Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Экономика
В Минсельхозе сообщили об отсутствии влияния экспорта баранины на цены в РФ
Армия
Новый комплекс подготовки спутников ввели в строй на космодроме Плесецк
Мир
Лукашенко указал на воровство среди президентов и чиновников Украины
Спорт
Матыцин выразил надежду на участие иностранных спортсменов в Играх дружбы
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Новая концепция АП: праздники как рецепт народного единства

Профессор НИУ ВШЭ, политолог Олег Матвейчев — о новых исторических смыслах и объединении людей через творчество
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Очень важно понимать, что делает людей единым народом. Что является теми пресловутыми духовными скрепами, о которых многократно говорили в предшествующие годы и над которыми посмеивается оппозиция? Почему один народ отделяет себя от другого и самокодифицируется как некая единая общность?

Влияет на этот процесс общая история, и не только настоящая, в которой мы все вместе живем, но и прошлая, и будущая, которую только предстоит создавать. Эта общая история нуждается в постоянной актуализации. Как раз для этого и придуманы праздники.

Материалы по теме
1

Праздники — это всегда напоминание о неких предшествующих исторических событиях. Например, церковные — практически все они приурочены к тем или иным событиям либо из евангельской истории (деяния Иисуса Христа), либо к подвигам святых. И отсюда вытекает некий церковный календарь. Точно так же действует и светский календарь, который приурочен к знаменательным датам и событиям, повлиявшим на нашу историю. В собственном сознании каждый год мы как бы вспоминаем и актуализируем их. 

Для того чтобы напоминать людям собственную историю, существует по большому счету всего лишь два механизма. Первый — это система образования, когда со школы людям что-то рассказывают и напоминают. Второй — это государственные праздники.

И в этом контексте система образования имеет узкую локацию. Она сосредоточена на молодых людях и только гуманитарной специализации. Потому что если человек идет в технический вуз, то он учит историю достаточно факультативно. И получается, что сейчас мы наблюдаем, как очень многие из наших студентов не могут ответить на элементарные вопросы — например, когда началась война. Некоторые даже считают, что и Ленин у нас участвовал во Второй мировой войне, и что Сталин сверг царя, ну и так далее. То есть путаница огромная.

Праздники же — действуют на всё общество целиком. Каждый человек, получив дополнительный свободный день, спрашивает себя: а почему сегодня выходной день? А потому что у нас сегодня, например, 23 февраля. А что такое 23 февраля? И хочешь не хочешь, собственную историю вспоминаешь.

Как говорил Маяковский: «Слова у нас до важного самого, в привычку входят, ветшают, как платья». Так вот праздники имеют тенденцию «ветшать», затираться. И если старшему поколению уже не надо объяснять, что такое 8 Марта или День России, то молодым эти даты могут ни о чем не говорить.

Ну провели какой-то утренник, урок мира или что-то еще, и от праздников начинает веять некоей казенщиной. Они превращаются в формальность, отталкивают от себя молодежь, которая не воспринимает их как что-то, имеющее отношение к жизни.

Стоит вспомнить, что во все века праздник воспринимается как некая радость, веселье, сбой в рутинной работе или жизни. То есть люди не только отдыхают, но и поздравляют друг друга — благодарят, по-своему реалистично «дарят благо». Иногда на себя эту функцию берет государство.

Праздники должны очищаться от формализма, в них всегда должно быть что-то новое, живое, с непосредственным участием самих людей. Отсюда и концепция, на которой, кстати, настаивает сейчас администрация президента: праздники должны проходить не по наезженным лекалам, а с проявлением творческой инициативы.

Вспомним День Победы 9 Мая и идею одного человека, которая стала народной, — акцию «Бессмертный полк». Она вызвала большой энтузиазм у народа. Но если мы будем превращать эту акцию в формальность, она перестанет быть интересной. Поэтому и появилась установка — каждый раз вносить что-то творческое, новое, неповторимое, непохожее на предыдущий год.

Из последних примеров — 8 Марта. Тогда администрация президента дала указание всем губернаторам не превращать это всё в бюрократическую формалистику, отметить праздник креативно, так, как до этого никогда не отмечали. Полная свобода фантазии, полная свобода воли. Губернаторов попросили подключить общественные организации, подключить людей — тех, у кого есть идеи на этот счет. И всё получилось. Как мы помним, губернаторы постарались — кто-то читал стихи собственного сочинения, кто-то поставил в центре города фотоэкспозицию в виде восьмерки и так далее. А наши посольства по всему миру дарили женщинам цветы. В Нью-Йорке, в Париже — выходили и дарили. Соответственно, люди спрашивали: а что это, в связи с чем? И им объясняли, что есть такой праздник — Международный женский день.

Очевидно, что на следующие праздники — 9 Мая, День защиты детей 1 июня, День России, 1 сентября, День народного единства, Новый год — будет дана такая же установка.

Это планируется делать и с помощью грантов, и помогать административным ресурсом. Чтобы вице-губернаторы не занимались дежурным выписыванием определенного количества грамот и благодарностей, а подключали всевозможных «массовиков-затейников», которые будут помогать и придумывать местным властям новые концепции.

Конечно, регионы будут опираться и на собственные силы. Из Москвы никакой праздник, например, в Магадане никто делать не будет. Механизм такой: администрация дает регионам свободу действий и поощряет всяческую инициативу и творчество. А в регионе люди сами решают, что для них интересно. По идее, условный магаданский вице-губернатор должен пригласить свою культурную общественность, журналистов, людей, которые имеют отношение к данному празднику — потому что это может быть, например, День рыболова. Поговорить с ними, узнать, о каких-то лучших практиках, как они уже отмечали что-то подобное. Попросить их покреативить, проявить инициативу, подумать: а как бы мы могли в этом году сделать это наиболее интересно для всех работников отрасли. Люди придумают, а власть сделает всё, чтобы помочь. Чтобы инициатива — состоялось.

Эта помощь может заключаться в предоставлении помещений, связи, транспорта, оповещения в СМИ и так далее. Если на это нужны деньги — можно выдавать региональный грант. Потому что везде есть общественные палаты, везде есть губернаторские фонды, и они могут выдать региональный грант общественной организации, которая возьмет на себя организационную работу по подготовке мероприятия. В итоге в каких-то субъектах могут появиться весьма любопытные практики, опыт которых будет интересно растиражировать на всю страну.

Автор — политолог, профессор Национального исследовательского института «Высшая школа экономики»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции​​​​​​​​​​​​​​


Прямой эфир