Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Мир
Силы ПВО Сирии сбили несколько израильских ракет над Дамаском
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
Трамп исключил Рамасвами из списка потенциальных вице-президентов
Мир
По меньшей мере семь человек погибли и 20 пострадали в результате ДТП в Непале
Общество
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
Армия
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Мир
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В Польше обнаружили потерявшийся американский дрон MQ-9 Reaper
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

Министр транспорта: ждем большой рост грузоперевозок по Севморпути

Максим Соколов — об основных шагах для развития инфраструктуры в Арктической зоне
0
Министр транспорта: ждем большой рост грузоперевозок по Севморпути
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Накануне старта Международного арктического форума глава Минтранса Максим Соколов рассказал в интервью корреспонденту «Известий» Евгению Девятьярову о развитии арктической транспортной системы России, перспективах Северного морского пути, строительстве новых атомных ледоколов и создании единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса в Арктике.

— Государство уделяет приоритетное внимание транспортным проектам в арктическом регионе. Почему это так важно?

Материалы по теме
1

— Освоение Арктической зоны на сегодняшний день является одной из приоритетных государственных задач, и во многом ее решение зависит от уровня развития транспортной системы арктического региона. 

Через территорию Арктики проходят морские, воздушные и наземные транспортные маршруты, развитие и навигационно-информационное обеспечение которых придает дополнительные импульсы для освоения ресурсов северных территорий, создает предпосылки для увеличения объемов и привлекательности перевозок по трассам Северного морского пути, а также будет способствовать улучшению условий жизни проживающего в Арктике населения. 

Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года поставлена задача развития транспортной инфраструктуры в регионе с целью обеспечения лидерства России в транспортном использовании Арктики. Минтранс России проводит целенаправленную работу по развитию арктической транспортной инфраструктуры в рамках государственных программ, в том числе с привлечением частных инвестиций, что нашло отражение в стратегических документах развития отрасли. Ярким примером может служить строительство порта Сабетта.  

— Расскажите о текущей ситуации с развитием аэропортовой инфраструктуры в Арктике. 

— В Арктической зоне расположено 73 аэродрома, 12 из которых находятся на побережье  акватории Северного морского пути: Мурманск, Архангельск (Талаги), Амдерм, Варандей, Нарьян-Мар, Бованенково, Сабетта, Диксон, Хатанга, Чокурдах, Тикси, Певек. Действующими редакциями федеральных целевых программ предусмотрена реконструкция восьми из них: Амдерм, Мурманск, Архангельск (Талаги), Нарьян-Мар, Диксон, Певек, Тикси, Чокурдах. Вместе с тем в связи с сокращением бюджетного финансирования в ближайшей перспективе планируется проведение реконструкции только аэропортов Чокурдах и Тикси. 

В условиях ограниченных возможностей федерального бюджета представляется целесообразным привлечение крупных компаний, в первую очередь сырьевого сектора, заинтересованных в сохранении и развитии аэропортовой инфраструктуры вдоль Северного морского пути.

В целях сохранения и развития аэропортовой инфраструктуры труднодоступных и северных территорий на базе убыточных аэропортов регионального и местного значения государством были созданы федеральные казенные предприятия, субсидируемые из федерального бюджета. 

Такая мера позволит нам обеспечить функционирование убыточных аэропортов, в том числе расположенных в арктическом регионе, что создаст благоприятные условия для развития авиации в Арктике.

— Какие проекты сейчас реализуются в сфере арктической железнодорожной инфраструктуры?

— Для развития железнодорожной инфраструктуры Арктики реализуется проект строительства пускового комплекса Томмо–Якутск. Его реализация позволит обеспечить круглогодичный бесперебойный завоз грузов в труднодоступные районы Крайнего Севера.

Крайне важным для развития транспорта в Арктике является проект создания железнодорожного Северного широтного хода. Он соединит Северную и Свердловскую железные дороги и сократит путь от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского бассейна.

Основными участниками этого проекта выступают РЖД, «Газпром» и администрация Ямало-Ненецкого автономного округа. Они финансируют объекты собственной существующей железнодорожной инфраструктуры.

Кстати, в рамках Арктического форума планируется подписание соглашения по реализации проекта строительства Северного широтного хода между ОАО «РЖД» и ПАО «Газпром», закрепляющего основные намерения сторон.

— Какое внимание уделяется автомобильным дорогам?

— Всего по территории Арктической зоны проходят участки автомобильных дорог федерального значения общей протяженностью 729,5 км. Сейчас в основном ведется планомерная ремонтно-восстановительная работа на этих участках.

Так, на автомобильной дороге Р-21 «Кола» завершена реконструкция подъезда к Мурманску протяженностью свыше 15 км. Реализация проекта позволила устранить инфраструктурные ограничения грузовых и пассажирских потоков и повысить безопасность дорожного движения за счет выведения транзитного транспорта за пределы улично-дорожной сети города.

