Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

​​​​​​​Американская социальная сеть поиска работы LinkedIn заинтриговала российские медиа, внезапно зарегистрировавшись в российской Федеральной налоговой службе в качестве налогоплательщика. Как сообщили «Известия», начиная с 25 апреля LinkedIn начнет платить в России НДС с оказанных услуг.

Материалы по теме
3

Есть только одна необычная деталь — LinkedIn не оказывает в России никаких услуг и не может начать тут работать по своему усмотрению. Она еще в прошлом году заблокирована Роскомнадзором в связи с отказом хранить персональные данные российских пользователей на территории Российской Федерации. Судя по всему, технически такая возможность в LinkedIn не предусмотрена, а российский рынок не настолько велик, чтобы ради него разрабатывать специальное решение. Кроме того, скорее всего придется хранить не только данные, но и софт, который с ними работает. Компания может опасаться, что этот софт будет скопирован и воспроизведен. Хотя вряд ли стоит опасаться российских клонов, однако код может утечь к китайским или американским конкурентам. В беседе с «Известиями» представители компании фактически произносят обычные для пресс-службы слова о том, что российские пользователи не имеют возможности получать услуги LinkedIn, но перенести данные отнюдь не обещают.

Возникает, конечно, вопрос: зачем же регистрироваться в качестве налогоплательщика, если услуги не оказываются и в ближайшее время не будут? Все гипотезы сводятся к тем или иным интересам компании Microsoft, которая владеет LinkedIn. Во-первых, Microsoft — один из ведущих игроков на рынке облачных сервисов. Решить проблему собственного проекта, то есть найти способ удаленного хранения данных в России, так, чтобы сервис работал, как обычно, — это технологический вызов для компании, который она может решить и при этом еще создать пиар-повод. Другие компании, у которых возникают проблемы с тем же законом, смогут этим решением воспользоваться. Более того, в прошлом Microsoft объявляла о намерении построить в России сеть крупных дата-центров. Если такой центр будет построен, то LinkedIn сможет стать его крупным клиентом. И данные будут храниться в России. Правда, это не может произойти немедленно.

В-третьих, юридические споры по поводу того, что означает хранение данных в России, возможно, будут разрешены в ходе какого-нибудь крупного пакетного соглашения — например, с российским правительством. Впрочем, если будет реализовываться стратегия импортозамещения, то у этого варианта шансов на осуществление мало.

Наконец, LinkedIn владеет большим объемом данных о пользователях, в том числе и российских. Данные — это золото информационного общества, они нужны Microsoft. И не только Microsoft — пока время идет, другие крупные IT-компании, такие как Google и Facebook, продолжают данные собирать.

Не имея возможности собирать данные через LinkedIn, Microsoft теряет некоторую часть уникальной и ценной информации о россиянах.

В компании понимают, что эту потерю надо восполнить, поэтому вполне возможно, что задача вернуть LinkedIn в Россию поставлена, хотя конкретный путь пока покрыт туманом. Не исключено, что Microsoft вознамерилась на базе LinkedIn развивать социальную сеть более широкой направленности, используя другие технологии, которые позволят без особых хлопот хранить пользовательские данные в России. Компания может даже рассчитывать, что закон отменят или внесут в него поправки.

Остается и еще один, хотя и маловероятный, вариант — LinkedIn будет оказывать в России какие-нибудь услуги, не связанные с хранением данных. Какие — мы пока не знаем. 

Отсутствие LinkedIn в России создает определенный шанс для российских компаний. Хотя у нас действует большое число довольно популярных сервисов поиска работы, а крупные порталы имели соответствующие разделы и владели известными проектами («Яндекс» владел сетью «Мой Круг», а Mail.Ru Group — HeadHunter), у нас нет аналога LinkedIn, имеющего статус практически обязательного для специалиста проекта, где все, кто работает, надраивают до блеска свои резюме. На сайтах поиска работы резюме выкладывают, когда нужна работа, а LinkedIn на Западе является частью жизни, сравнимой с Facebook. Этот пробел может быть заполнен (например, место LinkedIn может попытаться занять какое-нибудь мобильное приложение, в том числе разработанное одной из лидирующих социальных сетей), и опять-таки вряд ли Microsoft хотела бы это допустить.

Автор — заместитель генерального директора ИК «Финам»


Читайте также
Прямой эфир