? Горные инженеры братья Кнауф — Карл и Альфонс, тогда безвестные и безработные из-за жестокого экономического кризиса, а ныне прославленные в германской истории научно-технического прогресса, были первыми, кому пришла мысль сделать в промышленных масштабах главным компонентом индустрии строительных материалов гипс.
Этот минерал, применявшийся еще в древнем Египте и как бы «забытый» на столетия, дождался своего часа, когда в 1932 году братья, арендовав в соседнем Люксембурге в деревушке Шенген гипсовый рудник, начали его разработку. Вскоре неподалеку в городе Перль был построен первый завод по изготовлению сухих строительных смесей на основе переработки гипса.
Ныне слово «Шенген» вошло в политический словарь нашей планеты, а годовой оборот международной группы КНАУФ с ее 220 заводами, расположенными на пяти континентах, составляет 6,4 млрд. евро.
От братьев владение семейной фирмой перешло к их старшим сыновьям — Николаусу и Балдвину, который однажды образно сказал: «Хороший автомобиль должен иметь надежные тормоза и педаль газа. Так мы управляли им вместе». На посту управляющего партнера международной группы КНАУФ Николаус Кнауф находился с 1969 года в течение почти сорока лет. И поныне, как совладелец принимает в ее делах самое активное участие.
Мы встречались в минувшие годы неоднократно. В последний раз неделю назад в гостинице «Метрополь», где международная группа КНАУФ под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей проводила конференцию о влиянии нынешнего положения экономики на строительный комплекс России. Одним из первых докладчиков на этом форуме был Николаус Кнауф. Он говорил о пути повышения конкурентоспособности российской экономики с точки зрения иностранного инвестора. А я смотрел на зал, собравший около двухсот топ менеджеров, по существу элиту нашей стройиндустрии, и думал о том, что без этого человека немецкая компания не только не заняла бы лидирующие позиции в производстве гипсовых строительных и отделочных материалов, но и вообще не пришла бы в 1993 году на российский рынок.
По словам самого Николауса Кнауфа, ему пришлось убеждать своих сомневавшихся партнеров и учредителей в том, что крушение коммунистической системы в России и выбор ее в пользу демократии открывает для этой страны совершенно новые возможности. А значит — и для иностранных инвесторов. Людской и территориальный потенциал, огромные запасы полезных ископаемых, стремление к научно-техническому прогрессу и приобретению качественных стройматериалов — все это увлекало и убеждало немецкого прагматичного романтика в том, что стратегический выбор в пользу России не просто оправдает себя, но и станет этапным во всей деятельности семейного предприятия.
24 года работы на российском рынке полностью подтвердили правильность принятого тогда решения. Сегодня КНАУФ в регионах России — это 15 новых или кардинальным образом реконструированных предприятий, на которых работают 36 производственных линий. Среди 1400 наименований продукции этих предприятий — гипсокартонные листы, выпускаемые под фамильным брендом, «КНАУФ листы», теперь широко известные благодаря внедренному принципиально новому методу сухого строительства для внутренней отделки помещений.
Человек с обширным гуманитарным кругозором, который благодаря пытливому уму и упорству постиг многие премудрости горного и строительного дела на профессиональном уровне, он не пропускает возможности посетить важные для индустрии строительных и отделочных материалов российские конференции и встречи. Так, придя к заключению, что в нынешней ситуации важнейшим направлением деятельности немецкой фирмы в российских регионах становится локализация производства, Николаус Кнауф в ноябре прошлого года прилетел на проходивший в московском Центре международной торговли Международный экспортный форум «Сделано в России».
Его личный самолет, взявший старт под Мюнхеном из-за непогоды был перенаправлен в Санкт-Петербург. Там неутомимый пассажир пересел на самый ранний утренний «Сапсан» и ровно к началу форума появился в конгресс-зале в своем безукоризненно отглаженном блейзере с неизменным золотистым платочком в нагрудном кармане и при галстуке такого же цвета. Красивые чуть волнистые седые волосы, лучистые молодые глаза и приветливая улыбка никак не выдают в нем человека, которому перевалило за 80.
Внутренняя сдержанность и интеллигентность, мудрость лет ни в коей мере не делают его «дедушкой», которого можно обвести вокруг пальца в делах семейной фирмы. Убежденный в том, что нигде в мире нельзя основать новое дело так быстро, как в России, по его словам,
привлекательного рынка для любых инвестиций, он в бытность управляющим неизменно следовал своему кредо неукоснительного исполнения российских законов как лучшего метода победить бюрократизм и коррупцию.
Когда двадцать лет назад в одном из регионов местные чиновники «наехали» на компанию КНАУФ, что грозило крупными материальными убытками, Николаус Кнауф не терял оптимизма и решимости добиться справедливости. Так и получилось, когда Арбитражный суд решил все споры в ее пользу. И это ему принадлежит ставшая крылатой фраза, произнесенная на одном высоком собрании:
— Мы взяток не даем.
— Почему? — раздался чей-то явно обескураженный голос из зала.
— Потому, что не можем их провести по бухгалтерскому учету, — отчеканил баварский предприниматель.
При этом он прекрасно понимает влияние конкурентной среды, которой, как говорит с прямолинейным немецким юмором, мы благодарны за то, что она постоянно подталкивает нас в заднее место.
А ведь помимо бизнеса, повседневной вовлеченности в дела семейной фирмы Николаус Кнауф отдает время и весьма специфической работе. Вот уже 18 лет, как он на основании экзекатуры (соответствующего документа Министерства иностранных дел РФ) является Почетным консулом Российской Федерации с консульским округом в Северной Баварии.
Это и оказание консультационных услуг российским гражданам (а их в этой крупнейшей административной единице ФРГ свыше 27 тысяч человек). И содействие тем баварским компаниям, которые ведут бизнес с Россией. А еще многогранная социальная деятельность в российских регионах – поддержка детских больниц, садиков для малышей, домов ветеранов и инвалидов, и многое другое.
Культурное сотрудничество наших двух стран — отдельная большая тема, непосредственно связанная с меценатской деятельностью Николауса Кнауфа. Она столь же обширна, сколь и разнообразна, охватывая самые разные сферы. По заказу фирмы КНАУФ в Германии была создана трехмерная компьютерная модель архитектурной истории Кремля, часть которой вошла в экспозицию, выставленную в колокольне Иван Великий.
В одном из скверов Мюнхена высится памятник Федору Тютчеву, а в Брянской области на деньги мецената была воскрешена из руин тютчевская домовая церковь в селе Овстуг. Нельзя не упомянуть и реставрацию шедевра парковой архитектуры Петергофа — фонтана Тритон, картин Эрмитажа. Под патронатом почетного консула была построена Часовня Мира, как бы объединившая два кладбища — советских воинов и немецких, погибших в Сталинградском сражении. Последняя по времени благотворительная акция Николауса Кнауфа — передача приобретенных для дара Государственному мемориальному музею обороны и блокады Ленинграда рисунков замечательного живописца Народного художника СССР Якова Ромаса, сделанных в осажденном городе.
…8 апреля в кругу своих родных кавалер Ордена дружбы, врученного ему в соответствии с Указом президента Путина за большой вклад в развитие российско-германских дружественных отношений, Николаус Вильгельм Кнауф отметит 81-й день рождения.
— Что для вас возраст — бремя лет, данность, от которой никуда не деться?
— Старость? Я вообще не знаю, что это такое.
Никто не скажет об этом человеке лучше, чем он сам.
Автор - Борис Пиляцкин