На автомагистрали М-8 «Холмогоры» была завершена реконструкция на участке протяженностью 13 км, который является звеном таких важнейших международных трансъевропейских маршрутов, как Северный морской путь и Международный евроазиатский транспортный коридор «Север–Юг».

В текущем году в целях повышения пропускной способности планируется реконструкция мостового перехода через канал Княжегубской ГЭС на автомобильной дороге Р-21 «Кола».

— Расскажите о планах развития Северного морского пути. Как вы оцениваете потенциал этого транспортного маршрута для перевозки грузов?

— Мы разработали и утвердили комплексный проект развития Северного морского пути, в рамках которого сейчас активно модернизируются морские порты. Общий объем перевозок грузов по этому маршруту в 2016 году вырос почти на 40% и составил около 7,5 млн т. Это немалый прирост. Основные перевозки — это экспорт добываемых в Арктической зоне природных ресурсов и поставки жизненно важных товаров на Крайний Север в рамках «северного завоза». 

К 2020 году только из Обской губы планируется вывозить 16,5 млн т сжиженного природного газа и около 2 млн т газового конденсата благодаря реализации 3-й очереди проекта «Ямал СПГ». Проект «Газпром нефти» по освоению Новопортовского месторождения сформирует ежегодный объем в размере 8,5 млн т сырой нефти. Таким образом, с этого года ожидаем значительный рост грузоперевозок по Севморпути.

За последние два года построены два дизель-электрических ледокола «Мурманск» и «Владивосток» мощностью 16 МВт и ледокол «Новороссийск», которые позволят уверенно осуществлять проводку судов, преодолевая льды толщиной до 1,5 м. Спущен на воду ледокол «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт, строительство которого должно быть завершено к концу 2018 года.

Всего в акватории СМП работают восемь линейных ледоколов — четыре атомных и четыре дизель-электрических. До 2025 года рассматривается возможность строительства двух универсальных атомных ледоколов проекта 22220 и атомного ледокола-лидера мощностью 110 мВт.

В течение последних лет мы провели большую работу по обеспечению безопасного плавания судов и защите морской среды от загрязнения в акватории Севморпути. 

— С какой целью создается Единая защищенная информационно-телекоммуникационная система транспортного комплекса Арктической зоны? Что будет входить в ее функции?

— Это наше важнейшее направление работ на сегодня. Надежная информационно-навигационная среда является основой безопасной и эффективной работы транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации. 

В целях обеспечения национального суверенитета над информационными потоками в транспортном комплексе Арктической зоны министерством инициировано создание единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса в Арктике. Она будет охватывать всю без исключения территорию Арктической зоны нашей страны, включая арктическую акваторию, внутренние водные и сухопутные магистрали, кроссполярные авиатрассы, а также региональные транспортные направления и сети Арктической зоны России.

С учетом планируемого роста интенсивности грузовых перевозок в Арктической зоне России информационный ресурс этой системы будет использован для координации транспортно-логистической работы в транспортных узлах, а также оперативного мониторинга транспортной обстановки в Арктике. Внедрение этой системы поможет социально-экономическому развитию обширных и богатых ресурсами арктических территорий.

Приоритетными для новой системы будут функции всестороннего картографического, гидрометеорологического, навигационного и связного обеспечения грузовых и пассажирских перевозок всеми видами транспорта в Арктической зоне.

При этом национальная суверенность предоставления всех видов информационно-навигационных услуг является первоочередной задачей. Мы ориентируемся на ресурсы отечественных спутниковых систем и платформ «Гонец», «Меридиан», ГЛОНАСС и других. Кроме того, запланировано создание многопозиционных систем наблюдения на базе единого стандарта 1090ES автоматического зависимого наблюдения.

Работы по созданию системы будут согласованы с программой модернизации к 2020–2025 годам инфраструктуры ключевых морских портов и систем управления движением по Северному морскому пути, системы управления воздушным движением в арктических аэропортах и строительством новых железных и автомобильных дорог.

Всё вместе позволит наконец-то решить проблему создания надежной и устойчивой ведомственной среды передачи данных в Арктической зоне Российской Федерации, без которой невозможно представить себе безопасное и эффективное транспортное обеспечение.

— Будут ли в Арктике применяться беспилотные системы? 

— Да, планируем применять. Комплексное внедрение беспилотных систем в арктический транспортный комплекс — это отдельная масштабная задача.

Как раз на базе единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы, о которой мы говорили, планируется развернуть перспективную систему управления движением беспилотных транспортных средств в Арктике, способных существенно расширить спектр выполняемых задач для арктического транспортного комплекса. 


Прямой эфир